Винный калейдоскоп

Large_cifra

Обзор алкогольных событий - заметки дежурного эксперта Центра «ЦИФРРА». № 70

 

Виноделам обрезали выделение денег на виноградные программы; из федерального бюджета не дадут даже 350 млн рублей. Вся надежда на себя и краевые бюджеты. Это ослабляет винодельческую программу России и усиливает позиции «пакетных производителей» вина по 60 руб. за литр или бутылку в магазине. Если весь цивилизованный мир борется с перепроизводством вина, то мы боремся с недопроизводством винограда и вина.

Без почестей и славы заканчивается годичная программа «Советского шампанского» в 2009 г. Объем производства упал более чем в 2 раза. И всего-то передали производство от компаний первого эшелона компаниям второго эшелона (только «Корнет» первого) и попали в кризис. Все это закономерно; и «ЦИФРРА», и другие эксперты писали и говорили об этом в конце прошлого и начале нынешнего года. Теперь ФКП расторгает договор по использованию марки «Советское» с «Кауфман Продакшн». При этом лицензиат обвиняется в том, что обеспечил розлив марки менее чем на половину от запланированного объема. Кроме того, ФКП намерено через суд взыскать с партнера более 37 млн руб. недочисленных лицензионных платежей и штрафов. И если честно, то меньше всего хотелось бы обвинять в этом «Винэксим». Мы целиком вину за провал программы возлагаем на ФКП «СПИ». И считаем, что коммерческими операциями со всеми алкогольными госбрендами должна в сегодняшних условиях заниматься команда «РСП».

Продолжается сопротивляться банкротству «Исток» (производство водки остановилось еще в сентябре, шампанского в октябре). Очень надеемся, что республиканские власти помогут совсем недавнему лидеру по производству шампанских и игристых вин России. Итак, на конец декабря российский производитель шампанского «Исток», банкротства которого добиваются налоговики, так и не сумел возобновить производство к Новому году. Кроме того, компания приступила к ликвидации своих торговых домов, оставив только три (Москва, Екатеринбург, Новосибирск) из имеющихся 19. Мы считаем, что если компании удастся возобновить свое производство до конца 1 квартала, то она сохранит шансы на успех еще в 2010 г. Не успеет начать производство до марта- апреля, увы, опыт других компаний показывает - как все сложно восстанавливать после полугодичного простоя.

 

Немного информации из 500-страничного Отчета Центра «ЦИФРРА» за январь - сентябрь 2009 г. (Таблица 1)

Поскольку учет розничной торговли и легального производства в России ведется на одних принципах, то все это вполне можно сравнивать в одном ключе.

Итак, коньяк бутилированный (новый для России статистический термин, введенный вынужденно). После скачка новогодних розничных продаж его продажи отставали до июня 2009 от 2008 г. В это время спад по импорту колебался от 35% до 60%. А российские производители с февраля по май скромно бутилировали коньяк с прирост не более 15%-17% в месяц. С июля россияне вошли во вкус дешевого российского коньяка. И розница чуть пошла вверх: от(+3%) в июле к (+5,9%) в октябре. В целом рост продаж коньяка и бренди в России не столь значителен, если не учитывать с гордостью - это же «НАШ» коньяк и бренди не дал упасть рынку. Импорт уже докатился до уровня (-23%) - (-42%). Зато производство пыхтит во всю: с августа прирост производства на уровне прироста более 30%. И уже ноябрь выдал (+36,5%). Весь мощный производственный прирост ноября мы бы объяснили двумя причинами: спадом ноября 2008 относительно 2007 и подготовкой производителей к возможным марочным проблемам.

Вино виноградное (без импортных вермутов): прирост продаж вина в России мы видим только в первой половине года: они плавно опускаются с (+6,4%) в январе до +1%) в июне. До этого момента производство в «минусе». Об импорте и говорить нечего. Но момент удивительный: возьмем условно июнь 2009 г. Розничные продажи выросли на 1%. Пусть в июне (условно) продавали то, что произвели в мае и завезли в мае. А в мае произвели на 6,4% меньше и ввезли на 25% меньше. Все первое полугодие спад розничных продаж должен был быть ниже своего учтенного уровня на 10% минимум, а он в плюсе. Второе полугодие - более правдиво (во всяком случае в отношении розничных продаж). Роста продаж вина просто не могло быть в помине (даже дешевое вино теоретически не могло поддержать прошлогодний уровень всего объема продаж виноградного вина). Во втором полугодии спад импорта продолжается. А производство испытывает бумовый эффект в октябре - ноябре. Неужели так испугались роста ставки акциза. Но учтенная розница не просела в отношении вина при спаде импорта на 30%. Российские спасатели (Чип и Дейл в литровых пакетах) пришли на помощь. Хотя есть рост производства и у таких производителей вина, как та же «Фанагория».

