В основных специализированных изданиях уже опубликованы оценки, выставленные винам этого района ведущими критиками. В журнале Decanter основным оценщиком вин выступил его обозреватель Стивен Спурье (Steven Spurrier), у Wine Spectator - Джеймс Саклинг (James Suckling). Конечно же, это мероприятие посетили Тим Аткинс, Дженсис Робинсон и «главный по Бордо» - Роберт Паркер. Все они оценили вина нового урожая и поставили свои предварительные баллы.
Общая оценка - урожай 2009 исключительный. Его можно поставить в ряд с другими выдающимися годами в Бордо - 2005, 2002, 1982 и даже 1947. Высоких эпитетов сказано немало. Пока, правда, остаются, на повестке дня остались два неразрешенных пункта. Свои оценки еще не опубликовал мэтр Бордо Роберт Паркер, и нет ясности с ценами на вина этого урожая. То, что оценки Паркера будут также высокими, сомневаться не приходиться. Однако владельцы практически всех хозяйств района с трепетом ждут вердикта из Монктона, штат Мериленд, где «великий и ужасный» заканчивает писать свой «приговор». Его оценки так важны для владельцев хозяйств Бордо, чтобы определиться с отпускными ценами на свои вина. Вердикт Паркера - это та конечная точка недели en primeur, с которой начинается отсчет объявления цен на вина нового урожая. Сам Роберт в Twitter заявил, что цены будут объявляться не раньше начала мая.
Не дожидаясь этого срока, шато Petit Bocq из коммуны Saint Estephe в Бордо первым объявило отпускные цены на свое вино урожая 2009. Они оказались на 18% выше цен урожая прошлого года. Цена этого года - 10,5 евро за бутылку, при цене прошлого года 8,9 евро. Данное хозяйство по меркам Бордо небольшое - годовое производство всего около 10 тыс ящиков вина (120 тыс бутылок). Отражает ли решение владельцев этого шато общую картину в районе? Посмотрим...
Конечно, хозяева шато хотели бы продать свои вина подороже, мотивируя это тем, что урожай выдался отменным. Но насколько потребитель в условиях пока еще продолжающегося мирового экономического кризиса пусть и с легкими подвижками в сторону улучшения готов облегчить свои кошельки и банковские счета? Не перегнуть бы палку. Да, китайский рынок очень перспективен для вин Бордо, но, во-первых, в Китае пока продается вин этого района значительно меньше, чем в Европе и Америке, во-вторых, там в основном реализуются недорогие вина не очень знаменитых хозяйств из менее престижных апелясьонов. В-третьих, у китайцев пока не выработалась привычка и не сложилась традиция покупать вино en primeur.
Рейтинги Паркера en primeur стали практически главным фактором при установлении отпускных цен на вино. Фактически, его баллы заменяют официальную Классификацию, но при этом не вступают с ней в сильные противоречия. Правда, на его оценки в большей степени обращают люди, инвестирующие в вино, поскольку они видят, что рынок следует за его мнением. Те же, кто покупает вино для собственного потребления и кто знает, что ему нравится, те менее подвержены влиянию Паркера.
Почему же все так трепетно ждут решения Роберта? Взаимоотношения этого американского критика и французской винной элиты не назовешь легкими и дружественными. Началось все с того, что свою первую поездку в этот район Роберт совершил со своей молодой женой Пэт в 1974. Пэт, которая неплохо владела французским языком, выступала в качестве переводчика. Впрочем, главной ее задачей было очаровывать владельцев шато, чтобы они допускали Роберта к дегустациям без предварительных договоренностей. С тех пор каждую весну, во время Недели en primeur, Паркеры отправлялись в Бордо. Этот район стал главной специализацией Роберта, и Бордо многим ему обязан.
Славу Паркеру принес урожай вин Бордо 1982 года. Впервые попробовав их, он понял, что обнаружил золотую жилу. Другие специалисты полагали, что этот урожай будет недолговечным, винам не хватало кислотности, не великим, потому что вина демонстрировали отличный баланс слишком рано. Уверенный в своей правоте, Роберт настоятельно рекомендовал 1982 подписчикам своего Wine Advocate и не ошибся. Говорят, что те, кто послушался его советов, сделали на этом состояния.
