Апелясьон Шампань

Large_champagne_aoc

Если посмотреть на этикетки многих французских вин, то можно увидеть слова «Appellation d'Origine Controllée» с указанием названия конкретного винодельческого района. Но только на шампанском…

 

Слово «апелясьон» в переводе означает «наименование». Это регламентированная система, гарантирующая подлинность вин, произведенных на конкретной территории.

Когда Франция вступила в ХХ век, многие винодельческие районы страны столкнулись с проблемами падения цен на вино, его перепроизводства, разорения винодельческих хозяйств. В Бордо, Шампани и других регионах началось движение по защите своей репутации, поддержания высокого качества вина, борьбой с подделками и нечестным использованием наименований мест, где произведено вино. Был введен важный ряд правил для установления точных географических границ винодельческих зон, где производились характерные алкогольные напитки (шампанское, коньяк, бордо, арманьяк). Это положило начало системе апелясьонов - свода правил, относящихся не только к вину, но и к другим продуктам повседневного потребления, таким как сыр, мясо и т.д. Система оказалась достаточно логичной и в той или иной мере была принята во многих странах.

С точки зрения винных этикеток особняком стоит Шампань. На бутылках с шампанским вы никогда не найдете этих аббревиатуры АОС. И это не потому, что вино было произведено вне пределов указанного района, или что не существует АОС Champagne, а потому, что самого слова «шампанское» уже достаточно, чтобы четко обозначить место, где это вино было произведено. На самом деле АОС Champagne (для французского региона обязательно это слово употребляется с большой буквы «С») покрывает площадь в 34 тыс га виноградников, урожай с которых используется для производства знаменитого вина. Год основания этого АОС - 1936, но не все шло гладко - созданию и утверждению апелясьона предшествовала долгая и трудная борьба местных виноградарей, виноделов и правительственных чиновников.

Надо сказать, что район Шампань на протяжении своей истории не раз испытывал периоды бурного подъма, которые сменялись не менее трагическими периодами упадка. Пример тому конец прошлого века и начало нынешнего, когда потребление шампанского росло невероятными темпами, вина не хватало и стали даже поговаривать о расширении зоны производства шампанского, что звучало для производителей района как откровенная ересь. Потом произошел мировой экономический кризис. Спрос на шампанское, которое многие относят к продуктам класса роскоши, резко упал, склады основных производителей оказались забитыми готовым вином «под завязку», начали вводиться серьезные ограничения на урожайность в АОС. В этом году появились признаки некоторого выздоровления мировой экономики, что заставило многих говорить о том, что «дно» кризиса пройдено и «черные» дни района позади. Время покажет насколько это так.

Впрочем, нечто подобное происходило в Шампани ровно век назад. Конец XIX века ознаменовался расцветом для шампанского. Этот период назвали «Belle Ėpoque» - «Прекрасная эпоха, Золотой век». Но как заметил один из историков того времени: «Belle Ėpoque - это был танец на вершине вулкана, который мог начать извергаться в любой момент». Шампанское стало настолько популярным, что его просто перестало хватать. И тогда его производители поняли, что самое главное в данный момент - это количество, а качество уже как получится. Район Шампань начал наводнятся дешевым виноградом с юга Франции, благо хорошо развитая к тому времени сеть железных дорог делала быстрой и дешевой доставку винограда из других регионов страны. Все это начало подрывать благосостояние виноградарей Шампани, сырье которых было заведомо дороже южных производителей даже с учетом транспортных расходов. Создавалась парадоксальная ситуация, когда крупные Дома шампанского, занимающиеся его производством, сказачно богатели, а виноградари района начали быстро нищать. Это начало вызывать недовольство среди них, вылившееся в погромы складов крупных производителей, захватом траспорта с вином из других районов, неподчинение властям, отказ от уплаты налогов.

В то время существовал только один закон, который регулировал состав исходного сырья для производства шампанского, который говорил о том, что только 51% используемого винограда должен быть из Шампани, а остальное - это уже выбор производителя вина. Можно было даже использовать невиноградное сырье. Закон не требовал, чтобы все исходное сырье было виноградом. Можно было подливать в смесь яблочный или грушевый сок. Как сказал в то время один из производителей шампанского: «Сейчас в Шампани легко можно сделать большие деньги. Все что для этого надо - дешевый виноград. Качество вина будет другим, но большинство людей не заметит этого».

