Элеонора Скоулз. Взгляд со стороны

К сожалению, у нас не так много винных критиков и обозревателей, а уж тех, «кто на слуху и в теме» – по пальцам пересчитать. Список ее публикаций и регалий впечатляет. И хотя «русская Дженсис Робинсон» сейчас живет в Италии, она по-прежнему продолжает писать для многих изданий, в том числе и русскоязычных. Как и для любого другого журналиста, ей привычнее брать интервью, чем их давать, но мы решили изменить этот порядок и попросили ответить на наши вопросы

 

Как и почему вы решили начать писать о вине и стать журналистом, пишущим о вине? С чем это было связано?

В эту профессию приходят по разным причинам, но меньше всего - по карьерным соображениям. Пока не встречала людей, которые бы осознанно задавались целью стать винными журналистами. Мой путь тоже складывался постепенно. В конце девяностых я работала специалистом по маркетингу и управлению персоналом в крупной международной аудиторской компании. Тогда же, благодаря поездкам за границу, появился интерес к хорошему вину, однако он оставался на любительском уровне. В том, что винное увлечение переросло в новую работу, я отчасти благодарна своему сыну. До и после его рождения нашлось время, когда я смогла углубиться в тему вина. Прекрасно помню первую книгу - The Wine Bible Карен Макнил (Karen MacNeil), которую до сих пор считаю своим любимым печатным компаньоном о вине. Она разложила по полочкам запутанный мир этого напитка, я искренне рекомендую прочитать ее всем. Больше того, эта книга разожгла желание покупать разные вина, пить их и учиться понимать, что за каждой бутылкой стоит своя удивительная история. С 2002 года я понемногу начала записывать свои впечатления, которые стали выходить в «Винной Карте». Отдельное спасибо Игорю Сердюку, главному редактору «ВК», поддержавшему мои начинания. Сейчас, по прошествии 8 лет, мне придется долго перечислять все издания, с которыми я сотрудничала раньше и работаю сейчас, - они включают специализированную прессу, деловые издания и глянцевые журналы.

Какими были ваши первоначальные вкусы и поменялись ли они? Помните первое вино, которое попробовали?

Я родилась и выросла на Северном Кавказе, поэтому самыми первыми винными предпочтениями, конечно, были полусладкие грузинские стили. Даже в начале девяностых, когда в стране самым ходовым винным товаром были крепленые «777» и тому подобное, в нашем местном универсаме давали только красное грузинское - «Киндзмараули», «Алазанскую долину», «Ахашени» и далее по списку. Если же говорить о вине, которое сыграло поворотную роль, то им оказалось Chateau Ponchapt из Бержерака. Оно малоизвестно и не имеет особых заслуг, и, тем не менее, дорого моему сердцу. В 1999 году, когда мы отдыхали в Аквитании, Chateau Ponchapt было первым винным хозяйством, в котором я побывала и где с большим смущением впервые по-настоящему дегустировала вина.

На начальных этапах серьезного знакомства с винами, безусловно, было легче понимать яркие сортовые образцы из Нового Света, но со временем эйфория от того, что ты научился распознавать яблочные тона в шардоне, или ежевичные - в ширазе, или тост - от бочки, проходит. Потом начинаешь обращать внимание на общий характер, на то, как взаимодействуют разные элементы, приходишь к пониманию разных стилей. Это традиционный путь от простого к сложному, в результате которого обычно эволюционирует и личный вкус. Если говорить в целом, то я ценю хорошо сбалансированные, питкие, освежающие вина. Любимый стиль - элегантный, нюансированный, чувственный, будоражащий интеллект и эмоции.

Как обстоят дела в России с журналистами, пишущими о вине? Есть ли у нас критики мирового уровня, к чьему мнению стоит прислушаться?

