Виноделам России необходимо формировать «винное лобби» во власти. Но сформировать его сложно, так как «народ в верхних эшелонах власти» пьет «исключительно» винодельческую импортную продукцию (за редким «исключением»). И тут интересы импортеров среднего и дорогого импортного вина вступают в противоречие с целями и задачами российских производителей качественных вин. Импортерам совсем не интересно развитие в России производства собственного высококачественного вина из российского винограда: кризис и так сократил этот рынок, так еще и несколько российских заводов пытаются претендовать на этот сегмент своей продукцией. Импортерам элитного алкоголя получить поддержку во власти легче, чем российским производителям хорошего вина.
В октябре 2009 с прицелом на новогодние праздники произвели вина аж на 17% больше, чем в октябре 2008 (при этом вина столовые выросли на 17,6%, а вина условно- высокого качества упали на 31%). Но радость преждевременна - в октябре 2008 - в первый месяц кризиса производство виноградного вина упало сразу почти на 11% (при этом производство столового вина упало на 11%, а вина - условно- высокого качества выросло на 14%). Хорошо, что в октябре 2009 мы преодолели уровень октября 2007 г.
Если же говорить в целом о производственной ситуации в январе- октябре 2009 г, то виноградное вино отстает от объема 2008 г. на 3% (это отставание сократилось с 12%-15% в 1 квартале 2009 г.). В то же время объем января-октября 2008 за счет падения в октябре упал до прироста к 2007 г. всего до (+2,5%). Так что можно считать, что в январе- октябре 2009 мы «догнали» уровень 2007 г. А ведь не будь кризиса, прирост производства в 2008 г. был бы не менее 10%-12% к 2007, и прирост 2009 к 2008 был бы не ниже 7%-8%.
Даже с учетом начала поставок вина из Молдавии процесс импортозамещения сохранял бы свои тенденции. Пока государству хватает «ума» не поднимать базовую ставку на тихие вина. Она остается около 2 рублей за литр. И даже повышения на 30% - не революция на рынке.
Шампанское и игристое: октябрь 2009 вышел на уровень октября 2008 (+0,5%). Особого триумфа нет, так как первый месяц кризиса в 2008 г. (октябрь) успел упасть на 8% относительно октября 2007 г. Государство не очень грамотно поступает по отношению к шампанским винам: вместо того, чтобы уравнять ставку акциза с тихими, старую ставку сохранили, а в 2010 г. она станет равна 14 руб. с литра, а в 2012 более 22 рублей. Это явный перебор.
В январе- октябре 2009 г. мы отстаем в производстве от января- октября 2008 на 13%. В то же время январь - октябрь 2008 дал прирост (+2,8%) к январю - октябрю 2007. Отстаем- и серьезно- от 2007 г. По рынку шампанского нанесли несколько ударов (история с «Советским», остановка «Истока» и т.д.). Плюс сам кризис сократил не менее чем на 12%-15% потребление продукта.
По итогам января-октября 2009 мы наблюдаем картину восстановления производства тихого и падение шампанского и игристого. Рост производства тихого можно объяснить только объемным импортозамещением (благо, что импорта все равно много - почти 25%-30%), а российскому игристому замещать по большому счету нечего (весь импорт дороже 200 рублей и объем его не более 5% рынка).
Импорт виноградного вина: падение в январе- октябре 2009 к 2008 стабильно на уровне 30%. При этом падение импорта вина условно - высокого качества (в магазинах дороже 10-12 дол) составило 18%, а падение импорта прочих (ниже по цене) вин (-33%). Есть большая вероятность, что проблемы у наших импортеров в 2010 г. еще больше ужмут рынок импортного вина. Из области феноменов - Болгария сократила поставки вина в Россию за год почти в 2,5 раза; остальные - в рамках «приличий».
Если говорить об импорте шампанских и игристых вин, то этот рынок потерял за январь- октябрь 2009 около 20% своего объема. А производство всего 13%. Импортного виноматериала и сусла у нас все так же мало - падение объемов поставки за январь - октябрь 2009 на 28%, но при этом чуть ли не впервые в октябре 2009 импорт превысил импорт октября 2008 на 9%.
Мы недавно ввели новое понятие в наших отчетах - «вина из винограда», куда вошли вина тихие, шампанские и игристые вина. Так вот, в январе- октябре 2009 г. этот показатель упал относительно 2008 г. на 30%.
США
Кажется сомнительной информация о том, что «продажи вина в США наконец-то перестали падать на фоне финансового кризиса, более того наметился даже их стабильный рост».
В 2008 г. по мере распространения негативного влияния экономического спада объем сбыта вина сократился на 3%. Но в 2009 г. ожидается 2% рост продаж, сообщила исследовательская группа Mintel.
Рост винного рынка в США возможен не в целом, а в отдельных сегментах. Скорее можно поверить этому: «В отчете аналитиков отмечается, что местные вина оказались устойчивыми к экономическому кризису, равно как и недорогие вина, которые доминировали на рынке в последнее время». Также кажется сомнительной информация о росте популярности в США вин в коробках.
Есть информация и другой исследовательской компании: «продажи вина в США выросли в октябре 2009 г. на 7% относительно сентября. Продажи в октябре также выросли на 4% относительно аналогичного периода прошлого года. Это уже второй месяц, в течение которого зарегистрирован рост. С августа продажи выросли на 8%». Простите нашу недоверчивость, но не верим, уж очень похоже на обычную рекламу для потребителей.
