Культура умирает

Large_student_wine

WhyWhyWine уже не раз сообщал о том, что винодельческая индустрия Франции, самой винопроизводящей и винопотребляющей страны в мире, все сильнее сталкивается с проблемами как у себя дома, так и на экспортных рынках

 

Тому много причин и в них попробовал разобраться Panos Kakaviatos в последнем номере журнала «Decanter». Неистовое антиалкогольное лобби, падающий экспорт, уменьшающееся потребление вина внутри страны... Французы перестали любить вино?

«Культура вина во Франции умирает», - заявляет Olivier Magny, основатель компании «O Chateau», которая организует дегустации вин в Париже.

«За последние 30 лет политики и средства информации практически «криминализировали» потребление этого напитка. Пить вино во Франции больше не является утонченным или изысканным делом, как это принято в других странах», - продолжает он. С 1970 года потребление вина в стране упало наполовину; и в тоже время, использование антидепрессантов за тот период выросло в пять раз. Вино «унижают». Это новый «Французский парадокс», только со знаком минус. В последнее время наблюдается рост потребления вина в год на душу населения во многих странах. В США в 1970-х было 4 л, сейчас - около 9; Великобритания: было 6 л, стало 19. А вот во Франции тенденция в последнее время абсолютно противоположная. Если в 1970-х было 120 л на человека в год, то в 2010 все идет к тому, что будет порядка 55 л. Это падение можно объяснить демографическими сдвигами, которые заметны и в других винопроизводящих странах Старого Света, таких как Италия или Испания, где раньше вино было популярным, повседневным напитком среди простых слоев населения, так называемых «голубых воротничков». Сегодня вином больше наслаждаются средний и высший классы общества - «белые воротнички», но на них приходится меньшая часть населения. Однако, что по-настоящему убивает винный энтузиазм во Франции в последнее время, так это кампании влиятельных антиалкогольных групп, постоянно подчеркивающих, что потребление вина оказывает негативное влияние на здоровье, и делающих основной акцент на использования пестицидов в процессе выращивания винограда. Нельзя здесь не упомянуть и знаменитый закон Elvin, наложивший очень жесткие ограничения на рекламу алкоголя во Франции.

Пример одного из рекламных плакатов, призывающий французов к умеренному потреблению вина:

Потребляйте не более:

три бокала вина в день для мужчин

два бокала для женщин

максимум четыре в связи с каким-нибудь мероприятием

обязательно один день воздерживайтесь от употребления вина

Надо отметить, что официальной единицей измерения в «один бокал» во Франции является объем вина в 100 мл. Для примера, в Великобритании подобная единица измерения - порядка 175 мл, в США - 120 мл. Справедливости ради надо добавить, что такая организация, как World Cancer Research Fund рекомендует более низкие дозы: два бокала в день для мужчин и один для женщин.

Культура потребления вина и традиции, связанные с ним во Франции, несомненно формируют национальное наследие. Но это не отменяет того факта, что вино это все-таки алкогольный напиток, который содержит 10-15 грамм этанола в 100 мл напитка. Потребление его (этанола) в количествах 20-30 г в день может сказаться на здоровье.

Надо сказать, что условия борьбы между антиалкогольными организациями и союзами производителей вина в стране далеко не равны. Так французская организация с аббревиатурой ANPAA, которую можно перевести, как «Национальная ассоциация предупреждения алкоголизма», поддерживается государством и имеет годовой бюджет на уровне 65 млн евро (кстати, это деньги налогоплательщиков). И в то же время, другая организация, Vin et Societe, представляющая все основные французские апелясьоны, начиная от производителей столовых вин и до крупнейших игроков Бордо и Бургундии, имеет годовой бюджет порядка 200 тысяч евро - в 325 раз меньше. Равные силы и возможности?

Когда антиалкогольное лобби атакует вино, это тяжело ударяет по индустрии, особенно в плане конкуренции на экспортных рынках. Так падение экспорта французских вин на рынке Великобритании в прошлом году составило 12%. Страна опустилась на пятое место среди основных игроков на рынке Британии.

Не лучше ситуация и внутри страны. Здесь идет серьезнейшая борьба за молодое поколение. Призывы к тому, что нельзя пить и управлять автомобилем абсолютно правильны и справедливы. Долгое время во Франции существовал закон, запрещающий покупать крепкий алкоголь лицам до 18 лет. С 2009 это правило распространилось и на вино с пивом (для примера, в США продажа любого алкоголя, как и табака, разрешена только лицам, достигшим 21 года). Правда, несмотря на такое ужесточение, французское правительство похоже понимает значение вина во французской культуре и пытается, хоть как-то отделить его от других алкогольных напитков. Так государство поддерживает проведение винных дегустаций в университетских столовых. Специалисты считают, что высшие учебные заведения должны давать студентам знания и в области вина, аналогично тому, как они делают это в отношении академических дисциплин.

«Почему есть лекции по сексуальному воспитанию и нет по винному? Необходимо позволять студентам пробовать и дегустировать вино, учить их умеренности, всячески демонстрировать, что потребление этого напитка является удовольствием, полезно для здоровья и является частью их национального наследия», - заявил бывший директор Сорбонского университета. Ведь создается парадоксальная ситуация, когда молодые люди в Англии знают французские вина лучше, чем их французские сверстники. Российский студент может справедливо воскликнуть: «Мне бы их проблемы. Дай бог, в нашей университетской столовой нормально поесть за небольшие деньги. Какое уж там вино!». Но здесь надо понимать, какое значение имеет этот напиток для французов даже при всех нынешних негативных тенденциях.

Хотя все меньше молодых французов сейчас пьет вино, определенным позитивным фактором для местной винной индустрии является то, что среди них растет число образованных людей, которые рассматривают вино не как способ напиться, а как приятное сопровождение еды. Так что проблема, помимо всего прочего, упирается и в соответствующее образование молодежи.

«Антиалкогольное лобби не должно разрушать винную идустрию и культуру потребления вина, которым уже несколько тысяч лет во Франции. Французы любят вино, пьют его и для защиты этого напитка готовы начать еще одно «Французское Сопротивление», - заканчивает такими словами автор статьи.

 

Население Франции

65 млн

Непьющих по закону и возрасту: моложе 15 лет и старше 75-ти

17 млн

Потенциальных потребителей вина

48 млн

Никогда не потребляли алкоголь

3.4 млн; 7%

Потребляют только по случаю

17.8 млн; 37%

Потребляют как минимум один раз в неделю

17 млн; 35%

Потребляют каждый день

7 млн; 15%

 

 

Потребляющие алкоголь в возрате 18-75 лет

*

Вино

81%

Крепкий алкоголь

58%

Пиво

54%

* Сумма более 100%, поскольку опрошенные могли указывать все спиртные напитки, которые они потребляют. Данные по Франции

 

Изменения потребления вина на душу населения в год в литрах по разным странам в период между 2002 и 2006 гг

Страна

Население

(2006), млн

2002

2003

2004

2005

2006

Общее изменение

Франция

61

57.20

54.77

54.44

54.21

53.88

-5.80%

США

298

7.92

8.16

8.41

8.77

9.00

+13.57%

Великобритания

61

16.36

17.53

17.70

19.79

19.20

+17.97%

Ирландия

4

12.19

14.28

14.03

14.03

14.03

+15.15%

 

 


Автор: Алексей Михайлов

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.