Спурье родился в достаточно обеспеченной британской семье в городке Derbyshire в центральной части Англии. Еще будучи подростком, когда его сверстники целыми днями гоняли футбольный мяч, он часами пропадал в винном подвале родительского поместья, что и определило его занятие на всю последующую жизнь. Получив хорошее образование в одной из частных британских школ и Лондонской школе экономики, он стал заниматься торговлей вином в 1964 году, начав работать в одной из старейших лондонских виноторговых компаний Christopher and Co. Она послала его за свой счет в 7-месячную поездку по основным винным регионам Франции, Германии, Испании и Португалии.
В 1970 он вместе с женой Беллой переезжает в Прованс, а через несколько месяцев они решают обосноваться в Париже. Поначалу они поселились на барже, стоящей на Сене недалеко от the Place de la Concorde. Стиву тогда было 29 лет, и он все еще решал, а чем же ему заняться?
Как-то ему попалось на глаза объявление, что недалеко от того места, где он жил, продается маленький винный магазинчик.
...Осенним днем 1970 года в Париже два английских джентльмена шли вдоль набережной Сены недалеко от Rue Royale. Рядом были расположены знаменитый парижский ресторан Maxim, магазин модной одежды Hermes и ювелирный магазин не менее знаменитой фирмы Cartier. Мужчины свернули на небольшую улочку Cite Berryer, на которой два раза в неделю устраивался базар, где местные жители могли купить себе свежие продукты. Где-то посередине нее располагалась небольшая винная лавка, соседствовавшая с мастерской слесаря. Лавка называлась Caves de la Madeleine в честь церквушки, расположенной неподалеку. Один из мужчин сказал другому: «Это именно такой магазинчик, который я хочу купить». Это был Стивен Спурье. Когда оба британца зашли внутрь, его владелица, мадам Fougeres, спросила, чем она может помочь?
«Мой друг хочет купить ваше заведение», - сказал попутчик Спурье. Оно уже в течение двух лет было выставлено на продажу. С тех самых пор, как муж хозяйки умер, а ее не особо интересовал этот бизнес, поскольку эта работа требовала перекатывать тяжелые бочки с вином и поднимать ящики с бутылками.
Двумя днями позже Спурье вернулся уже один и повторил предложение о покупке. Владелица объяснила, что с этим местом у нее связаны сильные эмоциональные воспоминания, поскольку этот магазинчик всегда был предметом гордости ее умершего мужа - делом всей его жизни. Она еще не приняла решение, стоит ли продавать эту лавку, особенно англичанину, который и по-французски говорит-то не очень хорошо, несмотря на его живой интерес к лучшему продукту Франции. В тоже время она обронила, что ей тяжело поддерживать порядок в магазине. Спурье ухватился за это высказывание и предложил мадам Fougeres, что он будет помогать ей бесплатно по магазину в течение полугода и делать все, что она его попросит. От этого предложения хозяйка бизнеса отказаться не смогла.
Получив наследство в $250 тыс, Спурье мог себе позволить какое-то время не особенно заботиться о том, чтобы иметь какую-то работу. Как он и обещал, он ворочал бочки с вином, относил бутылки заказчикам, живущим в разных районах Парижа. При этом, по существовавшим тогда правилам, курьеры, доставлявшие различные товары, не могли использовать лифты - надо было подниматься по лестницам. Иногда благодарный заказчик давал ему в виде чаевых 50 сантимов, что соответствовало 10 американским центам.
Однако такая работа имела для Спурье и определенные преимущества. Он улучшал свой французский, узнавал мир парижского винного бизнеса изнутри, расширял свои винные знания и знакомства.
Ровно через полгода он купил этот магазин за $50 тыс и 1 апреля 1971 года первый раз встал за прилавок уже как полноправный владелец.
Магазинчик Caves de la Madeleine был типичной французской виноторговой точкой того времени. Основой бизнеса была торговля недорогими vin ordinaire, которые обычная французская семья ежедневно потребляла во время своих обедов и ужинов. Мадам Fougeres разливала белые, красные и розовые вина по литровым бутылкам из бочек. Первое, что сделал Спурье - это отказался от таких вин, но у него ушел еще почти целый год, чтобы распродать имевшиеся запасы. Стивен хотел заняться торговлей более дорогими винами и закупать качественную продукцию непосредственно у производителей в шато. Он полагал, что его основными покупателями могут стать британцы и американцы, проживающие в большом количестве в Париже в окрестностях его магазина. Посольства США и Великобритании располагались буквально в двух кварталах от его торговой точки. Спурье был тогда единственным винным торговцем в городе, свободно говорившим по-английски.
Имея хорошее образование, подобающее воспитание, всегда одетый в костюм-тройку, стройный, подтянутый, веселый, с прической под ранних «Beatles» и бокалом вина под рукой, он быстро стал своим как в кругах парижского высшего общества, так и среди англоговорящей элиты города. По окончанию рабочего дня многие сотрудники местных английских или американских компаний заходили к нему в магазинчик поболтать о вине и что-нибудь купить. Чтобы популяризовать свой бизнес, Стивен для таких случаев стал открывать бутылки и угощать потребителей, продавая им вино по бокалам. Это нравилось им. Покупатели могли неспеша поговорить на любимую тему на родном языке без необходимости покупать целую бутылку.
