«Импортеры пишут письмо Путину»- под такими заголовками вышли статьи в СМИ 18 января. Так и видится эта картина. Вряд ли она напоминает почти одноименную картину великого русского художника. Прошло ровно 4 года с момента писем кризисного периода 2006 г. Прошло два года с момента писем вверх по поводу «великого» спиртового кризиса начала 2008 г. Будем надеяться, что на этот раз (третий, должный быть по российской традиции счастливым) уж точно будет найден позитивный выход из ситуации. В то же время не очень понятно, почему все обращения сегодня идут мимо профильного органа «Росалкголя». Ведь это он определяет, вводит, регулирует и т.д. А ларчик открывается просто - «Росалкголь» сосредоточился до сих пор все также на спирте и водке. Его влияние на свою деятельность до сих пор как-то не очень ощущают ни производители вина и коньяка России; ни импортеры. Ему не удалось объединить вокруг себя (как это было сделано с крупнейшими водочниками, например, винников, шампанистов, коньячников). Надеемся, что уже в начале 2010 г. и эта ситуация переломится.
В то же время вряд ли сегодня государство будет серьезно заморачиваться подобными мелкими проблемами алкогольного рынка на самом высоком уровне - в период антиалкогольного подъема. С самого начала было ясно, что никто не будет отменять дату ввода новых лицензий на импорт. Ну, завезут продукции немного меньше, значит, меньше выпьют - логика проста.
Но первые ласточки- лицензии уже полетели в рынок - с 20-го января. Лицензий нужно великое множество. Это Минпромторг выяснил уже в процессе работы по выдаче лицензий. В общем, «имперские амбиции» России по созданию единого Таможенного союза, наверняка еще не раз проявят себя.
После того, как Минпромторг понял, что лицензий нужно теперь «очень много», встал вопрос о возобновлении института генеральных лицензий, что единственное правильное в нынешней ситуации. Иначе Министерство утонет в алкогольных лицензиях.
Можно дальше искать виноватых. Минпромторг «обиделся» на бизнес, который резко поднялся на защиту своих интересов, хотя мог бы и «потерпеть». Странность момента в том, что алкогольный бизнес и рынок и до начала новой реформы были самым зарегулированным сегментом потребительского рынка, переходящим из одного административного кризиса в другой до 2005 г. с четкой периодичностью раз в 3 года, а после 2006 единственным нормальным годом был 2007. Именно поэтому и вызвал такую негативную реакцию первый «внеплановый» реформаторский акт государства (новые лицензии). Импортеры выступили не против новых лицензий, к подобному все привыкли. Выступили против порядка ввода данной меры, поскольку впереди введение десятков новых порядков в 2010 г.
Россия
2008 и 2009 г.г. прошли без подвигов. Спад рынка пришелся целиком на импорт (-30%). Главное завоевание производителей учтенного вина - трехлетняя стабильность в производстве виноградных тихих вин (2007, 2008, 2009 гг). 2008 мы закончили с небольшим спадом (-1,9%) к 2007, а 2009 с (-0,2%) к 2008. Это уже плюс. Но потребление учтенного виноградного вина в целом в России упало примерно на 10%. В то же время не могло не вырасти производство и продажи нелегальных портвейнов по 30 руб., которые никакая статистика не учитывает.
Главный итог работы последних лет - рост признания высококачественных российских вин российскими и международными экспертами, что говорит о возможности достижения значительной самодостаточности российского винного рынка лет через 20-30.