Давайте смотреть объективно. Винный рынок - в международном его понимании - в России зародился в начале девяностых годов. Энтузиасты, которые начали серьезно писать о вине, в нашей стране появились ближе к концу девяностых. Тогда их была горстка, сейчас, по правде, ненамного больше. Главная проблема в том, что винные журналисты в специализированных отечественных изданиях, увы, получают за свой труд ничтожно мало - на одной личной мотивации и любви к напитку далеко не уедешь, если не на что прокормить себя и семью. Между тем, чтобы действительно разбираться в вине требуются колоссальные знания и практический опыт, на приобретение которых нужно время и множество других условий - от посещений винных регионов до регулярных дегустаций. К тому же, винный мир очень динамичен - надо постоянно следить за тем, что происходит вокруг. Да, мы быстро учимся, и в России действительно есть несколько авторитетных экспертов с достойным багажом знаний и опыта, однако о мировом признании говорить пока преждевременно. Должно пройти время, прежде чем наберется определенная критическая масса: на это обычно уходят не годы, а десятилетия. И все-таки радует, что развитие есть. Взять хотя бы то, что происходит в интернете: количество русскоязычных винных сайтов, порталов и блогов растет, а аудитория - расширяется.

Можно ли выявить какие-то отличия между российскими и западными журналистами, пишущими о вине? К чему должна стремиться российская винная журналистика?

В каждой стране есть своя специфика. Британская школа, к примеру, отличается изрядным прагматизмом. Американцы пишут с большим воодушевлением, но порой энтузиазма в описании и оценке вин бывает чересчур. Европейцы по сравнению с ними более сдержанны и консервативны. Отечественная журналистика поначалу «грешила» большой любовью к историческим экскурсам. История, безусловно, важна, но насколько события многовековой давности соотносятся с современным вкусом вина или винодельческими практиками? Винным периодическим изданиям следует сосредотачивать больше внимания на том, что актуально сейчас, и в этом отношении брать пример с деловых или даже глянцевых изданий. В России часто с большим запозданием освещают новости или тенденции, о которых говорит остальной винный мир. К примеру, сколько отечественных публикаций затронули темы этики и критики, вин с пониженным содержанием алкоголя или колоссально возросшего влияния интернета на современную винную культуру? А они были в числе самых обсуждаемых в этом году. У нас крайне мало людей, пишущих о вине, которые могут предложить хороший анализ или имеют оригинальное мышление. На мой взгляд, это самый большой вызов для российских винных журналистов.

Сейчас много говорится о кризисе. Как вам кажется, что изменилось, меняется или изменится в винном мире? Выиграет ли потребитель от этих изменений?

Во время кризисов проблемы любой индустрии обнажаются особенно сильно, и винная - не исключение. Посмотрите, какая коррекция цен сейчас происходит у вин суперпремиального сегмента. Непомерно раздутые цены на бордоские гран крю, супертосканские и «культовые» калифорнийские наконец начали опускаться, и для конечных потребителей эта тенденция, безусловно, позитивна. Потребители теперь осторожно считают деньги и ищут качественные вина по оптимальной цене, даже в дорогой категории. Это в лучшем случае. Вино не является продуктом питания первой необходимости, поэтому в неспокойные времена винные покупки вычеркиваются одними из первых.

Люди приобретают вино реже или меньше, переходят на более экономичные марки, а то и вовсе отказываются от его покупок в пользу других напитков и еды. От экономического спада пострадали все производители, но марки с исторической репутацией качества и честным ценообразованием переносят его легче, чем другие. Тем не менее, проблема мирового перепроизводства сейчас стоит острее, чем когда-либо прежде. Виноделие Австралии переживает жесточайший кризис, в Новой Зеландии, которая заняла нишу экспортера премиальных бутилированных вин, сейчас хозяйства вынуждены продавать виноматериалы. В Европе существуют свои известные проблемы.

Мировой кризис уже начал корректировать структуру винодельческой отрасли, и сейчас сложно сказать, чем завершится этот процесс.

Как дела обстоят в Италии, где вы сейчас живете? Как местные виноделы переживают кризис, и какие существенные изменения происходят в итальянском виноделии?

В Италии шутят, что страна постоянно находится в кризисе, поэтому влияние мирового финансово-экономического спада здесь ощущается не так сильно, так в других государствах. По крайней мере, потребительский рынок стабильный. Если верить одному из последних социологических исследований, которое было проведено Институтом Маннхаймера, 70% итальянцев не изменили своих винных привычек. Что касается винодельческих хозяйств, то сейчас особенно уязвимы производители с большими экспортными продажами. Рынок США, традиционно один из приоритетных для итальянских вин, сильно «просел». Страны Евросоюза, в целом, также сокращают спрос. Между тем, общий качественный уровень итальянского виноделия продолжает расти, мы вступаем в эпоху расцвета итальянских вин из уникальных местных сортов винограда.

