Винный калейдоскоп

Large_cifra

Обзор алкогольных событий - заметки дежурного эксперта Центра «ЦИФРРА». № 69

 

Как это громко ни звучит, но виноградарство и виноделие - это часть не только антиалкогольной компании по снижению алкоголизации населения (по крайней мере, должно ей стать по нашему глубокому убеждению), но и важная часть Доктрины продовольственной безопасности РФ.

Еще 24 марта на заседании Совета безопасности РФ было объявлено, что «стратегия национальной безопасности России до 2020 года была доработана с учетом разразившегося в мире финансово-экономического кризиса». А Совет безопасности РФ в 2009 году представит на утверждение президента Стратегию национальной безопасности, Военную доктрину, Доктрину продовольственной безопасности и Концепцию государственной национальной политики. Об этом сообщил секретарь совета Н.Патрушев. Еще тогда мы задавались вопросом - хоть каким-нибудь боком заденет это виноградарство и виноделие в России? Из потребляемого «живьем» винограда мы на 90% используем импортный. Для создания винодельческой продукции используем более 75% импортного сырья (виноматериала и виноградного сусла). Территории для выращивания винограда имеем на юге необъятные, что могло бы заодно и занять работой темпераментных южан (в том числе).

Пытались выяснить - а попала такая отрасль как виноградарство в эту программу. Не удалось. Виноградарство и виноделие к этому времени уже разорвали на две части: виноград оставили в Минсельхозе (где не осталось практически ни одного профильного специалиста по винограду и вину), а вино (как вид продукции, на взгляд чиновников, близкий к водке и спирту) передали в Росалкогольрегулирование.

 

На днях состоялось очередное мероприятие: Совет безопасности России определил основы Доктрины продовольственной безопасности страны. «В основе Доктрины продовольственной безопасности должна лежать отечественная продукция».

«Современная Россия должна в полной мере использовать свой уникальный аграрный потенциал, обеспечивая себя не только основными видами продовольствия, но и, будем надеяться, восстановив в определенный период статус одного из ведущих экспортеров продовольствия в мире», - подчеркнул на мероприятии глава нашего государства. К примеру, на долю России приходится 9% запасов всей пашни в мире, 52% черноземных почв, 20% запасов пресной воды и т.д. И в то же время доля российской продукции в мире ничтожна. Например, по молоку это только 5%, а по мясу - 2%.

Наша с вами отрасль туда не попала ни в каком виде. Под общую гребенку антиалкогольной компании попали все.

8 декабря состоялось еще одно знаковое для винодельческой отрасли событие. На совещание в профильном отраслевом институте собрались крупнейшие производители шампанских и игристых вин (более 10 компаний), в числе которых были «МКШВ», «Корнет», «РИСП», «НЗШВ», «Абрау-Дюрсо», «Игристые вина» и др. Вопрос стоял остро - как защитить продукцию добросовестных производителей продукции от продукта, который даже в ритейле Москвы продается по 60 руб. за бутылку и в своем составе не имеет винной основы. На заседании производителей, инициатором которого выступила группа «МКШВ» также присутствовали: руководство профильного отраслевого института и ГУП «Московское качество». Мнение было однозначным - для защиты от фальсификаторов необходимо создавать союз добросовестных производителей, отделять свою продукцию от фальсификата.  Так что, очень возможно, что в ближайшее время на алкогольно- политической арене появится еще один Союз - производителей шампанских и игристых вин.

В стане производителей вина и коньяка назревают серьезные изменения. Наступает момент истины. Прошел год, но серьезного отношения к себе со стороны Росалкогольрегулирования винодельческая отрасль не почувствовала.

Более того, сегодня вопрос надо уже рассматривать гораздо шире. Не винный рынок в отдельности, а в целом рынок низко алкогольной продукции. Уже столько мы об этом писали: особенность ситуации сегодня - законодательное давление на алкогольный рынок, при котором различий между спиртом и водкой, с одной стороны, и тихими винами, шампанскими и игристыми, пивом, САН, коньяком, с другой стороны, не делается. Вторая особенность - общественная антиалкогольная компания.

Если мы повторим винный опыт на мировом рынке, то потеряем значительную долю винного рынка: он, как и в мире, проиграет крепкому алкоголю и пиву, если не будет защищаться. Противоречий много. Но есть общее - в России необходима консолидация сил производителей винодельческой (с коньяком) и низко алкогольной продукции для защиты своих (пусть в чем-то противоречивых) интересов от крепкого алкоголя и неграмотной государственной алкогольной политики в целом.

Не одно вино, а вся низко алкогольная продукция должна консолидироваться и разворачивать махину государственной алкогольной и антиалкогольной политики в сторону развития рынка низко алкогольной продукции (с разными запретами по месту, времени, возрасту, полу и т.д.).

Что мы имеем: Союз виноградарей и виноделов России (СВВР), который был создан при Минсельхозе, но теперь МСХ утратил свое влияние на отрасль. Такой союз должен был близок к Росалкоголю, но его туда пока не пускают.

