Нечто подобное, вроде бы, существовало у древних славян. Конечно, самое известное - это кипу, узелковое письмо американских инков. Но в шестнадцатом веке на их земли пришли испанские завоеватели и уничтожили всех кипукамайу - знатоков местной письменности. С той поры ученые пытаются уразуметь, что же сообщали друг другу древние жители Перу. Правда, далеко не продвинулись. Об этой связи между узелками я вспомнил, когда начал раскручивать историю, которую хочу рассказать вам. Это история в нескольких узлах.
Узел первый
Май 2009 года, окрестности Тулузы, департамент Верхняя Гаронна, Франция
Я вам не скажу за всю Гаронну, но в первое воскресенье мая половина Тулузы собирается здесь. Праздник попугая! Как уверяют местные жители, ничего подобного вы не увидите нигде в Европе. Оставим пока это утверждение на совести аборигенов. Что же представляет собой сам праздник?
На площади устанавливают высоченный столб - сорок пять метров. Почти с шестнадцатиэтажный дом. Затем торжественно к нему дефилирует строй людей, облаченных в средневековые одеяния. Они несут... Да, да, они несут попугая. Не настоящего, искусственного, но, тем не менее, очень симпатичного. Весит он семь килограммов. Птицу водружают на столб, а далее около сорока лучников по очереди стараются сбить пернатого. Тот, кто первым совершит сие деяние, торжественно провозглашается королем праздника. А далее начинается коллективное отмечание удачного выстрела. Да и сами стрелковые состязания, кстати, называются попросту «попугаевыми попойками».
Что касается попоек, тут все просто. Пьют вино. Какое? Во-первых, напомню, что Тулуза располагается неподалеку от Бордо. Поэтому употребляют на празднике в большом количестве красные бордоские вина. Во-вторых, эти два города во всем соревнуются, стремясь обойти соседа. Это касается и виноделия. Из того, что доводилось пробовать мне, могу рекомендовать продукцию из Кот дю Фронтоне - небольшой винодельческой области вокруг города Фронто, что к северу от Тулузы. Здесь производят в основном красные и розовые вина. Доминирующие сорта - негрет, мальбек, каберне фран, каберне совиньон, сира и гаме нуар. Аромат оригинален и привлекателен. В большом почете в здешних краях кагор - наименований масса. Пара слов о еде. Что стоит опробовать в здешних точках общепита?
Начнем с первого блюда, с гарбура. Очень вкусная и сытная густая похлебка с овощами и шпиком, иногда в нее добавляют колбаски и фасоль. В каждом ресторанчике вам предложат несколько блюд из дичи. И обязательно откушайте кассуле - блюдо родом отсюда, из Верхней Гаронны. Происходит название от специальной посуды «cassole» - это такая керамическая сковородка в полметра диаметром. В ней-то и тушат крупную белую фасоль с мясом. С каким именно? В Тулузе используют свинину, утку и гуся. В Кастельнодари - свинину с гусятиной, в Каркассоне - баранину и дичь, чаще всего куропатку. Запивается все это красным вином.
Разобрались с застольем - вернемся к историческим изысканиям. Как появился праздник? Версия, которую вы услышите от местных гидов, мне представляется невразумительной. Дескать, в средние века люди жили безрадостно. Узкие улочки, убогие домишки, вокруг крепостные стены, никакого комфорта. Пытаясь спастись от унылости бытия, горожане придумывали праздники по любому поводу. А власть шла им навстречу: тут тебе чествование покровителя города, тут загул представителей какой- либо гильдии - нечто вроде нынешнего дня жестянщика. Кое-какие торжества со времен язычества сохранились. Так-то оно так, но причем здесь стрельба по попугаям? У гидов и на это есть ответ. Мол, попугай - любимая птица немецкого народа. Значит, немцы когда-то сюда и занесли такой праздник.
Согласитесь, звучит это несерьезно. Попугай никогда не относился к любимцам Германии.