Русский рынок потребления вина. Какой он, каковы его характерные особенности?

Россия идет своим путем во всем, включая вино. Как я говорила раньше, наш винный рынок начал полноценно складываться только в начале девяностых, но какой колоссальный скачок уже сделан. Успех винного рынка меряют, в том числе и по широте предложения, и в этом плане Россия сегодня легко конкурирует с другими странами. Правда, должна констатировать, что наши потребители далеко не всегда способны разобраться в том, что им предлагают импортеры. И все-таки хорошее вино отечественными потребителями воспринимается как нечто большее, чем просто напиток; обычно присутствует определенный культурный контекст. Еще мы любим выбирать вина (и не только) напоказ, из-за чего весь остальной мир не перестает верить, что русские не садятся за стол без бутылки Petrus или Gaja. Но если говорить серьезно, то нам, в отличие от азиатских наций, не нужно объяснять, что такое вино. Нашему вкусу ближе европейские, нежели чем новосветские стили, в том числе и по культурно-историческим причинам, к тому же мы традиционно предпочитаем красные вина.

Налицо эволюция потребительского вкуса от полусладких вин к сухим, особенно в средней и высокой ценовой категории. Если рынок продолжит развиваться без потрясений, то винная культура в нашей стране будет расти и дальше.

В России сложилась непростая ситуация. С одной стороны есть огромное количество импортных вин и интересы импортеров, с другой - попытки создать что-то приличное российских производителей и их лобби. Понятно, что отечественного производителя надо поддерживать, но с другой стороны многие просто боятся опускаться до уровня отечественного виноделия и писать о нем как о чем-то стоящем. Как вам кажется, можно ли и нужно ли делать так, чтобы «овцы и волки» были довольны, есть ли разумная середина?

С общей рыночной точки зрения противостояние между импортерами и отечественными производителями будет существовать всегда, однако здесь важно понимать, в каких категорийных и ценовых группах эта конкуренция оправданна. Собственного винограда хватает на производство 20% вин от общего объема рынка, поэтому Россия сейчас действительно сильно зависит от импорта виноматериалов и бутилированных вин. Тем не менее, природный потенциал для развития качественного отечественного виноделия существует. В России по объективным причинам пока нет собственных великих или выдающихся вин. Уникальные вина тем и уникальны, что их нельзя воспроизвести в других частях света, поэтому эта ниша рынка всегда будет занята марками из различных винодельческих регионов. С другой стороны, у нас уже начали выпускать качественные вина в средней и средне-высокой ценовых категориях, которые предлагают более выгодное соотношение цены и качества, чем импортные вина, позиционируемые в России в этих сегментах. Качественные отечественные вина, безусловно, надо поддерживать, а нам пора менять к ним отношение с пренебрежительного на уважительное. Благодаря кризису потребители стали обращать больше внимания на местную продукцию, и это хороший сигнал. Для меня идеальная ситуация предполагает разнообразие на винных полках и здоровую, честную конкуренцию между отечественными и зарубежными винами.

Дженсис Робинсон побывала в Краснодарском крае и вы, насколько мне известно, тоже. Каковы ваши впечатления и оценки и насколько они совпадают (разнятся) с британским винным критиком?

Действительно, этой осенью мы обе были в Краснодарском крае с трехнедельной разницей между визитами. Дженсис посетила три хозяйства, я была только в «Фанагории». Она впервые приезжала на юг России и увидела обычную, нормальную картину виноделия, хоть и с российским колоритом, - таким сложилось ее главное впечатление. Я, между тем, росла на Северном Кавказе. Последний раз была в Краснодаре и Анапе лет десять назад. Больше всего поразило то, насколько выросло благосостояние местных жителей за это время, а также то, что Таманский полуостров - непохожая на другие винодельческая зона со своим, индивидуальным набором природных и климатических черт. Оценки вин «Фанагории» оказались примерно одинаковыми.