Ирландия
В одной из самых пьющих стран мира - Ирландии - государство переусердствовало. Учитывая негативные последствия прошлогоднего повышения налога на 50% на продажи вина, Ирландская Ассоциация виноделов обратилась к правительству с просьбой о сокращении акцизного сбора на 20%. Не понимая сути проблемы, были приняты меры, которые привели к тому, что за этот год сбыт винной продукции сократился на 10,9%. К тому же за последние 13 месяцев потери рабочих мест в отрасли составили 25%.
Франция
Производители божоле требуют прекратить поставки этой продукции за рубеж в пластике, что очень устраивает азиатский рынок. Азия всегда более практичной. Такая тара значительно легче стекла и позволяет сэкономить на перевозке до 30% расходов. В Японии цена этого вина упала до 10 долларов за бутылку.
Хотите маленькое сравнение? Итак, 10 долларов - 300 рублей. Размер официальной средней зарплаты наемного японского сотрудника составил в июле (это когда средняя зарплата в России составила 18,9 тыс. руб.) примерно 127 тыс. руб. Что такое бутылка Божоле Нуво для японца? Он на зарплату может их купить 436 бутылок.
Божоле Нуво продается в Японии даром. Конечно, это обижает и лишает денег французов.
На французском телевидении появится винный канал. Ожидается, что канал Edonys будет транслироваться по сетям кабельного, спутникового и интернет-телевидения. На телеканале найдется место для передач, рассказывающих о винодельческих регионах, винном туризме, дегустационных заметках, винной бизнес-аналитике, которые будут интересны не только любителям вина, но и профессиональной аудитории.
Во Франции создается новое «провинное» лобби с бюджетом 2 млн евро в год. Оно будет противодействовать негативному эффекту, вызванному запретительной политикой в отношении вина, проводимой французским правительством. Начиная со следующего года, апелясьоны Бордо и Шампань начнут поддерживать и финансировать «серьезные и глубокие изучения докторов и ученых, показывающие пользу от умеренного потребления вина». Эта инициатива расширит уже существующую программу действий французской ассоциации Vin & Société, годовой бюджет которой составляет 200-300 тысяч евро, а также позволит усилить кампанию перед лицом новых вызовов. Может и российским производителям и виноторговцам стоит создать что-то подобное, чтобы вести среди населения грамотную и аргументированную пропаганду умеренного потребления качественного вина?
Французский лидер Castel вскоре будет продавать тунисское вино во Франции. С декабря 2009 г. группа начнет коммерциализацию высококачественного красного вина Shadrapa Domain, произведенного на севере Туниса, где французская компания в 2006 г. купила 234 га виноградников. Розлив по бутылкам будет производиться пивоваренной компанией SFBT в Тунисе, а затем продукт будет экспортироваться и продаваться во Франции через известную французскую торговую сеть. До этого вино из Туниса в основном поставлялось во Францию и Италию наливом.
Молдавия
Производство вина в Молдове в январе-октябре 2009 г. в сравнении с тем же периодом 2008 г. сократилось на 23,9% - до 1,2 млрд. леев (108,7 млн. дол). Национальное бюро статистики ранее сообщило, что за 10 месяцев с.г. в сравнении с тем же периодом 2008 г. производство дистиллированных алкогольных напитков в Молдове в стоимостном выражении сократилось на 22,9% - до 321,2 млн. леев (29 млн. дол). Россия позволила создать в 2008 в Молдавии ситуацию всплеска производства, открыв свой рынок. Напомним, что производство вина в Молдове в стоимостном выражении в 2008 г. выросло на 26% - до 2,16 млрд. леев (195,2 млн. дол), а производство дистиллированных алкогольных напитков увеличилось на 6,2% - до 490,5 млн. леев (44,3 млн. дол).
Россия перестала быть главным алкогольным партнером Молдовы; на первом месте крошечная Белоруссия.
Украина
Украинский винный рынок (производители продукции из украинского сырья) фактически выступил против Молдавии. Они считают, что в лице Молдавии развивают своего конкурента. До 86% виноматериалов и до 88% коньячных спиртов отечественные (украинские) производители импортируют. По сути, «мы сегодня развиваем виноделие Молдовы (до 44% - это молдавский экспорт сырья) и Грузии (до 50% экспорта сырья), а также Азербайджана, Армении, Испании, Франции и других стран. А свое виноделие мы разрушаем. Это яркий образец того, к чему приводит либерализация внутренней и внешней экономической политики страны, которую так заботливо пропагандирует наше Правительство на протяжении последних лет».
Украинские виноделы называют период 1992 - 2009 г.г. - «18 лет агрессии импорта». «Наша традиционно высококачественная продукция систематически заменяется импортом. Именно западный некачественный стандарт и начал интенсивно вторгаться на наш рынок, не говоря уже о низкосортном «пойле». Преобладание импорта на украинском рынке, отсутствие государственного контроля и регулирования производства спровоцировало последующие «результаты»: всеобщее падение уровня качества вин и коньяков; рост производства фальсификата; утрата традиционных рынков сбыта - России, Казахстана и Беларуси».
«В свое время Верховная Рада инициировала отсрочку введения новых пошлин после вступления в ВТО до 1 января 2009 года, однако президент ветировал этот закон. В результате пошлина на вино снизилась с 2 до 0,3 евро».
«По итогам 2008 года Украина произвела 20,9 млн дал «тихих» вин. Более 50% из них - вина коммерческие - крепленые спиртом, невиноградного происхождения. Эксперты утверждают: от 30% до 60% продаваемого в Украине вина - подделка. Один из основных способов фальсификации - разведение виноградного вина более дешевым плодово-ягодным. Итог: сегодня на каждые 10 га выкорчеванного виноградника приходится всего 1 га его молодых посадок. При таких темпах недалек тот день, когда виноград у нас на юге станет экзотической ягодой».
|
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.