Попробуем подобраться к загадке с происхождением праздника с иной стороны. Помните, попугая усаживали на высоченный столб? А откуда его брали? Как мне удалось выяснить, изначально, в темную старину, для этой цели использовали мачту. Высокую корабельную мачту. Тулуза находится на реке, откуда же здесь взялись мачты с больших кораблей?
Тут мы с вами перенесемся в шестнадцатый век. В 1516 году король Франциск I привез во Францию Леонардо да Винчи. Художник ведь был великим инженером. А потому монарх поручил ему соединить каналом Средиземное море и Атлантику: отпала бы необходимость проходить Гибралтар, огибать берега Испании и Португалии. Леонардо прикинул: все реально, но очень дорого. Об этой идее забыли на полтораста лет. В 1662 году за дело взялся Пьер-Поль Рике, богатый винодел и виноторговец из Лангедока, досконально знавший особенности своего региона. В который раз мы с вами убеждаемся: вино и люди вина всегда подталкивали вперед госпожу Историю. Рике умел убеждать. Его поддержали министр финансов, архиепископ Тулузы и, наконец, сам король Людовик XIV. В возрасте 63 лет Рике начал свое грандиозное предприятие. Строительство растянулось на двадцать лет, обошлось в 15 миллионов ливров, из них почти 2 миллиона внес лично Рике. Он положил на канал все свое состояние, вплоть до приданого дочери. Скончался винодел в долгах, не дожив до завершения стройки века всего год. Правда, за его потомками остались права на канал, но возвращение долгов растянулось аж на сто лет. Однако благодаря каналу Двух морей в здешних водах появились большие корабли. Значит, появились и высокие мачты. Вот к этому-то времени мы и можем отнести начало праздника попугая в Верхней Гаронне. И теперь нам становится ясно, где искать истоки праздника: в портовом городе. По каналу мы выходим в Атлантику и движемся вдоль берега в поисках города, где начали отмечать похожий праздник раньше, чем здесь.
Узел второй
Мы ищем приморский город, в котором были «попугаевы попойки». Причем, появиться там эти состязания должны были раньше, чем в Верхней Гаронне - до семнадцатого века.
По правому борту проходят Ла Рошель, Нант, Брест, Ренн, Гавр... По левому - Британия. И повсюду есть свои интересные вина. Мы непременно туда наведаемся и опробуем. Пока же наш путь лежит на восток. Через Северное море - в Балтийское. И дальше на восток. Нас ждет столица Эстонии город Таллинн. Если верить тамошним гидам и путеводителям, нужный нам вид спорта здесь практиковали аж с двенадцатого века.
Увы, но, как и следовало ожидать, путеводителям доверять нельзя. Первые летописные сведения о Таллинне появляются в хрониках Генриха Латвийского, датируемых 1219 годом. А это уже тринадцатое столетие. В последние годы, в июле, стали в городе проводить дни средневековья. Среди прочего, есть там и состязания лучников. Но, увы, стреляют они по обычным мишеням. Получается, зря мы сюда приехали? А вот и не зря. Были здесь когда-то попугайные состязания. И доказательства тому есть.
В самом центре Старого города на шпиле ратушной башни крутится-вертится флюгер в виде усатого солдата. Зовут его Старый Томас. Спросите прохожих, за что его так прозвали? Вам ответят: дескать жил в старину солдат Томас, был он человеком храбрым, в честь него и сделали флюгер, ставший символом Таллинна. Так, да не совсем. Три с половиной века назад около Старого рыбного порта жила бедная вдова-рыбачка, и был у нее сын Томас. Кроме рыбной ловли, он увлекался стрельбой из лука. Это не случайно. Ежегодно на Троицу в городе проходили состязания лучников. Место, где устраивали конкурс, сохранилось по сей день - перед Большими Морскими воротами, в Попугаевом саду. Не правда ли, кое-что становится понятней? На высоком шесте устанавливали деревянного крашеного попугая, и тому, кому удавалось сбить птицу, присуждался серебряный кубок Большой гильдии. О гильдиях расскажу чуть позже, а пока продолжу рассказ о маленьком Томасе.
