Битва вин или первая дегустация

Ричард Львиное Сердце и Филипп Август принимаю ключи от АкрыРуанский соборКипрКипрские подвалы с Коммандарией

Все в жизни кончается, - грустно вздохнул отец Анри, - но почему-то хорошее всегда кончается раньше плохого. Вот и вино закончилось. И как это не противно, придется перейти на сидр

 

1224 год. Небольшой монастырь возле Руана, Франция

Каноник собора славного города Руана Анри Андели любил пофилософствовать. А еще он любил поэзию, вино и хорошую шутку. Увы, Нормандия - край садоводов, а не виноградарей. А потому местные жители пьют не божественное вино, а яблочный сидр - пародию на благородный напиток, за что и прозваны были сидрохлебами. Вот и он, знаток вин, должен теперь превратиться в такое же малопочтенное существо. Впрочем, о вине - разговор особый. Не говори, что ты знаток, ибо всегда найдется тот, кто выпил больше тебя.

Что же до поэзии и юмора, тут ему в свое время не было равных. Трудно найти школяра, не знавшего его «Лэ об Аристотеле». Лэ - так в ту пору называли поэтический рассказ. А речь в нем шла о том, как подруга Александра Македонского, девица достаточно легкого поведения, соблазнила великого философа, доказав ему, что любовь сильнее разума.

 

Тот, в ком рассудка есть частица,

Пускай надеждою не льстится

Сердца влюбленных укротить

И от любви нас отвратить.

Ссылаясь на ее напасти.

Нет над любовью нашей власти, -

Разлука с милой лишь измучит,

И все ж любовь свое получит!

 

Конечно, каноник не думал о том, что его сочинение переживет века. Но так произошло. Не верите? А вы поезжайте в Лион и зайдите в местный собор. Там взгляните на портал, и увидите на нем комическую сценку, позаимствованную из поэмы отца Андре.

Отчего же так грустен он сегодня? А чему радоваться? Ушел в мир иной его покровитель король Франции Филипп Второй Август. Новый руанский архиепископ почему-то невзлюбил старого каноника. А ведь именно его стараниями был заложен гигантский собор. Именно он хлопотал о том, чтобы здесь было захоронено сердце еще одного его покровителя - английского короля рыжего Ричарда по прозванию Львиное сердце, хотя тот и погиб в битве с королем Франции. И вот он прозябает в захудалом монастыре и пьет вино, которое и вином-то стыдно называть. Да если бы он предложил Ричарду глотнуть такого вина, тот в миг бы отрубил ему голову. Да, владыка Англии был жесток. Ведь Львиным сердцем прозвали его отнюдь не за храбрость, а за звериную жестокость. Обещал сдавшимся в плен милость - и вырезал города поголовно. Самые первые еврейские погромы в Англии - его рук дело. Впрочем, хоть и считался он королем английским, но по-английски не понимал ни слова, поскольку родиной его было французское герцогство Нормандское, владевшее в ту пору британской землей. Да и какой из него король, если он в своих владениях почти не бывал, отдавая все время войне и пирам. Но в вине он толк знал. Какое же славное вино было у него на свадьбе!

В свое время Ричард был помолвлен с сестрой Филиппа-Августа, но отказался от нее и предпочел Беренгарию, принцессу наваррскую. И отправился с ней на войну с арабами. По пути пристали его корабли к Кипру. В то время там правил византиец Исаак Комнин. Встретил он Ричарда без особого почета, и тот, не долго думая, вызвал его на поединок. Исаак отказался. Ах, ты драться не хочешь, обиделся Ричард, ну тогда отберу у тебя весь остров. И за три недели завоевал Кипр. Там и сыграл свадьбу. При этом на столе было только кипрское вино - лучший из восточных напитков.

Впрочем, почему только из восточных? - задумался отец Андре. А разве не кипрское победило в 1213 году на битве вин? Увы, кто об этом помнит? Кто об этом написал? Никто! А ведь это событие достойно не сухого рассказа, а поэмы. И Андре Андели взялся за перо.