Есть мощный союз пивоваров, который много лет блестяще решал свои задачи. И сегодня (при всех нападках на пиво) он очень хорошо держит оборону (решающим фактором эффективности его деятельности будет признание - непризнание пива алкогольным напитком в 2010 г.). Понятно, что пиво старается дистанцироваться от алкоголя, но и к безалкогольной продукции оно по своей природе не относится.

Есть Национальная ассоциация слабого алкоголя (НАСА), которую прессуют сегодня не меньше, чем рынок пива.

Есть организация импортеров алкоголя (вина- прежде всего) - СУАР. Импортерам вина обязательно нужна своя профильная организация - от импорта вина и виноматериалов мы в ближайшие десятилетия никуда не уйдем. Все эти организации уже есть на «рынке» алкогольных союзов и как-то (с разной степенью активности) работают. Если к этой группе добавится профильный союз производителей российского шампанского и игристого вина, да еще будет образован (также при всех противоречиях между производителями коньяка из российского винограда и импортерами коньячных спиртов для производства из него коньяка в России) союз производителей российского коньяка, то в России вполне можно было создать не Координационный Совет этих союзов, а Союз союзов производителей и поставщиков винодельческой и низко алкогольной продукции России.

Может быть, это фантазия, но - светлая. Пора в России рассматривать и регулировать как единое целое рынок алкогольной и безалкогольной продукции. А вот уже в этом целом четко разделить крепкий алкоголь и винодельческую и низкоалкогольную продукцию. Не было бы такой свободы у пивных компаний, не было бы такой свободы купить молодежи в системе розничной торговли баночку САН, то не было бы таких воплей по поводу алкоголизации молодежи. По цене легальный продукт должен быть доступен даже для малоимущих, но должны работать запреты для молодежи и т.д. Пусть работают, алкогольный бизнес не препятствует в этом государству.

Государство должно «отрегулировать» рынок безалкогольной продукции; там не должно быть таких цен как на колу и пепси, которые являются ориентиром для всей прочей продукции. В общем, нужен комплексный подход к рынку напитков с пониманием того, что формирует спрос на низкоалкогольный напиток.

Сегодня низкоалкогольной продукции для государства как альтернативы алкоголизации населения просто не существует. В пылу борьбы оно уже не думает ни о чем. Да и вообще что-то непонятное происходит. Почему перенесли принятие на следующий год инициатив Росалкоголя? Будет ли введена минимальная цена с 1 января? Если перенесут рассмотрение инициатив на следующий год, то это может означать следующее: будут ждать 1 марта - срок определения отношения государства к идее Госмонополии.

По нашему мнению, именно от такого союза союзов, который мог бы быть создан уже в 1 полугодии 2010 г. (времени на создание союзов шампанистов и союза коньячников много не надо; идея витает в воздухе). Нужны люди, которые смогут собрать вокруг себя эти союзы. Революции выдвигают лидеров, а ситуация на рынке «предреволюционная».

 

Краснодар. Фанагория

9 декабря 2009 г. в г. Краснодаре ОАО АПФ «Фанагория» провела пресс-конференцию, во время которой были официально задекларированы объемы переработки винограда урожая 2009 г. и соответствующие им планируемые объемы розлива вин в 2010 г. В 2009 году ОАО АПФ «Фанагория» принято и переработано 25.361.385 кг винограда. В 2010 году из него будет произведено 22.521.540 литров, или 26.916.600 бутылок алкогольной продукции. Из всего объема переработанного винограда 7 тыс. дал виноматериалов на производство премиальных сухих выдержанных вин серии Cru Lermont в количестве 100 тыс. бут.

«Декларации объемов принятого к переработке винограда - законодательно оформленная практика в винодельческих странах мира, что позволяет контролировать четкое соответствие имеющегося сырья производимым винам. В России «Фанагория» стала первым винодельческим предприятием, добровольно взявшим на себя такие обязательства. Генеральный директор «Фанагории» П. Романишин призвал других участников винного рынка страны последовать примеру компании и также подать декларации об объемах переработанного сырья. Такие действия будут способствовать легальному производству качественных вин. Для конечного потребителя такое декларирование предоставит возможность сделать осознанный выбор в пользу честного продукта. Начальник отдела винодельческой промышленности Управления по винодельческой промышленности края В. Мдивани подчеркнул, что органы власти со всей серьезностью относятся к данной инициативе лидера кубанского рынка и подтвердил, что задекларированные данные будут подвергнуты экспертизе, результаты которой будут сообщены СМИ».