Однажды он пришел в Попугаев сад как раз перед началом состязаний. То ли приятели его подзадорили, то ли сам не сдержался, только взял да и запулил стрелу в деревянного попугая на шесте. И вот ведь пострел - попал! Но взрослые его меткости не оценили: врезали по шее и заставили водрузить попугая на место. Иначе во что бы стреляли знатные лучники?
О занятном случае вскоре узнал весь город. Мальчонку вызвал к себе старейшина Большой гильдии. Томас ожидал еще раз получить взбучку, однако старейшина рассудил иначе. Он распорядился зачислить меткого пацана учеником в городскую стражу. Это предложение обрадовало и мать, и сына - ведь гильдия одевала и кормила стражу. Со временем из парня получился хороший стражник. А затем, в 1558 году, началась Ливонская война. С одной стороны Швеция, Польша и Дания, с другой Русь принялись делить север и восток Балтийского моря. Поскольку жители Таллинна уже столетиями были крепко повязаны с западноевропейскими купцами, они предпочли перейти под руку Швеции. Однако повоевать им все-таки пришлось. Томас и в схватках проявил себя храбрецом, за что был произведен в знаменосцы. С годами он обзавелся роскошными усами и стал походить на городской флюгер в виде усатого солдата. И назвали таллиннцы флюгер Старым Томасом. Такая вот история.
Рассказал я ее не просто так. Думаю, вам теперь ясно: попугайные соревнования, равно как и попугайные попойки в Таллинне появились раньше, чем в Тулузе. Но нет ни одного доказательства, что они здесь зародились. Они привнесены откуда-то извне. Откуда? Тут самое время поведать вам о таллиннских гильдиях. В городе их было три. Две объединяли ремесленников, а Большая гильдия - купцов. Большая - потому, что изначально город создавался, как купеческий. С 1248 года он входил в единое правовое пространство с другими средневековыми торговыми городами, членами Ганзейского союза. Ганза - слово фламандско-готского происхождения и обозначает «товарищество». Собственно говоря, это предтеча нынешнего Евросоюза.
Кроме Большой гильдии в Таллинне существовало и еще одно объединение. Так называемое, Братство черноголовых. Нет, лица «кавказской национальности» здесь не причем. В братство входили иноземные негоцианты, а также местные неженатые купцы. В Большую гильдию принимали только людей семейных. Что же до названия Братства, тут все дело в небесном покровителе. Патроном Братства считался святой Маврикий. По национальности он был мавром, родился в египетском городе Фивы, исповедовал христианство, что не помешало ему продвинуться в военной карьере. В начале четвертого века он успешно совмещал должность командира легиона и опеку над германским Магдебургским епископством. Правда, к купечеству он отношения не имел, и почему члены Братства избрали его своим покровителем, до сих пор не выяснено.
Особняк Братства черноголовых сохранился в Таллинне до сих пор. Чудесное средневековое здание. Обратите внимание на фриз между первым и вторым этажами. Он украшен гербами крупнейших ганзейских торговых контор: Новгорода, Лондона, Бергена и Брюгге. Вот, думается, из одного из этих городов иноземные «черноголовые братья» и принесли Праздник попугая. В первых трех упомянутых городах подобных праздников нет. Остается Брюгге. Именно в нем в 1200 году образовалась первая Ганза - товарищество из семнадцати городов, объединенных единым торговым уставом. Туда и лежит наш путь.
Узел третий
11 июля 1302 года, город Куртре, Бельгия
В то туманное утро возле городка Куртре сошлись две рати. С одной стороны - цвет французского рыцарства, с другой - купцы, ремесленники, крестьяне. Что свело их на разных берегах речушки Гренинг?