Так на свет появилась поэма, принесшая ему впоследствии титул «апостола вина». И тут надобно сделать два отступления.

 

Поэзия битвы

Первое - о стихотворных битвах. Был в то время такой жанр. Отдал ему дань и отец Анри, сочинив поэму «Битва семи искусств». Предметы светского обучения разбил он на две группы. Первую, охватывающую грамматику, риторику и диалектику, он назвал настоящим искусством. Вторую, где сошлись геометрия, арифметика, музыка и астрология, он причислил к наукам. Как сказали бы в шестидесятых годах двадцатого века, спор в поэме шел между лирикой и физикой. Битва велась по всем правилам. Не обошлось без предателей и перебежчиков. В результате двух сражений, шутовские перипетии которых красочно описал Анри, грамматика была побеждена. Логика посылает парламентера с предложением мира, но бедный парень не знает грамматики. Он просто не может связно объяснить свои требования.

Мораль всей истории: и наукам, и искусствам надо учиться у античных авторов, которые умели свои мысли и чувства выражать толково и красиво. Автор выражал надежду, что уже в следующем поколении найдутся люди, которые последуют его призывам. Он ошибся на несколько десятилетий. Лишь через семьдесят лет итальянский мальчик Петрарка будет пленен гармонией писаний древнего римлянина Цицерона, а потом начнется эпоха, которую назовут Возрождением, которую когда-то предсказал скромный руанский каноник, любитель вина Анри Андели.

Так вот его сочинение о сражении различных вин было своего рода пародией на сражения между наукой и искусством. Вот только опыт древних тут помочь не мог. Да он был и ни к чему. У каноника был собственный богатый опыт. И по части вина, и по части пиршеств. Сначала поговорим о вине.

С вином в ту пору во Франции дело обстояло с одной стороны, просто, с другой - сложно. Виноделием занимались по всей стране, а вот доставки из одного региона в другой не было. Страна десятилетиями находилась в состоянии гражданской войны. Князья, графы и бароны постоянно грызлись друг с другом, а попутно с бандитскими шайками, наводнявшими Францию. Торговля между городами была разрушена. Поэтому употребляли то вино, которое производилось в окрестностях. В Шампани употребляли шампанское, в Бургундии - бургундское, в Бордо - бордоское. Скудно по ассортименту, зато в больших количествах. И не столько миряне употребляли, сколько служители церкви. За каждую службу им полагалось и денежное вознаграждение, и винное. В каком размере? А это зависело от значимости службы. Скажем, в Великий четверг по окончании церемонии омовения алтаря епископ выдавал мюид вина, которое каноники выпивали прямо в зале капитула. Каноников обычно при епископе было двенадцать, а мюид - эта старинная мера составляла примерно 270 литров. Выходит, каждый каноник выпивал более 20 литров.

Кроме платы за регулярную службу перепадало и за многое другое. Например, за поминки. Так, в 1177 году граф Шампанский завещал церкви Богоматери в Ульши после заупокойной мессы по нему устроить два обеда. Заранее оговорил меню: «Первое блюдо -холодная свинина; второе - гусиные ножки; третье - куриное фрикасе, политое (так говорится в акте о вкладе) добрым соусом, заправленным яичными желтками». На второй обед вместо холодной свинины подавали говядину. Каждому гостю полагалось пол-сетье вина - это примерно два литра. Кстати, скрупулезный завещатель оговорил и качество напитка: вино должно быть добрым, пригодным для питья, средним между самым тонким и самым дешевым.