Несчастья виноградей усугубились еще распространением на здешних виноградниках эпидемии филлоксеры. Жители Шампани были уверены, что местные известковые почвы и прохладный климат убережет их виноградники от этой напасти, но зловредная тля не знала преград. Первые упоминания о больной лозе появились в Шампани в 1890 году, однако поначалу это не вызвало панической реакции. В последующие годы площадь зараженных виноградников в районе начала быстро увеличиваться, но даже тогда местная газета призывала виноградарей района: «Не упускайте из вида вашего основного врага. Филлоксера не единственный паразит на ваших виноградниках». Имелись в виду производители Шампанского, которые во все больших объмах закупали виноград в других винодельческих зонах. В ответ местные виноградари начали выступать с требованиями точно определить границы Шампани и не позволять при производстве настоящего шампанского использовать невиноградное сырье или виноград из других районов страны.

Первый законодательный акт, определяющий границы районов, производящих виноград для Шампанского или в нынешнем представлении апелясьон, был принят 1 августа 1905 года. Этот же акт определял и границы отдельных виноградников, которым был присвоен статус cru. Затем последовал новый закон от 17 декабря 1908 года, который включал в разрешенные границы районы Marne и Aisne, но исключал виноградники Aube. Это естественно вызвало недовольство фермеров данного района, вылившееся в массовые демонстрации. Район Marne всегда был более важен, поскольку из винограда, произрастающего на местных почвах, получается лучшее вино. Так сложилось, что местные виноградари посматривали на своиз коллег из Aube свысока, как на бедных родственников. Про них говорили, что их виноградники ближе к бургундскому Дижону, чем к шампанскому Реймсу. На это жители Aube отвечали, что они всегда были шампенуазцами и намерены ими и остаться! В конечном итоге в 1911 этот район все-таки ввели в состав апелясьона. Одновременно местным судам было дано право решать на месте спорные вопросы, касающиеся принадлежности к апелясьону отдельных виноградников или их участков. Однако дальнейшего развития этот процесс не получил в связи с началом Первой мировой войны.

Окончательную точку в законодательном процессе по определению границ региона и правил производства настоящего шампанского поставил закон от 22 июля 1927 года, в котором говорилось, что вино может называться шампанским лишь в том случае, если оно сделано методом вторичного брожения в бутылке, а виноград для него собран в пределах установленных для апелясьона границ. Точные границы всего района и отдельных виноградников устанавливаются специально назначенной комиссией. Там же были прописаны и некоторые правила, касающиеся непосредственно производства самого вина. С тех пор граница зоны никогда не менялась.

Надо сказать, что в силу вышеперечисленных причин в период между концом XIX века и 1927 годом зарабатывать себе на жизнь в Шампани выращиванием винограда не было привлекательным занятием. До той поры было очень легко зарегистрировать свой участок виноградника как часть нового апелясьона. Но в 1927 году официальные власти перестали это делать и тот, кто не успел внести свой участок в реестр, второго шанса уже не имел. От этого сильно выиграли наследники тех, кто успел. Сейчас участки виноградников, включенные в АОС Champagne, стоят от 500 тыс до 1,5 млн евро за га.

Последствия этого хорошо заметны на этой фотографии, где изображен виноградник, принадлежащий Дому шампанских вин Bollinger, с которого производится сырье для одних из самых редких и дорогих бутылок Шампанского. Видно, что виноградные лозы не спускаются до самого края, а останавливаются на некотором удалении от забора.

Казалось бы, чего проще, взять и "покрыть" всю свободную площадь лозой. Можно предположить, что на голом куске очень похожие почвы, а весь участок огорожен одним забором. Но нет, нельзя! В 1927 году на свободном сейчас участке стоял дом, который со временем был снесен. А участок земли под ним никогда не был зарегистрирован в данном апелясьоне.

После сноса дома стало уже слишком поздно что-либо регистрировать - поезд ушел и второго шанса так никогда и не представилось. Даже такой влиятельный производитель шампанского как Bollinger не может нарушать установленные правила апелясьона.

 

 

Материалы по теме:

Шампанское: вчера, сегодня...завтра?

Создатели вдов

10 вопросов про шампанское и игристое вино

 


Автор: Михаил Бабинский

От редакции
По материалам сайта www.madaboutbubbly.com, а также книгам Nicholas Faith «The Story of Champagne», Don & Petie Kladstrup «Champagne» и Patrick Forbes «Champagne: The Wine, the land and the people»
  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.