Крупный формат

Пьер Луртон, Роберт Ленч и Château d’Yquem Sauternes 2005 Навухудоносоры от производителей Шампанского

Всемирно известный производитель белых сладких вин Château d’Yquem объявил о продаже части вина урожая 2007 года в бутылках Навуходоносор, вмещающих 15 литров вина

 

Для производства тары использовалось специальное стекло, которое со временем не пожелтеет, а для того, чтобы переносить такую бутылку, нужны два человека

Многие винные хозяйства мира периодически выпускают свою продукцию в бутылках крупного формата, но особенно часто это делают производители шампанского. В конце XIX века они первыми начали использовать необычные названия для крупной тары, начиная с 3 литровой бутылки, которая стала называться «Иеровоам», и заканчивая 20 литровой под названием «Соломон». Все эти имена библейских персонажей были даны для ассоциации потребления шампанского с помпезной и таинственной обстановкой, характерной более для времен минувших. Пятнадцатилитровая бутылка Навуходоносор была названа в честь вавилонского царя (605-562 до н.э.), чьи владения простирались в Междуречье, то есть нынешней территории Ирака. При нем царство превратилась в процветающую страну. Среди прочего им был сооружен знаменитый необычный парк, так называемые «висячие сады Семирамиды» - одно из 7 чудес света. Интересно, что когда в 331 г. до н.э. войска Александра Македонского захватили Вавилон, прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Но именно тут, в тени «висячих садов», он и скончался, выпив отравленного вина.

В дальнейшем, такие «крупноформатные» бутылки стали использовать и для тихих вин. Но вернемся к Château d'Yquem.

Это уже второй урожай хозяйства, предложенный в бутылках такого формата - первым было вино Château d'Yquem Sauternes 2005. До этого винодельня пользовалась только тремя видами бутылок: 375 мл (полубутылка), 750 мл (стандартная) и 1,5 л (две стандартные). Один раз, в 1982, когда хозяйством владела еще семья Люр-Салюсов, была использована шестилитровая бутылка.

Как объяснили владельцы хозяйства, а с 1999 года им владеет знаменитый европейский конгломерат товаров роскоши LVMH (Moеt Hennessy Louis Vuitton), прервавший более чем двухвековое владение Château d'Yquem династией Люр-Салюсов, таким образом они хотели отметить исключительный урожай 2005 года. Было принято решение выпустить 120 штук 15 литровых бутылок, из которых 100 пустить в продажу, а 20 оставить на хранение в коллекции самого шато. Продажная цена была установлена на уровне $17100 за бутылку. Все сто бутылок были пронумерованы, к бутылке прилагался сертификат подлинности вина. Она укладывалась в специальную деревянную коробку, на передней крышке которой крепилась бронзовая пластинка с номером. Причем номера и имена владельцев разыгривались в лотерею, чтобы ни у кого не было особой привилегии получить бутылку под №1. Распроданы бутылки в 2007 году были достаточно быстро, хотя вино в то время находилось еще в бочках. Это было чем-то похоже на практикуемые в Бордо продажи вина под будущую поставку еn primeur. Реализация этого вина поровну была поручена двум компаниям: 50 бутылок распространяла Bordeaux Wine Investments, а вторую половину - Bordeaux Wine Locators. Свое вино урожая 2005 года владельцы смогли получить только во время проведения в июне этого года выставки Vinexpo 2009 в Бордо. Надо отметить, что реализация этого вина осуществлялась еще до начала нынешнего финансового кризиса, поэтому основными покупателями были инвестиционные и хедж-фонды, которые имели для этого средства.