Словом, в вине каноники знали толк. И в пиршествах тоже. Для феодалов прием гостей был едва ли не смыслом жизни. Сохранился прелестный исторический документ - жизнеописание графа Гинского, сеньора Ардрского Бодуэна, составленное священником Андре Ламбером. Этот граф был современником Андели. Ему нравилось с пышностью принимать проезжавших через его край - не важно, будь то герцог, епископ или зажиточный бюргер. Однажды к графу заехал архиепископ Реймсский Гийом, дядя короля. Естественно, хозяин закатил пир горой. Сменялись бесчисленные блюда, текли рекой кипрские и греческие вина, приправленные, по обычаю времени, специями, но не разбавленные. Гостям питье показалось излишне крепким, и они попросили принести воды. Да Бога ради, воскликнул граф, подмигнув своим слугам. И они принесли, но не воду, а превосходное белое осерское вино. Клирики доверчиво выпили и поперхнулись от неожиданности. Граф был очень доволен произведенным эффектом. Шутка удалась! Архиепископ разгневался. Он подозвал графа и попросил его лично принести кувшин воды. Бодуэн, улыбаясь, вышел за дверь и побил все сосуды, в которые можно было бы налить воду. А затем явился пред очи архиепископа с виноватой ухмылкой: дескать, простите, спьяну горшки разбил. Гийом рассмеялся и махнул рукой: горбатого только могила исправит.

Андели был участником множества подобных роскошных застолий. Но то самое застолье 1213 года не имело себе равных. Именно его он описал, оставив потомкам рассказ о первом в истории конкурсе вин и о первой же публичной дегустации вина. К этому времени король значительно расширил свои владения - вплоть до нормандского побережья, разгромил мятежных баронов, помирился с римским папой, заключил мирный договор с германским императором. Чем не повод закатить пир? Филипп Август распорядился доставить вино со всех районов Франции и из дружественных государств. Набралось более семидесяти образцов. Судить, как лицо незаинтересованное, назначили английского священника. Пришлось ему нелегко. Мало того, что все положено попробовать, но ведь надобно и какие-то критерии определить. Ведь, напомню, подобная дегустация проводилась впервые. Впрочем, священник не стал утруждать себя разработкой стандартов. Он поступил проще. Пробовал вино и определял, достоин ли его памяти этот христианский напиток. В конечном счете, он отлучил от своего стола всего лишь семь видов вина. Победителем же было признано сладкое вино из Кипра. Дегустация того времени была не просто эстетическим событием, священник  надевал свои ризы для этого мероприятия, чтобы иметь возможность «отлучить от церкви» любое вино, которое он считал неприемлемым.

Какое именно кипрское вино победило, отец Анри не называет. Но по ряду признаков можно сказать, что это была Коммандария, как утверждают некоторые историки, одно из самых древних средиземноморских вин. О создании очень похожего вина, называвшегося киприотской манной, рассказывал еще древнегреческий поэт Гесиод, а с той поры минуло почти 2800 лет.

«Битва вин» дает хорошее представление о  винах, считавшимися превосходными  в начале 13-го века. В более ранней из двух версий поэмы дегустационные вина были французскими и в подавляющем  большинстве происходили из Северной Франции. Из семидесяти перечисленных поименно лишь два сорта происходили из района Бордо, шесть из Анжу-Пуату, два из Бургундии, четыре из Лангедока. В более поздней версии присутствует горстка вин, изготовленных за пределами Франции, включая Эльзас (тогда немецкий), Мозель, Кипр и Испанию. Почти все упомянутые вина были белые. Кипрское вино было признано лучшим и получило соответствующую награду:

 

Суждение  вынес государь о  винах,

И каждому свой титул  он присвоил;

Так, кипрское вино он сделал Папой,

Оно сияло ярче звезд  небесных.

 

Другие вина получили менее пышные титулы. Вино, занявшее второе место, было названо «кардиналом», после чего церковные титулы сменились мирскими; в поэме перечислены три короля, три графа и десяток пэров. В целом 20 из 70 вин удостоились подобных почестей, но семь вин (все из Северной Франции) были «отлучены от церкви». Возможно это был первый долгосрочный прогноз развития французского виноградарства и виноделия, так как со временем виноградники в Северной Франции действительно пришли в упадок.

Надо отметить, что в Средние века сахар был большой редкостью  и сладкое вино Коммандария особенно ценилось за сладость. Это вино редко пили в чистом виде, почти всегда его разбавляли: на 4-е части воды одна часть вина.

