Гранатовый, вишневый, кирпичный?

Large_redwinecolors

Какой цвет у красного вина? Вопрос не так прост, как это кажется на первый взгляд. Для многих профессионалов сочность цвета красного вина – серьезный бизнес

 

Известный американский винный критик Эрик Азимов отмечает, что одной из поразительных черт красных вин урожая 2007 в Бургундии был их относительно бледный, неяркий цвет. Особенности условий того года заставили большинство виноделов обращаться с собранным виноградом очень тонко и мягко. Они не стремились извлекать много цветового пигмента и танинов из кожуры виноградин. Результат - вы можете держать в руках бокал красного вина винтажа 2007 категории гран крю, и видеть свои пальцы через толщу вина на другой стороне бокала.

Можно ли это рассматривать как недостаток? По мнению Эрика, нет. Многие великие бургундские вина достаточно бледного цвета. Другой пример, Бароло, вино потрясающей интенсивности и концентрации, может быть не очень сочно окрашенным. Вина лучших хозяйств, производящих Санджовезе или вина Риохи, также могут быть весьма светлыми. Наоборот, автора порой настораживает, когда эти вина имеют чересчур темный цвет. Это может означать, что данного винодела в первую очередь волновало, как потребители будут воспринимать цвет его вин, и он попытался сделать их темнее, прекрасно понимая при этом, что цвет в данном случае имеет значение только для маркетинговых целей и желания понравиться потребителям.

Почему же это происходит? По мнению автора, просто потому, что у многих потребителей уже давно сложился стереотип: чем темнее красное вино - тем оно лучше. «Люди чересчур серьезно воспринимают цвет вина, а это ошибка», - говорит один из импортеров вин из Франции и Италии. «Когда говорят, что чем темнее цвет, тем концентрированнее вино, это не всегда так. Потребители чаще всего предпочитают красные вина сочного, темного окраса, даже если такой цвет в некоторых случаях может означать определенные недостатки в вине».

Азимов отмечает, что ему часто приходится слышать от отдельных виноделов о важности цветовой гаммы вин и о том, как получать напитки различной сочности оттенков. Виноделы принимают решение о том, какого сорта бочки использовать, старые или новые должны быть баррики, фильтровать ли вино и до какой степени или, даже, какие сорта винограда смешивать или добавлять. Если сравнивать Пино Нуар из Калифорнии и вина этого же сорта из Бургундии, то калифорнийские будут почти всегда темнее. Хотя бы потому, что американские правила позволяют в вино с сортовым указанием на этикетке добавлять до 25% других сортов, которые и придают конечному вину более темный цвет. А вот бургундский Пино Нуар - это на 100% только этот сорт и никакой другой.

Многие современные виноделы рассматривают сильно окрашенные красные вина как вершину, к которой стоит стремиться. Общая тенденция в мире этих вин - они стали более темными, чем были раньше. Когда-то традиционный цвет красного кирпича для Кьянти, является светлым пятном на фоне более темных видов этого вина, превалирующих сегодня на рынке. Калифорнийские красные стали также значительно темнее, чем были 15-20 лет назад. Опять приходиться повторять, что без влияния Роберта Паркера здесь не обошлось, чья любовь к сочно окрашенным винам давно известна. «Давно подмечено, что виноделы Италии стали делать красные вина более темными. Это видно от Бароло до Вальполичеллы, от Брунелло до Кьянти и далее на юг», - говорит Бартон Андерсон, который пишет об итальянских винах вот уже более тридцати лет. По его мнению, темные вина отражают общую тенденцию любви к более сильным и алкогольным «блокбастерам», которым критики выставляют хвалебные оценки, а очень многие покупатели, как следствие, желают обладать. Чтобы получать такие вина, резко уменьшают урожайность, увеличивая таким образом, силу и концентрированость будущих вин, получают более интенсивную пигментацию, которая влияет на цвет конечного вина. В арсенале современных виноделов есть и другие способы делать вина более темными: использование клонов, которые дают более сочно окрашенный виноград, оборудование, которое позволяет продлить контакт виноградного сока с кожицей (процесс мацерации), и уменьшение использования сульфитов в качестве консервантов.

Конечно, для отдельных видов красных вин совершенно естественно иметь очень темный цвет, как например, Каберне Совиньону или Сира. В случаях с ними менее окрашенное вино может говорить о недостатках, изъянах, добавлении чрезмерного количества диоксида серы, который обесцвечивает вино. Или о том, что вино преждевременно развилось или окислилось.

Если обсуждать качественных представителей Бургундии и Бароло, то эти концентрированные вина имеют, как правило, светлые тона красного спектра. К винам светлых оттенков можно отнести Божоле Виляж (Beaujolais Village) и Вальполичеллу, которые могут быть светло-рубиновыми или темно-розовыми.

Красное вино в своем развитии проходит широкую цветовую гамму от яркого и сочного цвета до блеклого и выцветшего. По цвету напитка специалист может сказать это вино молодое или хорошо выдержанное, прошедшее уже свой пик или еще нет. Но нельзя рассматривать сочный темный цвет красного вина как гарантию качества. Содержание важнее. Бледно-гранатовый цвет может сигнализировать о проблемах в юном Каберне, которое традиционно темное, но не для Бургундских вин. Вина Кот-де-Бон из Бургундии имеют тенденцию быть прекрасного светло-вишневого цвета.

Существует огромное количество оттенков красного цвета. Цветовое восприятие вина сильно зависит и от освещения того места, где вино тестируется, и на фоне чего вы делаете цветовую оценку образца.

Как и любая другая характеристика вина, его цвет подвержен мифам и неправильной интерпретации. И хотя цвет может сказать о вине больше, чем «ноги-слезы» (небольшие струйки вина, которые медленно скользят по поверхности бокала после того, как вино в нем немного повращали, и говорит о степени крепости вина), но в то же время цвет дает меньше информации, чем аромат или вкус напитка.

Впрочем, пока нет однозначного ответа на вопрос, насколько важно для красного вина быть темноокрашенным, равно как и на то, вызвано ли это исключительно работой виноделов в угоду вкусам нынешних потребителей или из каких-либо других соображений. А что вы думаете по этому поводу?

 


Автор: Михаил Бабинский

От редакции
При подготовке материала были использованы статьи Эрика Азимова (Eric Asimov), опубликованные в газете The New York Times
  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.