Она росла среди холмов Zululand в маленькой и бедной деревушке восточной части Южной Африки. Ее мать была прислугой в Дурбане и могла видеть дочь только раз в году, поэтому Ntsiki воспитывала бабушка. Подобно другим девочкам деревни, она каждый день ходила несколько километров за водой на реку, а в ближайшем лесу собирала хворост для костра. Она училась в плохо оборудованной сельской школе. Жители деревни в основном выращивали тыквы и кукурузу. Из алкоголя они потребляли только пиво домашнего изготовления, которое делали в больших горшках. До поступления в университет Мs. Biyela никогда в своей жизни не пробовала вина и, более того, не знала никого, кто бы его пил.
Ее желание начать изучение курса энологии было абсолютно неожиданным. И хотя она была хорошей студенткой, ее обращения на получение стипендии для прохождения курса виноделия не находили спонсора. Только одна авиакомпания, стремясь поддержать движение по уничтожению последствий апартеида в стране, согласилась оплатить ее занятия. Ее стипендия предусматривала обучение в Stellenbosch University, расположенном в крупнейшем винном регионе Южноафриканской республики. Начиная курс, Ntsiki с трудом представляла, что же такое вино - разновидность сидра? До этого она очень редко покидала свою провинцию KwaZulu Natal, но однажды совершила автобусную экскурсию в винный регион страны Western Cape. Тогда-то ее и поразила величественность тамошних гор и маленькие деревья, которые росли у их подножия ровными рядами. Она даже не имела представления, что это виноградные лозы.
Только в университете она впервые распробовала вино. На одном из первых занятий их преподаватель вытащил пробку из бутылки с красным вином, понюхал ее и начал живо рассказывать о фруктовом вкусе вина, его цвете и аромате. Когда вино разлили по бокалам и один из них протянули Ntsiki Biyela, она сделала маленький глоток. «Какая гадость!», - воскликнула она.
Были и другие проблемы. Преподавание основных предметов шло на языке Afrikaans, которого она не знала и не понимала. Часть занятий шло на английском и это выручало ее, поскольку этим языком она владела свободно. Начав курс обучения, она даже не знала, что представляет собой компьютер. Но Ntsiki быстро впитывала новые знания и навыки, приспосабливалась к окружающей обстановке. Ее вкус адаптировался, привыкал к резкой кислотности вин, и через какое-то время она стала одной из нескольких чернокожих виноделов в стране и, пожалуй, единственной женщиной из них. До этого в течение 350 лет в этой области в Южной Африке доминировали белые мужчины.
В стране сегодня существует несколько программ обучения на винодела для небелых желающих, но даже при этом их можно пересчитать по пальцам на все государство. Про Ntsiki говорят, что «ее нужно уважать как личность, ведь она происходит из культуры, которая абсолютно недружественна алкоголю. Эта женщина по-настоящему смелая и мужественная».
Еще будучи студенткой университета, она начала работать на крупной винодельне в Delheim. В ее обязанности входило не только трудиться на виноградниках и винодельне, но также сервировать вино посетителям в дегустационной комнате хозяйства и обсуждать с ними их преимущества и недостатки. Тогда она много дегустировала, и у нее хорошо развился вкус к винам. По окончании университета ее взяли на работу как винодела в бутиковое винное хозяйство Stellekaya. Поначалу консультант помогал ей, но вскоре она стала полностью отвечать за все свои решения. Ее первый красный купаж сразу завоевал престижную местную награду. На той церемонии большинство негров-африканцев были официантами, которые обслуживали гостей торжественного мероприятия. Когда они увидели, кто завоевал главный приз, они устроили бурные овации. Ее назвали «Виноделом года» в Южной Африке в 2009-ом.
«Я просто влюбилась в постояно изменяющийся характер вина. Вино не бывает одинаковым даже в течение двух последующих дней. Его вкус зависит от того, где вы пьете, кто его потребляет вместе с вами, в каком вы настроении. Это очень необычный напиток», - говорит она.
Хотя апартеид юридически уже давно отменен в Южной Африке, общество этой страны все еще испытывает сильное расовое разделение. Biyela является одним из пионеров трансформации этой африканской страны, начав свой путь с небольшой местной деревеньки.
«Я продолжаю жить в двух мирах: я часто посещаю свою родную деревню, говорю на зулуском языке, ем кашу из местных плодов. Но возвращаясь к себе на работу, я начинаю жить в европейском стиле. В нем все посвящено именно моей жизни. В родной деревне - это жизнь на благо всей общины».
Сегодня Южная Африка входит в десятку ведущих мировых производителей вина. Здешние климат и почвы благоприятны для виноделия, однако его история в здешних местах достаточно сложная и суровая. Труд рабов был неотъемлемой частью производства вина в стране в XVIII-XIX веках, и эта система продолжилась и после официальной отмены апартеида в стране. Условия работы на виноградниках долго оставались ужасающими и тяжелыми. При существующей в стране системе часть ежедневной зарплаты работникам виноградников выплачивают дешевым вином. Пьянство в деревнях, где живут эти работники, порой достигало невероятных масштабов. Зависимость от алкоголя оставалась важным методом контроля работников со стороны владельцев. Хотя положение и изменилось к лучшему, последствия этого можно встретить и до сих пор.
Южная Африка - это страна в первую очередь производящая вино, а не потребляющая его. Более половины ее винодельческой продукции идет на экспорт. И даже если все вино будет уходить в другие страны, местное население вряд ли заметит это. Большая часть жителей страны - черные и бедные. Их напиток - пиво и они мало интересуются таким понятием, как букет напитка. Никто не принюхивается к пивной пробке.
Сейчас Ntsiki 33 года. Она невысокая, очень энергичная женщина, волосы всегда закручены в длинные косички, свисающие на плечи - характерная прическа для негритянских женщин. Она много делает для популяризации вина среди местного населения. «Рост потребления вина в стране не увеличится до тех пор, пока люди не начнут его рассматривать как неотъемлемую часть своей повседневной еды. Надо как можно чаще говорить об этом простым и понятным языком».
Она вспоминает, как присутствовала при разговоре двух винных критиков. Один говорил, что в распробованном им вине он почувствовал «тона черной смородины». Другой ответил ему на это, что ему кажется, что здесь «явно чувствуется аромат трюфелей».
«На мой взгляд вино пахло коровьим навозом! Может потому, что когда я росла, то меня часто окружал именно этот запах. А что такое трюфели я не знала, пока не стала взрослой», - вспоминает она.
Сегодня многие черные южноафриканцы рассматривают винную индустрию как символ привилегий для белых. Большинство винодельческих регионов мира, привлекающих внимание потребителей, расположены в богатых странах и виноделием занимаются, как правило, люди, выросшие в хороших условиях бытового комфорта, качественного образования и социальной обеспеченности. Профессия винодела часто рассматривается как приятная и обеспеченная карьера, порой даже гламурная. В таких местах, как американская долина Напа, французское Бордо, итальянские Пьемонт и Тоскана, профессия винодела - это даже некоторый аграрный шик, престиж и почитание. А вот стать виноделом как способ убежать от бедности, как средство социальной мобильности, такое встретишь не часто и пример Ntsiki Biyela говорит, что он работает. Это еще одно напоминание, что вино - это намного больше, чем только напиток, налитый в бокал. Об этом не стоит забывать.
|
01:50 26/09/2011 Когда чернокожая южноафриканка Ntsiki Biyela выиграла стипендию и стала изучать энологию в 1998 году, многие посчитали, что она сделала странный выбор. И действительно, этой женщине пришлось пройти долгий путь от полного неприятия алкоголя до славы в мире вина >>
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.