Виноторговая кухня Бордо

Large_bordeaux_tasting

Конец весны и начало лета – время, когда основные хозяйства Бордо объявляют отпускные цены на свои вина нового урожая. И хотя эти вина будут находиться в бочках в подвалах шато еще около 1,5 лет, очень многие внимательно следят за ценовой политикой владельцев хозяйств, ее тенденциями, а часть людей принимает самое непосредственное участие в этом процессе

 

В этот период часто можно услышать такие термины, как ex-chateau или ex-negociant. Что это такое? Может быть настало время немного заглянуть на «кухню» этого процесса, посмотреть, кто там готовит «основные блюда», кто там «за шеф-повара».

Сразу хотим оговориться, что мы не претендуем на полное и точное описание всех тех процессов и скрытых механизмов, которые определяют систему виноторговли в Бордо. Система эта очень сложная, специфичная, скрытая, ничего похожего нет больше ни в одной части винодельческого мира. Эта система складывалась в течение более двух веков, проходила проверку временем и стала настолько влиятельной и мощной силой, что поменять что-то в ней, а тем более отказаться от нее на сегодняшний день практически невозможно.

Давайте начнем с начала цепочки. Собран очередной урожай винограда в Бордо, из него сделано молодое вино. Примерно 1,5-2 года оно еще проведет в дубовых бочках в подвалах хозяйств, прежде чем начнет поставляться на рынок. И хотя реального вина в бутылках пока нет, ценовые страсти вокруг него идут нешуточные. Первое слово за владельцами шато. Они определяют отпускные или начальные цены, то что называется цена ex-chateau. Большая часть бордоских хозяйств, и в первую очередь классифицированные, сами торговлей и продвижением своих вин на рынке не занимаются. Они перепоручают это другим. Следующее звено в длинной цепочке - так называемые courtiers, чья роль заключается в том, чтобы быть посредниками между владельцами хозяйств и негоциантами. Если владелец шато хочет продать партию вина, он просит courtier найти ему негоцианта, который согласен его купить. Число негоциантов, работающих с одним шато, может переваливать за сотню. Возможен и обратный вариант, когда, например, негоциант захочет купить сотню ящиков вина en primeur из шато, он может осуществить эту сделку только через courtiers, которого он сам и выберет. Естественно, что courtier не работают бесплатно и имеют стандартно свои комиссионные в размере 2%. Если вы спросите, а можно ли обойтись без courtiers? Ответ будет простым: «Можно, но так не принято!».

Следующее звено цепи - виноторговцы или как более часто их называют - негоцианты. В регионе Бордо их около 400-сот. Большинство из них базируется в двух городах: Бордо и Либурне. Их задача обеспечить эффективное и прибыльное распространение шести миллионов ящиков вина, ежегодно производимых в районе. Некоторые из них специализируются на продажах en primeur вин лучших, классифицированных хозяйств, на которые приходится менее 3% всего вина, призводимого в районе. Есть специалисты по Европе, США, Южной Америке и т.д. Некоторые из них являются просто брокерами, работающими за очень низкий процент. Есть такие, кто занимается только поиском старых винтажей для особых клиентов, покупая, например, в Токио и перепродавая в Лондоне. Затем опять, покупая в Лондоне и перепродавая  в Токио или Буэнос-Айресе. Есть негоцианты, производящие свои собственные бренды. Вся эта система виноторговли получила название The place de Bordeaux и это единственно возможная эффективная система распределения продукции тысяч хозяйств региона в более чем сотню стран мира.

Так сложилось, что негоцианты предоставляют владельцам шато лучший вариант дистрибьюции их продукции и наибольшее разнообразие клиентов. Местные производители, в сущности, и не имеют другой альтернативы, как только использовать Рlace de Bordeaux. Негоцианты работают за свои 10-15%, накручивая их на цену, после courtiers. Вот эта цена будет уже ex-negociant. Нельзя сказать, что жизнь негоцианта легка и беззаботна. Казалось бы, покупай у хозяйств вино, накручивай на него свой интерес и продавай его, оставляя часть вырученных денег на закупку вин следующего урожая, а «навар» клади на свой персональный счет. Но если импортеры, ритейл, владельцы ресторанов и просто индивидуальные покупатели хотят приобретать только вина лучших урожаев, то негоцианты вынуждены покупать вино у хозяйств каждый год, хорош он или плох. Хорошая прибыль от продаж вин хороших лет частично идет на компенсацию возможных потерь в менее благоприятные годы.

И на владельцев шато нельзя смотреть как на белых и пушистых. Очень часто они могут предлагать негоциантам лучшее вино своего хозяйства «в привязке» со вторым и третьим своими винами или винами других хозяйств из менее престижных АОС, которыми они одновременно владеют. Хочешь иметь хорошо прибыльное вино - прихвати в свой портфель заказов и менее привлекательное.

