Моногамия вина

Large_polygamy_wine

Как-то за бокалом вина два ученых, Mara Squicciarini и Jo Swinnen, обсуждали одно интересное наблюдение: две социальные и религиозные группы, разрешающие полигамию - мормоны и ислам - не потребляют алкоголя. Случайное ли это совпадение или нет?

 

Они настолько завелись, что выдвинули свою собственную теорию-гипотезу о взаимосвязи потребления алкоголя и формой семьи и брака. А после даже опубликовали свои измышления. Кто-то с их выводами соглашается, кто-то их опровергает, но эта парочка любителей вина уже успела наделать много шума на Западе. На чем же основана их теория? Давайте разберемся...

Для современных цивилизованных людей моногамная природа человеческих взаимоотношений кажется очевидной и нормальной. Однако еще относительно недавно (с точки зрения многовековой истории человечества) в этом не было ничего «нормального» и «очевидного». Полигамия или многочисленные сожительства были нормой в мировой истории. Даже сегодня элементы полигамии кое-где сохранились и не полностью исчезли. Это можно увидеть у некоторых туземных африканских племен, где мужчина имеет многочисленных жен. А самыми известными примерами из современной жизни, где существует полигамия являются мусульманский мир и Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней, больше известная как Мормонская фундаменталисткая церковь. Эти две группы характеризуются одной особенностью - их члены не потребляют алкоголь! А вот в моногамных сообществах алкоголь в различных его формах потребляется повсеместно.

Некоторые мысли по поводу взаимосвязи сексуального поведения людей и потреблением алкоголя высказывали еще Чарльз Дарвин и Зигмунд Фрейд. Полигамия или система взаимоотношений, когда самец располагает несколькими самками одновременно, наиболее широко распространена среди представителей животного мира. Только 3% из 4000 видов всех млекопитающих являются моногамными. Такая структура перешла и к зарождавшемуся человеческому обществу. Согласно Дарвину, эволюционно отдельные индивидуумы старались максимально увеличить свое генетическое представительство в последующих поколениях. Репродуктивный инстинкт требует времени и усилий от обоих партнеров, но на женскую особь приходится большая часть «забот». Это и вызвало то, что в большинстве человеческих сообществ от Востока до Запада полигамия стала нормой, порой приобретавшей даже экстремальные формы.

В Китае, Японии, Корее и других странах Восточной Азии она существовала на протяжении тысяч лет: императоры, лидеры, вожаки, богатые сильные мужчины и важные с точки зрения занимаего поста люди имели несколько жен и много внебрачных сожительниц. Аналогичная ситуация имела место и в Индии. Так, согласно преданию, Кришна (один из наиболее почитаемых божеств в индуистской традиции) имел 16108 жен! В Ветхом Завете упоминается, что Царь Соломон имел 700 жен и 300 внебрачных женщин. Полигамия существовала и у доколумбовых племен в Америке, и у полинезийских сообществ.

Если посмотреть на первые человеческие сообщества, которые занимались охотой и собирательством, то мужчины имели столько жен, сколько могли прокормить. Алкоголь пили в небольших количествах в виде напитков из сброженных ягод и меда. Но потребление его было связано не столько с тем, чтобы достичь состояния эйфории, сколько для получения питательных веществ и необходимых калорий.

По мере развития цивилизации полигамия перешла к более высокой ступени своего существования, когда человек стал заниматься сельским хозяйством и разведением домашнего скота. Но на этом этапе полигамия строилась по старому принципу: можешь иметь столько жен, сколько способен содержать. Алкоголь потребляли, но опять же в небольших количествах и в основном для того, чтобы как-то разнообразить скудный пищевой рацион, а также в качестве лекарства для дезинфекции и залечивании ран. Иногда алкоголь использовался для удовлетворения жажды в тех случаях, когда вода была непригодной для питья.

Когда же моногамия стала нормой? Первые изменения в этом направлении произошли у древних греков порядка 1000 лет до н.э. и чуть позже у римлян, когда официально было запрещено иметь много жен. Эту ситуацию хорошо описал грек Демосфен, один из знаменитейших ораторов Древнего мира:

«У нас есть проститутки для удовольствия, сожительницы для здоровья и жена для рождения законных потомков».