Удачные результаты первого подобного мероприятия, а также очень хороший урожай Château d'Yquem в 2007 году подтолкнули Роберта Ленча (Robert Lench), управляющего директора компании Bordeaux Wine Investments и генерального менеджера Пьера Люртона (Pierre Lurton) повторить эксперимент на тех же условиях. К слову сказать, выдающиеся урожаи в этом шато случаются 2-3 раза за декаду. И хотя со времен реализации бутылок урожая 2005 экономическая ситуация в мире сильно изменилась, они надеются на успех своего повторного мероприятия. Цена на бутылку урожая 2007 была установлена чуть ниже - $16900. У устроителей есть надежда, что интерес к этому вину проявят в первую очередь те коллекционеры, кто уже приобрел первую большеформатную бутылку 2005 года.

 

Вдох-выдох, хватит!

Вино в крупногабаритных бутылках стареет медленнее, чем в стандартных, и винам с мощным потенциалом, а к таким, безусловно, относится Château d'Yquem, это дает существенный выигрыш в качестве.

Вина, как известно, выдерживаются в бочках и бутылках. Процесс созревания вина в бочках наиболее быстрый, поскольку кислород постоянно проникает через стенки, вино поглощает его и «растет». Когда вино заливается в бутылку, оно как бы делает «глубокий вдох». Содержащийся в бутылке кислород, а также небольшое его количество, которое проникает через пробку, обеспечивают дальнейшее развитие вина, но значительно более медленное, чем в бочке. Конечно же это важно для вин, предназначенных для длительного хранения.

Так зачем использовать большие бутылки? Ключевое значение здесь имеет первый «большой глоток» воздуха, когда вино наливается в бутылку. Большие бутылки, как правило, имеют примерно тот же размер горлышка, что и стандартные, поэтому количество воздуха, которое остается в горлышке над поверхностью вина, одинаковое. Но в больших бутылках соотношение между объемом вина и количеством оставшегося воздуха многократно выше, чем в стандартной упаковке. Для бутылки типа Навуходоносор, например, это соотношение увеличивается в 20 раз! В результате достигается более медленный процесс «роста», созревания вина, что позволяет ему достичь пика своего развития до того, как оно состарится и позволит оставаться в целости и сохранности значительно дольше, чем в стандартной бутылке,. Кстати в отношении сладких вин это особенно актуально, поскольку сахар является консервантом. Именно поэтому довольно часто продвинутые коллекционеры собирают у себя бутылки только больших размеров.

Крупный формат незаменим при угощении большого числа людей. Из 15 литровой бутылки, например, на одного из ста человек присутствующих придется 150 г, то есть вполне приличная доза, учитывая, что это сладкое вино.

Опять же большие бутылки всегда очень эффектно и престижно выглядят в интерьере роскошного ресторана. Когда такая бутылка помещается в гигантскую «люльку» для декантирования или розлива, работа соммелье в этом случае поднимается на новую высоту, делая его чуть ли не «гвоздем» всей программы вечера.

По мнению известного британского винного критика Серены Сатклифф (Serena Sutcliffe), эти бутылки могут быть хорошим подарком для внуков и правнуков сегодняшних покупателей.

Впрочем, для сладких десертных вин такой формат не очень практичен - это ведь не Шампанское, которое могут выпить в достаточно больших количествах относительно небольшое число гостей. Трудно собрать столько людей, чтобы разлить 15 литровую бутылку - именно поэтому для сладких вин малые форматы более предпочтительны.

 

Большую или маленькую?

Как отреагировали в мировой винном сообществе на факт розлива драгоценного «эликсира» Château d'Yquem Sauternes 2007 в такие бутылки? Надо учесть, что среднее годовое производство вина в хозяйстве составляет около 60 тысяч литров вина. 120 бутылок по 15 литров - это 1800 литров или 3% годового производства, что, вроде, и не так уж много. Но надо понимать, что эти 1800 литров, скорее всего, будут представлять интерес только как вложение денег на то время пока бутылки закупорены.

Общая тенденция сейчас такова - вино Château d'Yquem становится все менее доступным отдельным потребителям и все более - крупным инвесторам. Причем это правило все сильнее проявляется по мере движении от меньших бутылок к более крупным по объему.