Перенесемся на семь веков назад. Фландрия - это нынешняя Бельгия. Пока князья и бароны бились друг с другом и с арабами в далекой Палестине, в здешних краях предпочитали заниматься делами мирными. К XIII веку Фландрия превратилась едва ли не в самый развитый регион Европы. Брюгге, Гент, Ипр и другие города графства стали центрами промышленности, торговли и культуры. В городах прибирали власть к рукам гильдии. Крестьянство объединялось в союзы. В конечном счете города добились большой самостоятельности. Но, как водится, власть взяли те, кого мы нынче называем олигархами, а в ту пору их именовали патрициатами. Они запросили помощи у французского короля. Филипп IV, по прозвищу Красивый, помог по-своему, по-королевски, то есть захапал всю Фландрию. И сразу же обложил население военным налогом. Ремесленники Брюгге взбунтовались. В мае 1302 года восставшие уничтожили трехтысячный французский гарнизон. «Брюггская заутреня» послужила сигналом к всеобщему восстанию. Возглавил народ простой, но весьма умный брюггский горожанин Петр Кениг. Под его руководством отбили у французов все замки, кроме Куртре и Касселя.
Филипп двинул против восставших почти сорокатысячную армию, только всадников насчитывалось семь с половиной тысяч. Фламандцев набиралось от силы двадцать тысяч. Из них рыцарей, вы не поверите, всего десять человек! Остальные - пехота. Лишь передовые части были одеты в латы и железные каски. А на остальных - кожаный шлем, простеганная холщовая куртка да деревянный щит, повешенный на шею. Еще всех объединяло слово чести: они поклялись: предать смерти любого, кто осмелился бы, проявив благородство, оказать милосердие врагу.
11 июля 1302 года у замка Куртре сошлись два войска. Позади ополченцев изогнулась река Лис, впереди - речушка Гренинг. Обороняться удобно, отступать некуда. Французы пошли вперед. Три атаки рыцарской конницы отбили торговцы и ремесленники. По грудь в воде рубились с отборными наемниками. Фламандцы нанесли полное поражение французскому войску и, верные слову, не проявили милосердия. Одной только французской конницы погибло около 4 тысяч человек. С убитых рыцарей победители сняли 700 золотых шпор и повесили их в церкви в память об этой победе. Поэтому-то бой при Куртре получил во фламандских хрониках название «битвы золотых шпор». Поражение было настолько ощутимо, что Филипп отказался от завоевания Фландрии и вывел оттуда свои войска.
Впервые в истории Западной Европы пехота наголову разгромила конных рыцарей.
Впервые рыцарей побило плебейское оружие - арбалет. Он был прост в обращении, времени для овладения его секретами уходило куда меньше, чем на постижение рыцарской науки. И он пробивал латы насквозь. Обратите внимание, ни в героических песнях, ни в романах, ни на полотнах живописцев нет лука, а тем паче арбалета, в руках рыцаря. Гордое и чванливое сословие считало это оружие недостойным. Меч, копье, схватка один на один - это для рыцаря. А убийство стрелой на расстоянии - дело плебеев. Впервые сословие тружеников побило своим оружием сословие профессиональных воинов.
Вы спросите, а причем же здесь попугай? Дело в том, что именно в Бельгии и соседних районах Франции стреляли из луков и арбалетов по попугаям еще в XIII веке. Состязания проходили ежегодно. Завоевать титул «Короля арбалетчиков» или «Короля птиц» было весьма почетно. Кстати, этот титул для арбалетчика был не только высшей честью, но и возможностью получить покровительство настоящего короля или знатного вельможи.
Не чурались попугайных состязаний и сами коронованные особы. В том числе и женского пола. Правительница Нидерландов инфанта Изабелла победила на попугайном состязании Большой ложи в Брюсселе. Ее провозгласили «Королевой арбалетчиков». В память об этом событии была отлита медаль, а фламандский живописец Антон Саллерта написал картину, хранящуюся и по сей день в музее столицы Бельгии. Только происходило это три столетия спустя после битвы при Куртре. И вот какая картина получается. Попугаев в массовых количествах привезли в Европу рыцари из крестовых походов. Они же изобрели идиотское состязание в расстреле ни в чем не повинных птиц. А вот после победы фламандских граждан над рыцарями соревнование обрело иной смысл. Теперь уже сам попугай ассоциировался с закованными в латы вояками. Именно по ним стреляли теперь на праздниках. И не случайно, попугайные стрельбы более всего прижились в городах, завоевавших свободу от баронов и князей. Ну, и естественно, торговцы и ремесленники заменили живого попугая на деревянную фигурку.