Корректно ли сравнивать российские вина с винами других стран, и если да, то с какими? Какую нишу занимает российское виноделие в мировом масштабе, и могут ли быть интересны российские вина западному потребителю?

В мировой винной отрасли существуют определенные качественные критерии, которые позволяют оценить любое вино или регион. Российское виноделие имеет общие черты как с европейской, так и с новосветской моделями. Маргинальные, а порой и экстремальные климатические условия - вот одна параллель между югом России и многими европейскими винными зонами. Культивирование автохтонных местных сортов - другая. Исторические корни, уходящие ко временам древних греков, - третья. С Новым Светом отечественное виноделие объединяет относительно молодая современная история, широкое использование международных сортов, крупные размеры хозяйств. Сейчас в нашей стране около 65 тыс. гектаров виноградников, или примерно половина площадей Бордо. Это немного, но не так уж и мало. В Австрии, которая в последние годы создала блестящую международную репутацию, под виноградники отведено около 30 тыс. гектаров. Великобритания, раструбившая на весь мир о своих высококачественных игристых винах, имеет всего около тысячи гектаров плодоносящих лоз. Проблема России в том, что о ее виноделии, не говоря уже о становящемся качественном производстве, остальной мир ничего не знает. Между тем, винодельческие компании юга России работают в уникальных природно-климатических условиях и имеют в своем арсенале несколько оригинальных сортов с высоким качественным потенциалом, такие как красный сорт красностоп или белый сорт сибирьковый. Именно они могут в будущем стать визитной карточкой России на международных потребительских рынках.

На прошедшей недавно конференции в Риохе много говорилось о будущем вина. Каково на ваш взгляд это будущее, какие из предложенных идей и мнений наиболее интересны, какие тенденции надо развивать?

На конференции WineFuture затрагивалось очень много аспектов относительно будущего вина. Я бы их разделила на две широких группы. Одна - виноградарство и виноделие, а вторая - маркетинг, продвижение и коммуникация. Собственно винодельческую тему практически не обсуждали, но это и понятно, потому что технологическая цепочка производства вина остается неизменной. Можно лучше управлять процессами или совершенствовать оборудование, но кардинально новые подходы здесь изобрести сложно. Что касается виноградарства, то одним из самых ярких выступлений был доклад Мигеля Торреса о меняющемся климате и о том, как виноградари должны адаптироваться к новым природным условиям. Думаю, что эта тема будет одной из самых актуальных в ближайшие годы. Виноградарство, как и прочие виды сельскохозяйственной деятельности, сильно подвержено природным колебаниям и, к сожалению, его нельзя перестроить в одночасье.

Роберт Джозеф говорил о том, что в будущем в мире будет меньше апелясьонов или деноминированных зон производства. Я пока вижу обратную тенденцию. В странах Нового Света сейчас усиливается тенденция к региональности, к более узкой специализации зон на определенных сортах винограда или стилях вина. Джозеф также предсказывал, что сократится число виноделен и вин из-за отсутствия каналов продаж. Это действительно уже происходит в массовом сегменте, где самые большие объемы вин проходят через супермаркеты. Винное предложение в недорогих категориях упрощается и сокращается. При этом усиливается поляризация между вином как товаром широкого потребительского спроса и вином как редким, артизанальным продуктом высокого класса.

Но сильнее всего на конференции звучала тема новых способов представления вина и обмена информацией. Главная идея - интернет, новые социальные платформы революционизировали то, как винодельческие хозяйства могут продвигать свои вина, а потребители - общаться и обсуждать винную информацию, покупки и привычки. Лидером нового движения можно назвать американца Гари Вайнерчука, который с помощью интернета перевернул отношение простых американцев к вину, сделав его более понятным и доступным. Презентация Вайнерчука была одной из самых ярких. Вы скажете, что в России это пока неактуально. Может быть, но лет через 5-10 мы неизбежно к этому придем.

Не могу не спросить о вашем отношении к Роберту Паркеру...