Но остальной мир в те времена оставался полигамным. С расширением границ Римской империи формальная моногамия распространилась по большей части Европы. Древние греки и римляне на протяжении продолжительного времени были двумя единственными режимами, в которых существовала формальная моногамия. При этом в качестве алкоголя в значительных количествах потреблялось только вино. Всех остальных римляне считали варварами - они имели многочисленных жен, пили пиво и презирали вино. Надо ли говорить, что в западном мире важнейшие изменения в алкогольных привычках случились с распространением Римской империи? Именно римские легионеры принесли с собой в завоеванные страны виноградную лозу и технологию виноделия.

Стоит напомнить, что до появления римлян на протяжении многих веков в местах, которые позже стали знаменитыми винодельческими районами Франции, Испании, Португалии и Италии, пили только пиво. С продвижением римских легионов на север началось повсеместное распространение виноделия: сначала Северная Италия (севернее реки По), потом Южная Галлия (Франция), Иберийский полуостров (Испания и Португалия), а затем Северная Галлия (север Франции и Бельгия). Вино начинает вытеснять пиво, особенно в высших слоях общества. Единственная страна, где пиво оставалось традиционным и преобладающим напитком, была Германия из-за существенного влияния на этих территориях кельтских племен.

Таким образом, на примере Древней Греции и Римской империи мы видим, что принципы моногамии совпадают с распространением виноделия и как следствие - увеличения потребления алкоголя.

После падения Римской империи христианская религия, правила которой предполагали также моногамию, распространила эту систему человеческих взаимоотношений на Средние века. При этом Христианская церковь сыграла важнейшую роль и в распространении производства и потребления алкоголя. В Средние века монахи и святые братья стали главными носителями технологии производства вина, которую они подняли на более высокий уровень.

Следующим поворотным пунктом во взаимосвязи между брачными отношениями и потребленим вина стала индустриальная революция, когда остатки полигамии в Европе исчезли и произошел полный переход от формальной к социальной моногамии, что сохранилось и в наши дни. Многие люди тогда стали покидать сельскую местность и перебираться в города и промышленные центры, оставляя старое социальное устройство и иерархическую организацию в своих деревнях. Высокое потребление алкоголя - обычное дело среди рабочего класса. Растущие доходы также стимулировали большее потребление алкоголя, цена которого снизилась, и он стал доступным благодаря инновациям в технологии его производства. Потребление алкоголя становится одним из способов расслабиться, забыть страхи и волнения, снять моральные запреты. Таким образом, период индустриальной революции еще сильнее продвинул общество к моногамии и популяризовал потребление алкоголя.

На основании этого историки выдвинули гипотезу о том, что существует зависимость между переходом от полигамии к единобрачию и потреблением алкоголя.

В качестве еще одного довода в пользу своей гипотезы они указывают на полигамию в мусульманских странах, где законы Шариата разрешают иметь до четырех жен, но при этом введен строгий запрет на потребление алкоголя.

Противники данной гипотезы указывают на тот факт, что в мусульманском мире полигамия существовала на протяжении тысяч лет, а вот запрет на потребление алкогольных напитков введен относительно недавно по меркам существования мусульманской цивилизации.

Еще один довод авторов этой теории - мормоны. Среди них распространена практика многобрачия. Официально она началась с 1843 года, когда была сделана ссылка на тот факт, что Моисей, Абрам, Давид и Соломон имели многочисленных жен и сожительниц. Но и здесь есть свой довод против: пример мормонов не совсем корректен, так как это относительно новая религия и срок действия в этом религиозном течении многоженства с исторической точки зрения слишком короткий. А как быть с такими христианскими сектами, как Баптисты, Квакеры, Методисты, Адвентисты Седьмого Дня и прочими, которые не поддерживают употребление алкоголя, равно как и многоженство?

В заключении стоит указать на то, что теория взаимосвязи потребления алкоголя и численности жен основана на гипотезах, некоторые из которых можно проверить, а другие нет. Можно ли, например, с уверенностью заявлять, что потребление алкоголя - это средство сохранения моногамии в тех культурах, где она существует? Пока вопросов больше, чем ответов. Впрочем, это не должно помешать вам, открывая бутылку вина, попытаться самому порассуждать на ту же тему, что заинтересовала двух вышеупомянутых ученых: «Мы пьем, потому что мы моногамны или мы моногамны, потому что мы пьем?»

 


Автор: Михаил Бабинский

От редакции
При подготовке материала была использована информация wine-economics.org и freakonomics.blogs.nytimes.com
  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.