Использование винных этикеток началось сравнительно недавно, с 1860-х годов. Связано оно было прежде всего с ростом продаж бутилированного вина и использованием клея, способного удержать этикетку на бутылке. До этого в течение многих лет вина идентифицировались по фирменным пробкам и форме бутылки. Полагают, что одной из первых серийных этикеток снабдила свое шампанское, отправляя его в начале XIX века в Россию, Николь Клико-Понсарден - знаменитая вдова Клико. А вот использовать этикетку как инструмент маркетинга - до этого мог додуматься только представитель семейства Ротшильдов Филипп, который возглавив Мутон-Ротшильд первым в Бордо решил разливать свое вино по бутылкам, а не передоверять негоциантам. Отметить свое начинание он решил использованием новой этикетки, которую заказал художнику Жану Карлю (см. материал «Великолепная семейка»). Так в 1924 году появилась первая этикетка, созданная специально для конкретного хозяйства и года урожая. Однако продолжить это начинание в течение следующих двух десятков лет у барона Филиппа не получалось. Оно было возобновлено только в 1945 году и с тех пор ни разу не прерывалось.
Хорошее подхватывают многие. Идею приглашать каждый год для оформления этикеток своих вин известного художника воплотили в жизнь и владельцы итальянского винного хозяйства Nittardi Peter Femfert и его жена Stefania Canali. Peter - немецкий издатель и владелец художественной галереи из Франкфурта; Stefania - историк из Венеции.
Хозяйство расположено в сердце Тосканы, районе Chianti Classico, между Флоренцией и Сиеной и включает в себя 12 га виноградников, 4 га оливковых деревьев и 120 га леса. Виноградники расположены на высоте 450 м с южной экспозицией. Они хорошо защищены окружающим лесом от ветров.
На месте винодельни с XII века стояла укрепленная башня с романтичным названием «Нектар Бога», а в XVI веке хозяйство входило во владения знаменитого Микеланджело Буанарроти. В своем послании племяннику в 1549 году он писал: «Я предпочту две бочки вина восьми новым рубахам». И когда подвернулся случай, он послал вино Nittardi в Рим как «искренний подарок Папе». В дальнейшем хозяйство меняло владельцев много раз, пока в 1982 году его ни приобрели Петер и Стефания. Они шаг за шагом реконструировали поместье, пересадили виноградники, а в 1992 старый винный подвал был заменен современным.
В хозяйстве производится несколько вин, но самым известным считается Chianti Classico Casanuova di Nittardi. Оно делается из сорта санджовезе с добавлением 5% канайоло, чтобы несколько смягчить основной сорт. Затем вино хранится в бочках не менее семи месяцев.
Тот факт, что Петер является владельцем художественной галереи, а поместье когда-то принадлежало великому Микеланджело, видимо способствовал тому, что хозяйство Nittardi имеет долгую историю связи с миром искусства и эта традиция существует и сегодня. Начиная с вина 1981 года, то есть сразу после приобретения хозяйства семьей Femfert, каждый год стал приглашаться художник для создания новой винной этикетки, а также разработки рисунка подарочной бумаги, в которую будут заворачиваться часть бутылок с вином данного урожая. Авторская этикетка клеится не на весь объем вина Chianti Classico Casanuova di Nittardi, а только на шесть тысяч бутылок, из которых половина заворачивается в специальную подарочную обертку. Для остального вина используется стандартная этикетка района Chianti Classico.
«Начиналось это как игра, но постепенно превратилось в торговую марку нашей винодельни», - говорит Giorgio Conte, управляющий виноградниками Nittardi. «Еще 20 лет назад трудно было убедить мастеров нарисовать винную этикетку. Сейчас уже многие сами предлагают себя в качестве будущих авторов», - добавляет он.
Последняя из серии авторских этикеток для вина урожая 2008 принадлежит известному немецкому писателю, скульптору и художнику Гюнтеру Грассу, лауреату Нобелевской премии по литературе за 1999 год (см. материал «Лоза и улитка»).