Думаю, вы уже представили, как в Средневековье здесь проходили состязания. Почти так же, как в Тулузе и Таллинне. Так они проходят и сейчас. А вот попугайные попойки заслуживают отдельного разговора. Здешний климат мало способствует виноградарству. Тем не менее, виноград разводили и вино получали. Правда, плохое. Но куда деваться? Завозить из иных регионов? Связи между городами почти не было. А без вина ни мессу не отслужишь, ни причастие не сотворишь. А потому разводили виноград вплоть до XVI века, пока не махнули рукой на это дело. Тем более, здешние купцы потихоньку-полегоньку наладили торговые связи с другими областями. Сохранилась с 1407 года печать торговцев вином Фландрии. Из здешних краев вывозили ткани и шерсть, а сюда из долины Луары, через порт Ла Рошель, поставляли вино.
Возродилось виноделие в XVIII веке. Виноград разводили в основном в коммунах Оверисе и Хоэлард в окрестностях Брюсселя, из него делали вино лишь от случая к случаю. Единственные виноградники на открытом воздухе возделывались в Торни, самой южной деревне Бельгии, и в Эно в Тразени. Сейчас виноградники занимают около 400 га. Основные сорта винограда: мускат гамбургский, италия, мюллер тургау, рислинг, сильванер. Вина, производимые в Бельгии, плохо сохраняются и потребляются молодыми.
Кое в чем здешние виноделы идут впереди планеты всей. В свое время российскими учеными была предложена нано-частичная фрагментация винограда - как лекарственное средство при ядерном облучении. Бельгийцы попробовали внедрить эту технологию в мирных целях. В 2006 году запустили пилотный проект на восьми гектарах в местечке Монтеберг. Произведено было 55 тысяч бутылок Пино Гри, Керне и Помель. Внедрение новых технологий уменьшило отделку урожая пестицидами на 75% и сократило издержки на 20%.
В быту, впрочем, бельгийцы отдают предпочтение игристым винам, произведенным во Франции. Так Бельгия лидирует по потреблению шампанского на душу населения. В прошлом году королевство импортировало 9,3 миллиона бутылок игристого вина. По итогам нынешнего года объем поставок может достигнуть 10 миллионов бутылок. При этом учтите, население Бельгии составляет лишь 10,3 миллиона человек. В среднем житель страны за год выпивает более 28 литров различного вина.
Если вы окажетесь в Бельгии не в сезон попугайных попоек, а, скажем, на Новый год, у вас есть шанс отпить вина в уникальной обстановке. В Брюгге ежегодно проходит фестиваль ледяных и снежных скульптур. А во дворце изо льда вам предложат продегустировать напитки из рюмок, выполненных изо льда. Но даже зимой не забудьте поднять бокал за храбрых фламандских граждан и за попугая, благодаря которым мы с вами совершили небольшое путешествие по Европе.
Кстати о попугаях. Знаете ли вы, что с относительно недавней поры под эгидой Международной федерации стрельбы из лука проводятся интересные соревнования. Именуются они - Вертикальная стрельба из лука. Ставится высокий столб с колесом, на нем закреплены мишени в виде шаров или бочонков. Стрельба ведется снизу вверх. А бочонки называются... Совершенно верно, попугаями.
|
23:04 14/12/2009 Узелки не только на память завязывают. С их помощью можно целое послание передать. Если верить преданиям, узелковое письмо было в Китае до той поры, пока по распоряжению кровожадного императора Хуан-Ди не создали иероглифы >>
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.