Кавист - это что-то вроде продавца-консультанта, который помогает вам найти подходящее вино из Новой Зеландии или Австралии, а может быть Франции, Италии или какой-нибудь другой «винной» страны. А если с представлением о том, что нужно не очень (такое бывает и довольно часто), моя задача предложить то, что, возможно, вам понравится.
Магазин, в котором я работаю, находится на оживленной улице в центре Москвы. Вокруг «сталинки», бутики модной одежды и гастрономы премиум-класса. Казалось бы, выбор посетителей очевиден. Франция... Италия или Испания... Не совсем так.
Условно покупатели делятся на несколько категорий. Например, «местные». Они все живут в этом же доме и чаще всего покупают одно и то же один раз «найденное» вино. Практически бесполезно убедить их попробовать что-то еще. У них есть скидка «по умолчанию» и предполагается, что мы всех их знаем. Забавно, когда один и тот же человек может заскочить после работы, чтобы за ужином выпить бутылку вина в кругу семьи. Выглядит он официально, вероятно занимает какую-то важную должность. Он берет хорошую Италию, или проверенный Новый Свет. Многое зависит от формата ужина. Если вдвоем с женой - это может быть что-то простое, но вкусное. Аргентинский мальбек, например, который, по его мнению, «будто бы специально создан для мяса». Если же на ужин придут друзья, то выбор усложняется. Ведь хочется и вкус показать, и удивить, и при этом не тратить бешеных денег. Опытным путем определен стандартный набор для таких случаев: красное из Италии, белое из Франции (например, Луара) и игристое (не обязательно шампанское). «Спасибо, всего хорошего».
Когда он зайдет на выходных «по-домашнему» в трениках, тапочках, с кошельком или кредитной картой в руке, официальность куда-то исчезнет. Он может даже рассказать какую-нибудь историю про недавнюю поездку в Европу, рыбалку и т.д. Потом ему вдруг станет неловко за то, что он разболтался, он возьмет розовое для жены, виски для себя и с улыбочкой, словно прощаясь со старыми знакомыми, попятится к двери. Выходные.
Еще есть категория людей, которые много бывают в Европе и знают, сколько там стоит вино. Порой мне кажется, что они специально заходят, чтобы испортить себе настроение. Они долго ходят, молчат, сопят, ничего не спрашивают, а потом произносят вердикт: «Дорого!». И уходят. Российские цены и правда лучше не сравнивать с европейскими - особенности пути вина в страну, но, мне кажется, это должно побуждать к поискам новых интересных вин, молодых производителей и того, что в Европе и Америке называют «соотношением цена/качество».
Забавно, когда молодые девчонки забегают, начинают звонить друзьям с вопросом: «Сколько покупать?». Берут бутылку рома «для коктейля» и пару бутылок недорогого белого вина. Все отлично - все довольны. Через час они опять появляются и берут еще бутылочку рома, еще белого и сообщают, такие румяные и веселые, что «все так вкусно, такой хороший магазин!».
Девушка заходит, долго ходит, отказывается от консультаций, потом просто тихо берет маленькую бутылочку коньяка, расплачивается и уходит. В следующий раз она придет, и мы снова продадим ей коньяк в маленькой бутылке и, вполне возможно, будем заказывать его специально для нее.
Отец и сын - они всегда приезжают по отдельности. Один за другим. Если отец купил какое-то красное испанское или, например, австралийский Шираз, то 95% из ста, что сын приедет и купит то же самое. И наоборот. Кто уж там воспитывает чей вкус непонятно.
Бывают те, кто просто проходит мимо. Например, недавно пришел мужчина, который с порога заявил, что в винах ничего не понимает, но вино ему нравится, что любит красное «чтобы рот стягивало». А если выбрать несколько бутылок красного из разных регионов, чтобы сравнить и понять какой стиль вин ему ближе? Такая идея пришлась ему по душе и с тех пор мы видимся регулярно. Он скупает вина разных стран, стилей и говорит, что его «эта тема захватила»: «Это действительно очень интересно попробовать даже два вина из одного сорта, но из разных стран».
Приятно иметь дело с людьми, знающими толк в вине, знающими цену вину и не идущих на поводу у «брендов». Впрочем, образовательный момент с новичками тоже вдохновляет, ведь так хочется, чтобы одним любителем вина стало больше! Попадаются и «вредины» - люди, которые приходят и начинают придираться, искать подвох, читать все этикетки, задавать каверзные, но не всегда грамотные вопросы. Какие уж тут преследуются цели - не понимаю.
Чаще всего «случайные» посетители заглядывают в четверг-пятницу, когда впереди выходные, нужно купить вино к ужину у друзей, в подарок, на дачу и т.д. В этом случае пользуются популярностью самые демократичные вина. Одна пара часто заходит накануне выходных со словами «Дайте нам одну приличную бутылку, чтобы мы удивились, а остальные - любые, нам уже неважно будет».
Конечно, не обходится без привычных городских чудаков, которые спрашивают, почему мы не продаем пластиковые стаканчики, «чтобы можно было вина в парке попить», почему нет армянских коньяков и отчего «стаканы для вина» стоят так дорого. Но и они добавляют нашей работе юмора, забавных историй и просто разнообразия!
В работе кависта есть масса моментов для творчества! Так интересно «направлять» человека к открытию, а кому-то помогать развивать вкус. И вот уже вчерашний «новичок», который впервые узнал, что на Сицилии делают вина и Шабли бывает только белое, покупает Брунелло ди Монтальчино, да еще и бокалы специально под это вино. Когда удается угадать вкус уже бывалого винного любителя - это прямо как подарок и очень приятно! Особенно приятно, когда эти люди возвращаются.
|
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.