Бутылки огромных размеров предназначены исключительно для коллекционеров, инвестиций, хранения и, возможно, даже никогда не будут открыты. Не противоречит ли это основной цели создания вин? Зачем беспокоиться, создавая это вино, если никто не собирается его пить, по крайней мере в обозримом будущем?

Вложение денег в вина Château d'Yquem всегда считались выгодными инвестициями. Для этого имеются все необходимые атрибуты: из года в год высокие баллы, получаемые от винных экспертов, невероятное долгожительство (отдельные урожаи этого вина могут храниться до 100 лет), всемирная популярность марки, безупречная родословная, всемирный спрос и малые объемы производства. При этом вино не из дешевых, особенно в лучшие годы. Вино 2005 сопоставимо с винами этого же года таких хозяйств, как Château Margaux и Château Haut-Brion.

Является ли покупка крупноформатных бутылок урожаев 2005 и 2007 хорошей инвестицией? Общее мнение - «да», учитывая качество урожая, престижность хозяйства, лимитированное количество бутылок, постоянно растущий мировой спрос на лучшие вина, прослеживаемую историю и возможность подтвердить подлинность вина со временем через маркированные бутылки и прилагаемый сертификат. Правда, стоит обратить внимание на следующие подсчеты: сегодня аукционная цена стандартной бутылки Château d'Yquem Sauternes 2005 - $160. В 15 литровой бутылке стандартных - 20 штук. При цене Навуходоносора 2005

$17100 цена одной стандартной бутылки составляет $855, то есть прибыль равна 534%. Ради такого можно пойти на многое. Понятно, что со временем вино в стандартной бутылке начнет расти в цене, а вот как поведет себя цена 15 литрового Château d'Yquem уверенно сказать сегодня не может никто, так что это соотношение может существенно измениться в любую из сторон. Винный рынок ничем не отличается от других и грамотно просчитать стратегию своих действий на нем ничуть не легче, чем на мировом нефтяном рынке. Утешает одно - экономические потрясения приходят и уходят, а Château d'Yquem остается.

 

Оценки винтажа 2005

Джеймс Саклинг, редактор американского журнала «Wine Spectator», 95/100 баллов. «В аромате цветочные, лимонные, яблочные и кремовые тона, переплетающиеся с ананасом и абрикосом. Полновкусовое и очень утонченное. Во вкусе пряности, сухофрукты. Вино начинает ощущаться во рту медленно, но потом как взрыв вкуса. Послевкусие долгое и волнующее».

Роберт Паркер, 95-98/100 баллов. Паркер вообще неравнодушен к Château d'Yquem. Ему принадлежит следующее высказывание: «Это одно из немногих дорогостоящих вин, оправдывающих свою заоблачную цену. И это единственное вино в Бордо, достойное отдельной классификации».                                                                                       2007                                                                                                                                                                                                                  

Джеймс Саклинг тестировал вино из бочки, поскольку в бутылки оно еще не розлито, 97/100 баллов.

 

 

 


Автор: Михаил Бабинский

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глас народа  

 

 

«Если бы у меня была такая бутылка, я смог бы позвать сотни своих близких друзей на мое 60-летие и угостить» 

«Могу только предположить, что это должен быть очень смелый человек, который захочет открыть такую бутылку и прикончить ее за один раз»           

«Навуходоносор! Что дальше - бочка на 1000 литров? Вино перестает быть радостью. Жаль, что величайшее вино мира становится жертвой одержимости крупных магнатов рынка»       

«Раньше я ходил в винный магазин с небольшой сумкой, а сейчас - с чемоданом?»

«Вино приобрели в основном инвестиционные компании, что дает основание рассматривать выпуск большеформатных бутылок шато как веление времени. Хочется надеяться, что это только разовые акции, особый заказ, а не отход знаменитого хозяйства от своих вековых традиций»

 


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.