Почему крупному и известному шато, например Марго, самому не заниматься непосредственно продажей своих вин, минуя промежуточные звенья? Тогда в структуре шато придется организовывать большой отдел по сбыту, нанимать опытных специалистов по маркетингу, налаживать торговые связи. Все это деньги, время и проблемы, если к примеру надо каждый год продавать сто тысяч ящиков своего вина. Проще перепоручить это кому-то, кто имеет соответствующий опыт, каналы сбыта, наработанные связи и постоянных клиентов. Такая система имеет еще одно преимущество: она разгружает производителей от необходимости заниматься несвойственым им делом и полностью себя посвящать только производству вина, а коммерцию оставить тем, кто в этом разбирается лучше. А кроме того, есть опасность, что в этом случае производитель может начать делать свои вина в том стиле, который больше нравится тем, кому он продает свою продукцию. Быть хотя бы на небольшом расстоянии от рынка - в этом есть как свои преимущества, так и недостатки. Некоторая отстраненность от рынка, отсутствие обратной связи с потребителями порой мешает понять новые тенденции и моду рынка, подстроиться к его требованиям. Как сказал один британский виноторговец: «Система базируется чаще всего на недоверии винодела и торговца. Производители при этом не имеют опыта торговли и прямого выхода на потребителей. Владельцы лучших хозяйств вполне могли бы обойтись без всех этих посредников, как это происходит в других винопроизводящих районах Франции. Но существующая система предоставляет им гарантированные рынки сбыта при минимальной затрате усилий с их стороны, делая в то же время посредников очень богатыми людьми».

Больше всего эта система нравится британцам, может потому, что исторически у них сложилось уважение к торговому классу. И в первую очередь эта система хорошо работает для классифицированных хозяйств.

Если затем бордоское вино уходит за границу, то появляется импортер со своим процентом. Затем идет розница со своей долей (а, например, в США есть еще дистрибьютер, работающий далеко не бесплатно). В идеале, в конце цепочки находится потребитель, который должен получать вино приличного качества по разумной цене. Это в теории. На практике все не так просто. Когда бордоское вино достигает полок магазинов, оно в системе цена/качество как правило не может конкурировать с винами других районов и стран.

Почему же столь сложная структура реализации вин, возникшая в Бордо еще в XVIII веке, продолжает успешно существовать и в наше время, когда мировой винный рынок так существенно изменился? Ответ прост - потому что она работает достаточно эффективно для всех ее звеньев, кроме одного, последнего звена - потребителя. На каждой ступени снимается свой стабильный и гарантированный процент, повышая этим и так изначально невероятно дорогое вино. В определенной степени в этом проявляется заносчивость, высокомерие, старые привычки и традиции владельцев крупных и лучших хозяйств в Бордо, их вековой монополизм.

«Мы элита винного мира, чего мы будем заморачиваться поисками новых рынков и новых покупателей. Есть люди и организации, которые это сделают лучше нас», - говорят они. А то, что от появления каждого нового посредника цена вина растет, владельцев знаменитых шато не особенно беспокоит. Спрос на их вина пока превышет предложение, а значит пусть все остается так как и есть. А вот для владельцев небольших, ремесленных или неклассифицированных хозяйств и кооперативов, которые постоянно балансируют на грани выживания, и для которых любое удорожание их вина из-за дополнительных посредников важно - для них отказ от этой системы разумен и обоснован, но пока не они диктуют правила игры.

Нельзя сказать, что все вина проходят через Рlace de Bordeaux. Для небольших производителей, особенно из не очень известных апелясьонов, лучший способ - самостоятельно заниматься распространением своих вин. Многие сотрудничают непосредственно с импортерами, обходя негоциантов. Так поступают кооперативы, заключая сделки напрямую с супермаркетами. Причем вина в этом случае могут поставляться как балком, так и уже разлитыми по бутылкам.

При всей внешней идилии в Рlace de Bordeaux далеко не мир и благополучие. Негоцианты обвиняют владельцев хозяйств (как правило молча, в своем кругу) в том, что они ставят изначально слишком высокую цену на свою продукцию. Те в свою очередь обвиняют негоциантов в том, что они в хорошие годы получают сверхприбыли или дополнительные доходы от удержания вина у себя на складах в ожидании, когда цены на эти вина со временем взлетят вверх. И эти доходы проходят мимо владельцев хозяйств.

Под набережной quai des Chartrons в Бордо протянулись на сотни и сотни метров винные подвалы, в которых негоцианты держат свое вино. Ведь купив его у владельцев шато, они совсем не обязаны продавать его сразу все. Часть можно и придержать в надежде, что цена на отдельные вина и отдельные урожаи вырастет со временем. Причем, если такое произойдет, прибыль от этого останется в руках негоцианта, владелец шато ничего с этого не получит. Среди прочего, это спровоцировало владельцев шато, если у них есть достаточно места в своих подвалах, продавать вино мелкими партиями, траншами, наблюдая за изменением цен на их продукцию. Таким образом, если цены будут расти, то уже и владельцы шато получат с этого дополнительную прибыль. В подвалах quai des Chartrons можно встретить вина вековой давности. Причем это не музей. Все эти вина предназначены для продажи частным коллекционерам, ресторанам и для аукционов.

Здесь хочется процитировать еще одного виноторговца: «Негоциант - это помощник хозяйств для продаж их вин. А он должен быть помощником потребителей при их покупке!»

Как сказал Стивен Брук (Stephen Brook) в своей книге «Bordeaux: people, power and politics»: «Рlace de Bordeaux со всеми своими якобы джентльменскими методами работы, есть не что иное, как базар. И торговля здесь часто происходит даже не столько по поводу цены (хотя и это очень часто имеет место), а по поводу того, как точно разделить «пирог» между всеми заинтересованными сторонами на каждой стадии процесса. А на конце этой цепочки стоит потребитель, жертва всех этих махинаций, чья единственная власть заключается в том, чтобы принять решение в пользу отказа от покупки бутылки Бордо».

К этому нечего и добавить.

 


Автор: Михаил Бабинский

От редакции
В материале использована информация из книг Stephen Brook «Bordeaux: people, power and politics» и Nicholas Faith «The Winemasters of Bordeaux»
  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.