Это натолкнуло Стива на мысль, а не начать ли устраивать для англоязычных посетителей дегустационные уроки, создать что-то вроде «школы вина», чтобы лучше познакомить его посетителей с разнообразием французских вин. Так постепенно, организованная им в 1973 году первая частная винная школа «Академия Вина» (L'Académie du Vin), стала популярной среди англо-американской общины Парижа, где посетители могли много узнать о французских винах на родном языке. Вина для этих лекций и дегустаций закупались по всей Франции, от Шампани до Бордо. Стивен также организовывал по субботам автобусные экскурсии по основным винодельческим районам страны. Для Спурье эта работа приносила мало дохода, но финансовые вопросы его не очень беспокоили - спасало наследство родителей, а вот интерес и эмоциональный подъем она вызывала у него большой. Для Стивена главным было получать удовольствие от своей работы, каждый день узнавать что-то новое, знакомиться с людьми и винами. Эта школа послужила началом карьеры для многих известных на сегодня персоналий, таких как французский винный писатель Мишель Беттан (Michel Bettane) или для американского известного виноторговца Чарльза Шоу (Charles F. Shaw).
Чарльз Шоу в середине 1970-х работал в одном из банков Парижа и, посещая лекции в «Академии Вина», буквально влюбился в этот напиток. Он бросил свою банковскую карьеру, переехал в долину Напа и занялся там виноделием. Правда его дальнейшая винодельческая судьба сложилась на столь удачно - его предприятие купила Bronco Wine Company, которая начала выпускать знаменитый бренд Two Buck Chuck («Двухдолларовый Чак», уменьшительное имя от Чарльз), бутылка которого одно время стоила на полке сети магазинов Trader Joe's $1,99.
В то время британская королева Елизавета II решила нанести визит в Париж для улучшения дипломатических отношений между двумя странами. В один из дней ее пребывания тогдашний президент Франции Жорж Помпиду был приглашен в британское посольство в Париже и его работники попросили Спурье порекомендовать им вина для торжественного приема. Слава Стивена росла быстро.
Однажды, в начале 1975 года, помощница Спурье по его «Винной Академии» сказала ему, что в США в связи с 200-летием американской независимости организуется много мероприятий, в том числе и винных. Почему бы по этому поводу не завести в Париж продукцию лучших на то время калифорнийский виноделен и не познакомить с нею парижан? Тем более, что французы в свое время сыграли немалую роль в обретении молодым государством независимости. Спурье, которому всегда нравилось заниматься чем-то новеньким, ухватился за эту мысль. А почему бы не устроить дегустацию калифорнийских вин в Париже? Более того, он решил пойти дальше. А почему бы не организовать некое соревнование между лучшими французскими и американскими (читай, калифорнийскими) винами и посмотреть, кто лучше?
На организацию этого мероприятия ушел почти год. Но Спурье сумел добиться осуществления свой затеи. 24 мая 1976 года состоялась так называемая «Парижская Дегустация» («Judgment of Paris»), в которой 11 авторитетных судей в «слепой» дегустации определяли, какие экземпляры из представленных вин шардоне и каберне совиньон лучше? Сам Спуррье, который занимался продажей исключительно французских вин, был уверен, что победят французы. Каково же было его удивление, равно как и очень многих других, когда были объявлены результаты дегустации. Вина оценивалсь по 20-бальной системе и победителем среди красных вин стало калифорнийское хозяйство Stag's Leap Wine Cellars со своим Каберне урожая 1973 года, набравшее в сумме 127,5 баллов из 220 возможных, а среди шардоне победило другое американское вино Chateau Montelena 1973 c результатом 132 балла.
Усилиями того же Спуррье 30-ю годами позже, день-в-день, 24 мая 2006 была организована повторная дегустация тех же самых вин. Считалось, что французские вина хранятся лучше, и по истечению трех десятков лет они будут намного опережать своих калифорнийских конкурентов. Но и в этот раз американские вина оказались лучше! Так рушатся вековые мифы.
В 1988 году Стивен продал свой бизнес в Париже и вернулся в Британию, став винным экспертом и журналистом. Сейчас он является директором винных курсов аукционного дома Кристи (The Christie's Wine Course), которые он организовал еще в 1982 году, винным консультантом Сингапурских авиалиний, а также одним из редакторов британского винного журнада Decanter, где ежемесячно пуликуются его материалы. Его часто приглашают в жюри самых разных международных винных конкурсов, зная его опыт и знания в этой области, хотя при этом он не является владельцем почетного титула Мaster of Wine (MW), поскольку никогда не сдавал необходимые для этого экзамены. Костюмы в полоску и большие розовые галстуки, которые он носит сегодня - этот стиль он предпочитает еще со времен своего парижского периода. И сейчас, в семьдесят, он выглядит моложе своих лет.
Личность Спурье даже послужила прообразом в фильме 2008 года «Bottle Shock», где его сыграл известный актер Alan Rickman, хотя сам Стивен, прочитав сценарий фильма, заявил, что в нем «едва ли можно найти хоть слово правды». Как бы то ни было, фильм был снят и вышел на экраны, став достаточно популярным.
А нам хочется пожелать Стивену Спурье оставаться столь же привлекательным и харизматичным, энергичным, целеустремленным и объективным.
|
13:30 25/04/2011 В этом году будет отмечаться 70-летие ныне известного британского винного эксперта Стивена Спурье (Steven Spurrier), бывшего французского виноторговца, организатора многих запомнившихся мероприятий и автора нескольких книг >>
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.