Вино Коммандария было подано в 1352 году на большом банкете в Лондоне. На нем присутствовало пять монархов: Эдвард III из Англии, Дэвид из Шотландии, Джон из Франции, Вальдемар из Дании и Петер I с Кипра. Позже, этот банкет описали как «праздник пяти королей». А согласно одной  истории, турецкий султан Seleiman II, попробовав местное вино, решил захватить остров со словами: «на острове есть сокровище, которым может обладать только Король из Королей». 

 

Наши дни

Свое современное название Коммандария получила благодаря рыцарям- тамплиерам. Дело в том, что производилось вино в окрестностях штаб-квартиры ордена, именовавшейся «La Grande Commanderie». Тамплиеры, кстати, и завезли это вино во Францию в начале 13 века. Впрочем, убедиться в достоинствах Коммандарии вы можете и в наше время, хотя говорят, что с тем вином оно уже не имеет практически ничего общего.

Коммандария рождается подобно испанскому хересу, разве что на Кипре поступают проще: забирают из бочки почти весь готовый продукт и заливают в емкость молодое вино. Так постепенно образуется смесь вина разных лет, которое, как ни удивительно, сохраняется привкус самого первого вина.

Коммандарию производят из винограда ксинистери и мавро - самых распространенных кипрских автохтонных сортов. Считается, что мавро - один из наиболее древних сортов винограда. Апелясьон, где производят Коммандарию, занимает всего 14 деревень около города Лимассол.

В каждой деревне есть свои разновидности этого «напитка богов». Но я бы обратил ваше внимание на три.

KEO St. John Commandaria из винограда сортов мавро и ксинистери, слегка напоминает сладкий херес крим. Цвет - темно красный, в аромате угадываются сухофрукты и пряные горные травы.

ETKO Commandaria St.Nicolas: помимо тонов изюма и инжира, в аромате ясно чувствуется запах дорогого дерева.

SODAP Saint Barnabas Commandaria из винограда сорта ксинистери. Это вино темно-янтарного цвета, свежая фруктовая тональность, прекрасный баланс между сахаром и кислотностью. К тому же в нем есть одна особенность: большое количество компонентов дает возможность, в зависимости от вашего настроения, ощутить вдруг проявившийся тот или иной ингредиент.

Надо отметить, что на Кипре никогда не было эпидемии филлоксеры, поэтому здесь растет непривитая к американской корневой системе, родная лоза.

Возможно, эти вина тоже могли бы стать победителями на легендарной битве вин 1213 года. А какое из них именно - попробуйте и решите сами.

 

 

 


Автор: Борис Коптев

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »

    Дженсис Робинсон   Коммандария - темное десертное вино, с острова Кипр с медовым и заизюмленным вкусом, с содержанием алкоголя 15% и выше, производится из частично высушенного винограда. Урожай обычно собирают в середине сентября. В момент сбора виноградный сок должен иметь минимальный уровень сахара 212 г/л для сорта ксинистери и 258 г/л для мавро. После сбора виноград выкладывается на соломенные маты и сушится на солнце в течении недели. По окончании этой процедуры концентрация сахара достигает величины 390-450 г/л. Ферментация прекращается естественным образом еще до того, как весь сахар превратится в алкоголь, поэтому вино получается сладким на вкус и крепостью около 10%. По завершению ферментации алкогольная крепость вина увеличивается за счет добавления чистого виноградного спирта, но крепость вина никогда не превышает 20%. Коммандария должна выдерживаться в деревянных бочках как минимум два года. Также как и тысячу лет назад бочки перед их заполнением новым вином содержат небольшо количество остатков старого; это вариант метода «Солера», который используется при производстве крепленых вин, в особенности хереса. Небольшое количество винтажного вина, т.е. сделанного из винограда одного урожая, также производится.  Коммандария относится к миру классических вин и имеет самую длинную непрерывную историю из всех вин, которые производятся в наше время. Премиальные версии представляют собой большой интерес у коллекционнеров.

 


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.