За чертой

Константин Соколов, постоянный автор WhyWhyWine, размышляет о провинциальном потреблении вина и культуре пития, которая сформировалась вне городов-мегаполисов. Каким воспринимает вино житель глубинки? Что он называет словом «вино»?

Column-corner
Middle_Kathunar

 

Скажу сразу, мои представления о винной жизни в провинции ограничивается Тверью. Можно, конечно, уточнить, что Тверской областью, но в прилегающих и входящих в состав этого субъекта Российской Федерации районах Вина, а не жидкостей с виноразливочных предприятий, почти не бывает.

Я знаю, что в миллионниках, да и просто в городах с более развитой инфраструктурой очень многое происходит по-другому, поэтому не исключаю, что и ситуация с вином и его потреблением там иная. В конце концов, в соседнем Ярославле специализированных магазинов на порядок больше, поэтому буду писать исключительно о том, что вижу и знаю.

Сколько-нибудь приличное вино в Твери стало появляться в начале двухтысячных. Первый специализированный магазин, в котором главным образом лилось рекой молдавское, кубанское и псевдогрузинское вино, иногда радовал приятными бутылочками. В очень ограниченном ассортименте, но здесь мелькали французские, итальянские, испанские, венгерские вина известных апелясьонов и популярных сортов. Новый Свет игнорировался начисто, и правильно - большинство потребителей просто не подозревало о том, что в Чили или Австралии, не говоря уже о других странах нового виноделия, производят вино. Народу было достаточно маркетинговых легенд об абсолютно рядовых лангедокских винах а ля Жан Поль Шене.

Революция произошла где-то в 2003 - 2005 годах. Вдруг на полках супермаркетов стали появляться в массовом количестве вина, которые можно было пить. Причем как демократического сегмента (те же Чили и Австралия), так и элитные (встретить в крупном супермаркете бутылочку бордосскоо crus classes по заоблачной цене было обычным делом). Причем квалифицированного персонала у виноторговцев, разумеется, не было, но это только шло на пользу виноманам. Тогда запросто можно было познакомиться со вкусом канадских, мексиканских, уругвайских, алжирских, израильских, канадских, английских и многих других вин из стран, которые у нас были и до сих пор остаются экзотикой.

Смекнувшие что к чему коммерсанты быстренько подсуетились, и в городе стали появляться специализированные магазины. Причем открывали их люди, ранее торговавшие, к примеру, стройматериалами. Но, опять-таки, как ни удивительно, это было во благо любителям вина. Скажем, обычным делом были дегустации в магазинах, пару раз делались попытки организовать «День молодого вина», ассортимент был для провинции весьма и весьма неплохим, в специализированных магазинах можно было запросто купить достойные аксессуары. Стали даже появляться продавцы, разбирающиеся в вине и т.д., и т.п.

Но все это разбилось об одну-единственную проблему - отсутствие грамотного потребителя. А бизнесмену все равно, чем торговать - молдавской и испанской дешевкой, или винами категории АОС. Какая разница, с чего получать прибыль? В те годы я еще занимался профессиональной журналистикой и вел единственные в Твери винные рубрики. Сначала в одной из газет, потом - в журнале. После многочисленных встреч с виноторговцами я убедился в одном: для них вино - всего лишь источник прибыли. Воспитывать вкус потребителя, заниматься промоушеном, пиаром и т.д. - для них это то же самое, что слетать на Луну. Элементарную рекламу давать соглашались в качестве исключения. Получить комментарии для бесплатного (!) упоминания в статье - намучаешься. Абсолютно та же история и с директорами магазинов, и с владельцами оптовых компаний. Немного заинтересованнее были производители, но писать о водке и «вине» из привозных виноматериалов совершено не хотелось.

Итог понятен. Через пару лет всем надоело ставить на прилавок вина, которые плохо продаются. Исчезли винные холодильники. Пропали аксессуары. Постепенно количество специализированных магазинов (их и было-то в лучшие времена не больше десятка) сократилось вдвое, равно как и площади оставшихся, ассортимент ухудшился в разы. Типичный винный магазин в Твери сегодня - это полный стандартный ассортимент крепких напитков (сегодня люди хоть с какими-то деньгами пьют не водку, а виски - дело престижа!), вино: два-три десятка французских наименований, по десятку Испании, Италии, Чили и Австралии, иногда мелькают и другие страны, но без особых изысков. Да, чуть не забыл - на прилавки вернулось, правда, без особого триумфа, молдавское. А какой может быть триумф, если разлитые в той же Твери или Подмосковье чилийские или испанские виноматериалы и дешевле, и милее своим происхождением потребителю? А тем, кому не все равно, что пить, с каждым днем все труднее найти заветную бутылочку. Не могу сказать, что выбрать совсем уж не из чего, но если мне захочется бургундского Pinot Noir, то можно объехать весь город и не найти. Грустно...

Что до потребителей... Если по данным некоторых соцопросов, во Франции более-менее разбирается в вине не более 10% населения, то что говорить о российской провинции? Самый свежий пример: поехали с коллегами отметить получение годового бонуса. Ресторан, как нередко случается в провинциальных реалиях, для всех и ни для кого: русская, итальянская кухня и суши (сказать про них «японская кухня» не могу). Народ, даром что никто палочки держать не умеет, заказывает суши и роллы. Я останавливаюсь на итальянских блюдах: помидорах с моцареллой и пасте болоньезе. Все смотрят на меня в ожидании выбора вина. Поскольку выбирать не из чего, заказываю Кьянти. И все дружно... просят принести его же. Под суши!!! Правда, одна из коллег подошла поинтересоваться, что же заказать. В винной карте Гевюрцтраминер был, но далеко не дешевый. Пришлось девушке довольствоваться сливовым вином.

Но и это еще не все. Заметив, как я поморщился при виде налитых до краев бокалов (в большинстве наших ресторанах наливают только так), коллеги спросили, что не так. После моих объяснений о том, как пить вино, последовал замечательный вопрос: «А я вот слышала, что нужно нюхать не вино, а пробку?» Занавес.

С другой стороны, ну а откуда появятся грамотные потребители? Народных дегустаций просто не бывает. Недавно мне по старой памяти прислали приглашение на дегустацию чилийских вин в самом пафосном ресторане города. Дегустировать предлагалось напитки массового сегмента. Те самые, которые надо бы наливать в магазинах и даже супермаркетах, дабы желающие смогли почувствовать хоть какую-то разницу. Но нет, боятся виноторговцы. И их можно понять - появление очереди из страждущих напиться или похмелиться гарантировано.

И вся надежда разве что на глобальное потепление: если вдруг в наших широтах начнет расти виноград, может, через пару сотен лет у нас и появится винная культура. Хоть какая...

 


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.