Некоторые российские производители упрекают нас в преувеличении значения импортного виноматериала для России. Прикинем: в России произвели примерно 50 млн дал тихого вина (легально) + 20 млн дал шампанских и игристых = 70 млн дал. Завезли виноматериала и сусла в 2009 г. около 25 млн дал, произвели в 2009 около 18-20 млн дал (даже не будем учитывать виноматериал, который пошел на коньяк, или вычтем 3- 4 млн дал для некой точности). Пусть из 40 млн дал сырья произведено 70 млн дал вина. Эта картина серьезно изменилась в 2009 г. после серьезного сокращения поставок импортного сырья. Если считать относительно сырья, то импортный виноматериал, пошедший на вино в России в 2009: 25 : 40= 62,5%; этот довод мы приводим государству, с какой-то бессмысленной целью остановившему импорт. А можно посчитать по- другому - относительно готовой продукции: 25 млн дал виноматериалов и сусла - это условно 25 млн дал вина из 70 млн дал, созданного в России из отечественного и импортного сырья. Значит, роль импортного сырья гораздо скромнее: 25 : 70= 36%; а, значит, 64% российского вина создано из отечественного сырья. И действительно - о какой же сырьевой импортозависимости мы говорим? Да мы ее уже «преодолели». Подумаешь, треть вина из импортного сырья; зато все остальное наше собственное.
Роста производства вина в России в 2010 г. не ожидаем. Предпосылок нет, государство в рамках реализации своей Концепции их еще не создало.
Украина
Наши соседи так увлеклись алкогольными реформами и политическим выборами, что потеряли в 2009 году весь прирост в 9% 2008 к 2007 (2009 закончили с +0,6%). Достаточно долго украинцы не открывали данные по производству виноматериалов; а вот теперь дали - в разных сообщениях этот объем от 31,1 млн дал до 42,5 млн дал. Но все равно неплохо - при производстве виноградного вина на уровне 22 млн дал в год, шампанских и игристых - 5,5 млн дал, и коньяка около 3,1 млн дал (это еще около 18- 20 млн дал виноматериалов). Импорт в Украину тоже упал, несмотря на процесс присоединение к ВТО и НАТО. Так что, и там процесс потребления легального вина снизился примерно на 12%-13%. Но там есть здоровые и нездоровые общественные силы на рынке; введены минимальные цены на продукцию. Там бизнес как-то учился жить в условиях политической нестабильности, что порождает активные действия. В России «общественный алкогольный рынок» был убит застоем последних лет. Объемы производства в 2010 г., скорей всего, сохранятся.
Белоруссия
Итоги производства они дают редко, продажи ежемесячно. 2009 г.г. «обломали» в Белоруссии государственную программу по переводу народа с плодовых крепленых вин на натуральные виноградные. Плодовых пока пьют в 8 раз больше. Если производство виноградных (в рамках программы перевода и развития собственного производства из импортного сырья) в 2008 превзошло 2007 на 20,9%, то уже потребление в 2009 стало падать в начале года и стабильно удержалось на уровне (-6%). Рынок сохранит свою стабильность в 2010 г.
Главная особенность 2010 г. во всех трех государствах будет, на наш взгляд, относительная стабильность производства и потребления виноградного вина на уровне 2009 г.
Китай
Много раз касались мы винного рынка Китая, который «обязан» спасти мировое потребление вина. На самом деле винный рынок Китая может отчасти сбалансировать падение потребления вина в традиционных странах с винной культурой (это страны с уровнем потребления выше 25-30 л в год на душу населения). Если мировое потребление вина в последние 10 лет находилось примерно на одном уровне (около 2,2 млрд дал; при этом учитывалось мировой статистикой только легальное вино; в этой статистике отсутствует домашнее вино и т.д.), то в 2009 г. не могло не начать падать потребление вина в мире.
Если Китай останется «островом стабильности» в кризис, то в ближайшие лет 5 можно ждать удвоения потребления вина до уровня 150- 160 млн дал. И, пожалуй, это предел китайского рынка. При этом, это будет во многом китайское вино.
Несмотря на существенный рост объема винного рынка Китая (22% за 2009), вино остается далеко не самым востребованным алкогольным напитком. В то же время за 2009 год доля вина на рынке спиртного в КНР сократилась с 5,4% в 2008-м до 4,7% в 2009. И китайцы не дураки: в кризис люди начинают вновь считать стоимость градуса, что делают гораздо меньше в нормальный период. В то же время, поскольку вино пьет очень узкий круг китайцев - не более 3,5%- 4% населения (в Индии не более 0,17% населения), то в азиатских странах вообще не стоить делить объемы на все население, а лишь на потенциальных потребителей - в лучшем случае. Так вот, эти 3,5%-4% китайцев явно увеличили свое потребление вина в 2009 г.