А в самом Бордо началось Возрождение. Мало кто может опровергнуть тот факт, что именно благодаря Паркеру многие шато в 1980-х проснулись после десятилетий сплошных провалов. Благодаря ему у региона появился огромный рынок сбыта - США, который оставался практически неосвоенным до выхода на арену Роберта.
Он любит все Бордо, которое в массе своей не отвечает ему взаимностью. «Бордосцы, которые чересчур критичны ко мне, несправедливы, - говорит он. - Думаю, никогда еще в истории винной публицистики не было критика моего статуса с мировым влиянием, который был бы настроен настолько профранцузски, как я. Желая мне вреда и говоря, что настало время избавиться от Паркера, они не подумали о том, что не смогут найти себе другого защитника своих вин, который был бы настолько последовательным, убедительным и страстным, как я, - просто потому, что других таких больше нет». «Скромное» высказывание в стиле Паркера. Хотя и Роберт с его опытом не всегда может точно оценить конкретный год. Например, урожай прошлого года не вызывал у специалистов больших восторгов, которые полагали этот год может быть приятным для потребления, но не исключительным. Как показывает время - они оказались правы.
Неожиданно, в последний момент Роберт поставил 2008 году высокие оценки. Владельцы хозяйств незамедлительно отреагировали на это. Так шато Лафит установило цену на свое вино этого урожая на уровне $3200 за ящик. Но как только появились высокие оценки Паркера - это сразу взвинтило ее до $5600, настолько сильны влияние и авторитет Роберта.
Некоторые аналитики напоминают Паркеру его комментарии по поводу 2003, который он чрезмерно хвалил и 2005, который он недооценил. Гуру тоже делает ошибки.
Что такое en primeur?
В период экономического бума 1980-х годов появилась мода покупать кларет прямо в поместьях следующей весной после сбора урожая с условием более поздней доставки. Такие сделки стали разумным вложением капитала. Ведь это выгоднее, чем ждать, когда это вино купит посредник и накрутит свою наценку.
Происходит это следующим образом. Осенью, после сбора урожая, подготовленное вино разливают в бочки, в которых оно пробудет два года. В начале апреля в Бордо приезжают тысячи винных экспертов, журналистов и частных инвесторов, которые дегустируют ценный напиток прямо из бочек и выставляют ему оценки. Каждое бордоское вино получает свою оценку, описание. Основываясь на нем, можно сделать вывод, каким оно будет через полтора года на момент бутилирования. После получения оценок рынок замирает в ожидании первых траншей: когда шато выставят на продажу свои вина и определят цены на них. Первыми, в середине апреля, свои продукты выставят неклассифицированные виноделы. Последними, к маю, цены объявит первый эшелон. Вина будут доставлены покупателю через 18-24 месяца, когда они закончат свой цикл выдержки на винодельне. Оплачивается вино, как правило, сразу.
Что это дает хозяйству? Оно быстро получает свои деньги, не ожидая двух лет, когда вино будет продано и имеет возможность вкладывать эти средства в урожай следующего сезона. Для потребителей (розничный торговец, ресторан или обычный покупатель) выгодно закупать напиток на этой стадии, ведь как только вино будет разлито в бутылки через 1,5-2 года, цена на него резко возрастет.
Официальные дегустации проходят исключительно вслепую. Для отдельных особо привилегированных специалистов, дегустации проводятся вне «общей тусовки». Так Роберт Паркер в основном работает в лаборатории Мишеля Роллана в Либурне, а ранее упомянутый Джеймс Саклинг любит делать это в одиночестве в гостинице.
|
11:46 12/04/2010 В Бордо завершилась Неделя en primeur, которая во многом определяет будущие продажи вин этого района. Как обычно, участвовали все ведущие специалисты винной отрасли, виноторговцы, владельцы шато, журналисты и т.д. >>
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.