Паркер - фигура эпохальная, он совершил настоящий переворот в винном мире, став на сторону потребителей и создав свой независимый формат оценки вин. О вкусе Паркера можно спорить бесконечно, но никто не отрицает, что его профессиональные стандарты одни из высочайших в сфере винной критики. То, что он добился колоссального влияния на потребительский рынок, делает ему большую честь, ну а то, что его оценки и предрасположенность к определенному стилю вин используются для коммерческих спекуляций, не с лучшей стороны характеризует производителей и виноторговцев.

Движение в сторону органики и (или) биодинамики. Оправдано ли оно, действительно ли за этим будущее, или все это маркетинг и личное дело виноделов?

Органическое и биодинамическое движение стало ответной реакцией на «промышленный» подход к виноградникам второй половины двадцатого века, когда виноградари, по сути, потеряли связь с землей и забыли, что лозы - это живая материя. Сейчас многие возвращаются к идее, что на виноградниках должен быть природный баланс, который в том числе помогает получать виноград более высокого качества. В таком случае переход на органические или биодинамические методы работы - естественный, логический шаг. Я не думаю, что отрасль тотально перейдет на натуральное культивирование, однако число органических и биодинамических виноградников продолжит расти. Использовать органику/биодинамику в качестве маркетинговой приманки - пусть это остается на совести виноделов. Лично я никогда не покупаю вина только потому, что на этикетке указан натуральный способ ухода. Вина должны иметь высокое качество и индивидуальный характер. Хорошо, что шансы их получить возрастают в органических и биодинамических хозяйствах.

Старый Свет и Новый Свет. На чьей вы стороне в этом противостоянии?

В Европе потрясающая винодельческая история и традиции. У европейских виноделов было больше времени, чтобы разобраться в своих терруарах и научиться делать вина, которые бы максимально отражали связь между виноградником и его территорией. Я - за вина с чувством места. Хозяйства Нового Света прекрасно ориентируются на рыночные запросы, однако в целом они уступают европейцам по оригинальности предложения. Безусловно, и в Южной Африке, и в Чили, и в Новой Зеландии можно найти уникальные, ярко индивидуальные вина, но все же Новому Свету пока далеко до разнообразия винных сортов и стилей, существующих в Европе.

Что делает моду на вино в наши дни? Вообще модно ли это, на ваш взгляд сегодня пить вино?

Если лет десять-пятнадцать назад мода на вино в первую очередь диктовалась критиками, то сегодня инициатива все чаще исходит от конечных потребителей. В девяностые годы мир открывал Новый Свет, большой популярностью пользовались яркие, мощные сортовые вина, особенно из шардоне и мерло, «сдобренные» дубом. Сейчас потребители ищут оригинальности, на первый план выходят местные сорта или вина неординарных стилей. Шардоне теснят вина из пино гриджио и совиньон блана, вместо супертосканских, сделанных на основе международных красных сортов, становятся модными вина из санджовезе, в Чили все больше внимания привлекает карменер - подобные примеры мы находим в каждой стране.

Вино действительно стало глобально модным, не в последнюю очередь и потому, что оно ассоциируется с привлекательным образом жизни. Пиво - напиток демократичный, вино же подтверждает, что человек имеет определенный вкус и социальный статус. Да и о его полезных свойствах не следует забывать, хотя при нынешней антиалкогольной политике нашего государства об этом предпочитают не говорить. Вспомните, что в США программа о французском парадоксе привела к настоящему винному буму. Если придерживаться золотого правила умеренного потребления, то вино среди всех спиртных напитков - вне конкуренции. Добавьте к этому исторический, географический, социальный, культурный, эстетический, гастрономический и прочие аспекты - и мы получаем напиток, который поистине уникален.

 


Автор: Александр Шумский

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личный рейтинг

 

Критик

Мишель Беттан

 

Вино

Несправедливо, если назову только одно, - их очень много

 

Винодел

Дирк Нипорт

 

Страна (регион)

Италия: Кьянти Классико и Бароло

Франция: Бургундия

 

Хозяйство

Miani (Фриули, Италия)

 

Сорт

Санджовезе

 

СМИ

The World of Fine Wine

 

Книга

The Wine Bible (Karen MacNeil)

 

Выставка

Предпочитаю виноградники

 

 


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.