Это 28 этикетка хозяйства. В этом смысле оно сильно отстает от уже существующих 64 винных этикеток Мутона. Но разница не только в этом. Среди художников, поработавших для Мутона, такие имена как Василий Кандинский, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Френсис Бэкон, Илья Кабаков и др. Хозяйство Nittardi не может похвалиться таким списком звездных талантов.
Из эскизов наклеек Мутона баронесса Филиппина создала целую художественную экспозицию, которая побывала уже во многих странах мира, в том числе и в России. В Nittardi же лишь выпустили постер с изображением всех этикеток.
В чем еще отличия между двумя хозяйствами в смысле оформления этикеток? В обоих хозяйствах дается полная свобода творчества, но в Мутоне желают, чтобы новая этикетка отражала такие темы, как удовольствие от потребления вина, виноградную лозу или символ хозяйства - Аугсбургского барана. Впрочем, в этикетках последних лет эта традиция была нарушена. Взять для примера наклейку 2006 года Люсьена Фрейда, которая никак не соотносится с предложенной тематикой Мутона.
Владелец хозяйства Nittardi Peter Femfert находит художника, как правило это его друг или знакомый, и предлагает сделать оригинальный рисунок к будущей этикетке. Выполненная работа помещается в его галерее во Франкфурте, а затем с нее печатается винная этикетка.
Среди авторов, рисовавших для Nittardi, семь в качестве темы выбрали эротику. Пример тому этикетка для вина Chianti Classico 2007, выполненная французским иллюстратором Tomi Ungerer, а также вариант оберточной бумаги. Или рисунок английской художницы Sandra Brandeis Crawford для урожая 2000 года.
Только одна этикетка Мутона может быть отнесена к эротической теме: она выполнена польским художником Балтусом (пседоним Бальтазара Клосовского де Роля) для урожая 1993 и представляет собой карандашный силуэт обнаженной девочки-подростка.
С этой этикеткой сложилась забавная история. Мутон-Ротшильд урожая 1993 был запрещен для ввоза в США ... как пропаганда порнографии! Узнав это, возмущенная баронесса воскликнула: «Картина была обнаженной натурой, а изобретатели кока-колы не усмотрели разницы между порнографией и живописью». Чтобы как-то исправить ситуацию, спешно сменили на заказанных американцами 30 тысячах бутылок художественные этикетки на простые. По всему миру вино, естественно, разошлось с художественной этикеткой, а американские покупатели, получившие вместо нее не имеющую никакой художественной ценности бумажку, были в бешенстве.
Известно, что владельцы Мутона платят художникам за их труды вином: пять ящиков вина того урожая, для которого делается этикетка и еще пять - любых лет. Итого - 120 бутылок. Учитывая аукционную стоимость Мутона, если владелец этого количества вина надумает его продать - сумма набегает совсем немалая. Как оценивают в Nittardi работы авторов - узнать не удалось.
Из последних этикеток Casanuova di Nittardi стоит отметить рисунок Йоко Оно (Yoko Ono) - японской художницы, вдовы Джона Леннона под названием «Представь себе».
Для Nittardi работали такие художники, как испанцы Eduardo Arroyo и Miguel Berrocal, немецы Elvira Bach, Alfred Hrdlicka, A.R. Penck, Paul Wunderlich, Volker Stelzmann и Horst Janssen, итальянцы Valerio Adami и Luigi Veronesi, поляк Igor Mitoraj, австриец Friedensreich Hundertwasser, французы Tomi Ungerer и Robert Combas, бельгиец Corneille, англичанка Sandra Brandeis Crawford и др.
Возможно эти имена мало что скажут неспециалистам, но тем, кто интересуется миром художественного искусства, уровень авторов, участвовавших в оформлении этикеток Nittardi, вполне понятен.
Материалы по теме:
|
16:51 03/12/2010 Считается, что впервые бумажные этикетки с указанием места производства вина появились на рубеже XVII-XVIII веков, хотя и через сто лет после этого они были скорее исключением, чем правилом >>
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.