 

Россия-Украина

За первые 10 месяцев 2009 года рынок украинского вина вырос на 5,9% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. В целом, по итогам января-октября 2009 года было произведено 18,832 млн. дал тихих вин. Об этом сообщает ассоциация «Виноградари и виноделы Украины». За этот период внутри разных ценовых сегментов винодельческой продукции в Украине наблюдалась очень неоднородная ситуация: существенное перемещение потребительского спроса из верхнего ценового сегмента в средний и «средний минус». Предполагаемый объем рынка тихих вин в 2009 году в физическом объеме ожидается на уровне 20-22 млн. дал. В России мы ожидаем производство 48,8 млн дал со спадом на 3% относительно 2008 г. (это наш прогноз по итогам января- октября). Хотя, возможно, что в последние два месяца производители сделают рывок.

В целом в 2009 г. в Украине (как и в 2008 году), продолжает увеличиваться объем потребления столовых вин и сокращается потребление крепленых, несколько сократилось потребление марочных вин.

А вот теперь их ценовая сегментация: в 2009 году - при общей тенденции к увеличению продаж тихих вин резко уменьшились продажи вин «среднего плюс» и верхнего ценовых сегментов (то есть вин по цене выше 25 гривень).

Надо, видимо вернуться к соотношению средних и минимальных зарплат и цен на вино.

 Напомним: минимальная зарплата в России - 5000 руб., в Украине - 670 грн. Средняя зарплата: по России (честная)- не более 10000 - 12000 руб.; в Украине - 1700 грн. Чтобы больше вообще не говорить о цивилизованных европейских странах, то вино для повседневного обычного потребления там максимум - 3-3,5 евро при минимальной зарплате в 1000 евро (285 - 333 бутылки нормального натурального виноградного вина). При средней зарплате даже в 2000 евро (это уже более 600 бутылок). Итак, Россия - нормальное российское вино можно купить ну никак не дешевле 130 рублей за бутылку. Пусть это будет пороговой ценой. Разделим нашу минимальную зарплату - всего 38 бутылок. Увы, но этот потребитель обречен пить то, что ему подсунут в магазине по 60 руб. за бутылку или пакет. Так и этой продукции он может купить не более 83 бутылок на свой доход. Средняя зарплата: нормального вина можно купить 77- 92 бутылки.

Если в России будут определять минимальную цену на тихое виноградное вино, то цена может оказаться на уровне 75 руб. (по аналогии с определением на водку: реальная минимальная цена на уровне 100 руб., но дается некий «буфер» в 10% до уровня 89 руб.). Так и с вином (с буфером в 10% - это условно может быть 75 руб.). В этом случае, такого вина с претензией на натуральность можно было бы купить: на минимальную зарплату- 66 бутылок; на среднюю - 133 - 160 бут. (но ведь это вино не совсем то, что в Европе по 3 евро; мы уже даже не будем говорить про вина по 2 евро - вполне приличные, каковых в Европе можно купить на среднюю зарплату - 1000 бутылок, а на минимальную - 500).

Теперь - в Украину. Нужны аналогии. В Украине идут споры по поводу минимальной цены на вино тихое. «Сегодня в Украине с экономической точки зрения можно произвести качественное натуральное вино за 12 гривень (0,7 л), и введение минимальных розничных цен (МРЦ) на вино будет серьезным испытанием для многих виноделов, которые работают в нижнем ценовом сегменте. Такого мнения придерживается директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» (АВВУ) С. Петренко». То есть, условно: украинское вино по 12-15 грн - это наше по (условно) 75 - 90 руб. за бутылку. Тогда, один украинец на минимальную зарплату может купить 56 бутылок вина (нормального), а наш - 66 (в принципе - одинаково; наши даже лучше живут). А на среднюю украинскую зарплату: 141 бутылку натурального вина (наши - 130 -160). В целом - подходы совпадают (поскольку основа - ценовая доступность или недоступность). Значит, успеха не будет ни в Украине, ни в России. Можно и украинцам объявлять антиалкогольную компанию, столь же бесполезную как и в России.

И теперь - уровень вина в 25 грн - это, видимо, наш в 130 - 150 (не по курсу, а по потребителю). Падение потребления такого вина в Украине - резкое (как они сами отмечают). На минимальную зарплату такого вина купишь всего 27 бутылок (так что на этот сегмент потребителей явно рассчитывать не приходится, как и у нас на «пятитысячников»). Средняя зарплата: можно купить 68 бутылок. Тоже не разгуляешься. Значит, потребитель этой продукции еще выше.

Если порог потребления легальной водки мы определили на уровне зарплаты в 110 бутылок водки в месяц (ниже - потребление скатывается в нелегальный сектор), то для восстановления (развития) винной культуры в России зарплата должна быть не ниже 200- 220 бутылок «нормального» по минимально-условной цене вина. Если самое дешевое вино «минимально - низких кондиций» стоит (еще раз подчеркнем, что 75 руб. взяты для примера; а реально - ближе к 90 руб.), то и зарплата потребителя такого вина (а не средняя по стране) должна быть не ниже 15 000 руб. в месяц. Тогда мы получим движение к винной культуре; и отказ от нелегальной водки и от ее суррогатов.

 


14 декабря | 17:54

Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.