Шампанские и игристые вина: в целом, если судить по статпоказателям учтенных розничных продаж, то и шампанское с игристым (как и коньяк, и виноградное вино) очень близки по уровням продаж к 2008 г. при очень серьезном разбросе производства и импорта. Так уж получилось, что розничная торговля учитывает значительную часть нелегальной продукции, а производство - незначительную часть нелегального (схемного) производства. С февраля розничные продажи «шипучей» продукции (за исключением апреля, августа и сентября) практически на уровне 2008 г. При этом производство - в постоянном минусе (сентября, октября и «большого плюса» ноября). Импорт при этом тоже в основном в большом минусе. За счет чего же продажам удается выдерживать столь высокий уровень, сопоставимый с прошлым годом?

 

Молдавия

В середине декабря состоялась последнее заседание рабочей группы по разработке Маркетингового плана по экспорту для винодельческого сектора (МПЭ). По ходатайству молдавского правительства, Центр по продвижению импорта из развивающихся стран (CBI) оказал помощь Молдове в разработке этого документа для развития винного экспорта в страны ЕС. CBI создан правительством Нидерландов в 1971 г. Сферы компетентности этого центра - знание рынков стран ЕС, совершенствование продукции и производства, контроль качества, экспортный маркетинг и управление, вход на рынок. Его клиентами в первую очередь являются экспортеры, желающие реализовывать свою продукцию в ЕС, и организации по поддержке бизнеса из развивающихся стран, а также компании из Европы, которые хотят делать закупки в таких странах. Кстати, группа российских производителей вина высокого качества уже могла бы начать пользоваться услугами подобных организаций не индивидуально, а тоже - группой.

Помимо оказания помощи в создании отраслевого плана, CBI работает и с отдельными производителями, предварительно проанализировав каждого, есть ли у него шансы выйти на европейский рынок. Так, на основе проведенного аудита экспертами CBI в данный проект были приняты девять компаний - «Doina-vin», «Chateau Vartely», «Lion-gri», «DK-Intertrade», «Vinaria-Purcari», «Vinaria-Bostavan», «Fautor», «Suvorov-vin» и «Acorex Wine Holding».

 

Азиатские надежды

Опять какой-то жуткий азиатский сказочный винный прогноз с «Луны» анализа мирового виноделия. Итак, «потребление вина в мире в ближайшее время будет расти за счет государств Азии, где растет благосостояние населения, прогнозируют эксперты. В этом регионе потребление вина в 2002 году составляло 5 млрд дол, а к 2007 году оно выросло всего до 7 млрд дол, по оценке исследовательских компаний Euromonitor International и Actrium Solutions. В настоящее время потребление вина в Азии составляет порядка 10 млрд дол, заявил президент Chateauvieux Conseil Арно де Шатовие на пресс-конференции в Москве. Однако теперь ожидается ускорение темпов повышения спроса, в результате чего оно достигнет 17 млрд дол в 2012 году и 27 млрд дол - в 2017 году. Увеличение количества состоятельных людей в Азии вызывает рост потребления товаров класса «люкс», в том числе и на элитные вина».

Прогрессом в их словах мы считаем уже хотя бы признание фактических событий в Европе: «В то же время в странах Европы потребление вина сократилось с 61 млрд дол в 2002 году до 58 млрд дол по итогам 2007 года (прим. - по нашему мнению ниже) и ожидается его дальнейшее снижение до 55 млрд дол в 2012 году и до 52 млрд дол в 2017 году, отмечают эксперты».

Также они почему-то считают, что «в США спрос будет увеличиваться, но более медленными темпами, чем в Азии. По итогам 2002 года потребление вина американцами составляло 15 млрд дол, в 2007 году - 19 млрд дол (прим.- у нас в пределах 2,5 млрд дол) , на 2012 год прогнозируется показатель на уровне 22 млрд дол и на 2017 год - 25 млрд дол.

Да мы бы целиком за такое развитие событий, но сегодня этот прогноз напоминает не аналитический прогноз, а молитву. И, как обычно, вводит производителей вина в заблуждение. И логика проста - если потребление вырастет через 5 лет, то надо готовится к этому сегодня. Вот в России можно на это рассчитывать, можно приходить к нам с деньгами и сажать виноградники. Как приходят в Китай и сажают. Как 40 лет назад пришли в Чили и посадили новые виноградники.

Но что такого должно произойти в мире, чтобы мир и Азия стали пить больше вина? Такой прогноз может быть основан только на одном - мировой кризис закончился в 2009 г. и в странах активно вновь формируется средний класс, который активно переключается на винодельческую продукцию. При этом азиаты в массовом порядке отказываются от своей национальной культуры ради того, чтобы европейские и новосветские виноделы сохранили свои виноградники и доходы.

Кризис не закончится к 2017 г. Богатых за это время в мире больше не станет. Вино - напиток спокойной безкризисной жизни. Потребители вина в Азии - люди с прозападной культурой. А мы по-прежнему уверены (как и в октябре прошлого года), что Азия будет активно сопротивляться кризисной европейской культуре (и винодельческой в том числе).

 


21 декабря | 21:31

Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.