Но дополнительные за 5 лет 80 млн дал выпиваемого китайцами вина вовсе не спасут производителей Старого и Нового Света - проблемы роста потребления вина надо решать прежде всего в своих странах.
Как обычно, мы скептически относимся к любым результатам исследований западного винного рынка, а теперь и восточного - все они уже много лет носят, прежде всего, рекламный характер.
Вино и церковь
О том, что вино- это «кровь Христа» - мы всегда помним. Маркетинговый ход виноделов тысячелетней давности - великолепный; и, пожалуй, лучший в истории алкогольных компаний за последние 2 000 лет.
Вроде бы локальный рынок вина - церковь, объемы его можно прикинуть. Есть такие узкие локальные рынки; например, в самолетах мировых авиакомпаний ежегодно выпивается не менее 25-30 млн бутылок вина. Сколько «потребляет» или сколько алкоголя проходит через церковь (здесь мы не берем результаты импорта алкоголя российской православной церковью в середине 90-х прошлого века - церкви тоже надо было выживать в то лихое время; на деньги реально верующих бедных прихожан с бытовыми грехами не проживешь) сегодня - сказать трудно. Но это явно - миллионы бутылок вина ежегодно (но не более 5 млн бутылок по нашей информации). Пару лет назад в Екатеринбурге озаботились проблемой возникновения у церкви вина и его розничной продажей церковью прихожанам без розничных лицензий. Было на эту тему несколько публикаций, но как-то быстро все это ушло в тень.
Если в России тема регулирования церковных вин заглохла, то в Канаде, например, может ужесточить регулирование продаж церковных вин. Агентство по продаже алкогольных напитков в Онтарио (LCBO) сомневается в правилах продажи ритуального вина церквям провинции. Действующие в настоящее время правила слишком мягкие, к тому же некоторые недобросовестные продавцы нарушают их, говорится во внутреннем отчете LCBO. «Продавцы ввозят неодобренные продукты, производящиеся не из винограда», - говорится в черновом обзоре так называемой программы ритуальных вин, полученном в соответствии с провинциальными законами о свободе информации.
Священники, раввины и другие священнослужители долгое время могли покупать предназначающиеся для ритуальных целей вина, бренди, коньяки и ликеры в обход строгих правил LCBO, при условии использования этих продуктов в религиозных церемониях в местах богослужения. За 2009 год на этом рынке (а имеется в виду одна провинция) было продано около 200 000 бут. на сумму порядка 1,8 млн дол. .
В агентстве растет недовольство такими почти нерегулируемыми продажами и нарушением довольно мягких правил. Некоторые продавцы, например, рекламируют ритуальные вина, чего по правилам LCBO делать нельзя. В отчете провинции рекомендуется полностью взять на себя управление продажами ритуальных вин для предотвращения нарушений.
В общем, и церкви, и даже зарубежным церквям ничто человеческое не чуждо.
Реклама здорового образа
Минздравсоцразвитие получил указание выделить 350 млн руб. на рекламу здорового образа жизни и на антиалкогольную рекламу. Посмотрим, кто этим будет заниматься (какие компании), сколько уйдет налево; увидим, по каким расценкам это будет делаться. Непонятно, на какой это срок. Но рекламисты уже потирают руки: «заявленная сумма вполне оправдывает себя - стоимость аренды одного рекламного плаката стандартного размера (3 на 6 метров) в Москве на один месяц стоит, по данным оператора News Outdoor, около 40-45 тысяч рублей, на 350 миллионов можно разместить приблизительно 70 тысяч рекламных объявлений». Это точно, можно по России на месяц развесить тысяч 200 больших рекламных щитов (с учетом разницы региональных расценок) и разом списать все деньги. Как нам кажется, надо все эти деньги потратить не на плакаты, а направить на целевую программу по антиалкогольной работе с детьми в детских садах, школах и т.д.
|
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.