Сутяга Кок

Small_koch_1Small_kochSmall_v_decanter_coch

Чтобы хоть как-то разъяснить эту историю, необходимо отмотать пленку истории на четверть века назад, когда в апреле 1985 года немецкий коллекционер Харди Роденшток (Hardy Rodenstock) объявил, что он стал обладателем уникальной коллекции бутылок вина, якобы принадлежащих третьему президенту США Томасу Джефферсону, урожаев 1780-х годов

 

Сначала несколько из этих бутылок Харди предоставил бесплатно для дегустаций. Ими очень заинтересовался видный специалист и знаток редких и старых вин, тогдашний глава винного департамента аукционного дома Кристис, а сейчас пенсионер и обозреватель журнала «Decanter», Майкл Броадбент (Michael Broadbent). В конечном итоге, Харди и Майкл быстро сговорились и часть этой коллекции бутылка за бутылкой стали реализовываться через торги этого знаменитого аукционного дома. Первая же бутылка - шато Лафит урожая 1787 года - на аукционе Кристис 5 декабря 1985 года была продана за рекордную сумму в $156450 и ее обладателем стал Мальком Форбс, владелец знаменитого журнала. Этот рекорд не побит до сих пор, хотя скоро минет уже как 25 лет. Затем еще две бутылки прошли через этот аукцион и благополучно нашли новых хозяев. Все три раза торги вел Броадбент. Другие бутылки «джефферсоновской коллекции» разошлись по другим аукционным фирмам и частным коллекциям за внушительные деньги.

Уже тогда многие поговаривали о множестве нестыковок, неподтвержденных исторических фактов, отсутствии упоминаний об этих винах в сохранившемся архиве самого Джефферсона. Однако все сомнения были сняты вердиктом Броадбента - вино подлинное. А его слово в мире редких и коллекционных вин значило, да и сейчас значит много. Хотя много позже, сам Броадбент признавал, что выставляя вина этой коллекции на аукцион, он был недостаточно скурпулезен в исследовании их провенанса - истории их создания, владения и хранения. В конечном итоге, он поставил на всю эту тёмную историю свою «печать» одобрения, понимая, что его положительное заключение для многих - гарантия подлинности вина. Для чего он это сделал при его безупречной репутации, мы можем только гадать, но скорее всего злого умысла здесь не было. Возможно, им просто двигало желание прославиться тем, что ему удалось продать через свою аукционную компанию самые дорогие и редкие бутылки вина в мире, улучшить свой имидж, стать еще более популярным и влиятельным. Возможно, материальный интерес, ведь аукционист в качестве премиальных получает процент от суммы реализованных лотов. Об этом подробно написал Бенжамин Уоллес (Benjamin Wallace) в книге, выпущенной американским издательством Random House, Inc и названной «The Billionaire's Vinegar» («Уксус для миллионеров»).

Сам Броадбент посчитал, что в книге его оклеветали и дискредитировали, и подал летом прошлого года на издательство иск в Лондонский суд, который благополучно и выиграл, получив от издательства небольшую компенсацию, сумму которой он так и не разгласил. Random House даже была рада заплатить ему эти деньги - лучшей рекламы своей книги она бы и не смогла придумать: любая рекламная компания обошлась бы ей значительно дороже, чем возмещение морального ущерба. Надо добавить, что суд проходил по месту жительства истца в Лондоне. И хотя английское правосудие нельзя обвинить в предвзятости, его решение было предсказуемо, поскольку в Великобритании существуют очень жесткие правила относительно неподтвержденных обвинений или намеков на них в любом печатном источнике, включая книги. После оглашения вердикта многие специалисты уверенно заявили, что если бы подобный суд состоялся в США, победителем оказалась бы противоположная сторона, поскольку в США не столь суровые правила в этом вопросе.

При чем здесь Билл Кок? Разными путями он приобрел четыре бутылки из «джефферсоновской коллекции». Когда он покупал их, о подделках вин практически ничего не было слышно. Они благополучно, в течение долгого времени, красовались на самом видном месте в его винном подвале. Будучи человеком очень тщеславным, он решил как-то показать свои разнообразные коллекции широкой публике. Для этого в сентябре 2005 года была организована выставка в бостонском музее изобразительного искусства, на которой предполагалось выставить среди прочего и одну из четырех знаменитых бутылок. Бостонский музей попросил Кока предъявить документальные свидетельства подлинности этих вин, которых у него не было. Он начал лихорадочно собирать документы и свидетельства и обнаружил те проблемы и «узкие места», на которые в свое время закрыл глаза Броадбент. После этого спираль конфликта начала раскручиваться очень быстро. Заподозрив, что нечто подобное могло быть и с другими винами, приобретенными им в разное время у разных аукционных домов, он нанял специалистов, которые тщательно исследовали его огромный винный погреб, в котором хранятся около 40 тыс бутылок вина на $12 млн, включая необыкновенно великие вертикальные коллекции вин таких хозяйств, как Петрюс, Мутон Ротшильд, Латур и Лафит. Результаты были не утешительными для их владельца. Более 500 бутылок вызвали у специалистов большие сомнения в их подлинности. Это послужило толчком для Кока начать серию громких судебных процессов.

Кок не новичек в судебных баталиях. В свое время он выиграл в суде дело против двух своих братьев и матери по поводу раздела наследства, которое осталось после их отца и мужа. В результате он смог отсудить $470 млн. Коку сейчас 69. Он страстный любитель и коллекционер вина, удачливый бизнесмен, моряк (в 1992 году его яхта выиграла престижный Американский кубок в гонках яхстменов). Собирать свою винную коллекцию он начал в конце 1980-х. Как и во всех своих начинаниях, и в этом хобби он стал неистовым и страстным, покупая тысячи бутылок лучших вин в год. Сейчас его интересы несколько сместились с коллекционирования на борьбу по реформированию винного аукционного рынка. На расследования, судебные издержки и адвокатов он уже потратил $ 5 млн и выдвинул семь исков относительно поддельных вин. По нескольким делам аукционные дома были согласны вернуть Биллу потраченные им на вина деньги, но тот отказался. Он хочет все дела довести до суда, привлечь к ним самое широкое внимание, заставить аукционные дома быть предельно ответственными при подготовке своих лотов к продаже.

Кок настаивает, что только любовь к вину оправдывает все предпринимаемые им усилия: «Что отличает тонкое вино от массовой продукции? В таком вине вы можете почувствовать любовь, с которой это вино делалось. Меня глубоко оскорбляет, когда эти продавцы подделок делают посмешищем эту любовь», - говорит он. Методы пополнения своей коллекции рано или поздно привели бы Билла к подделкам. Он покупает вина в больших объемах, фокусирует свое внимание на хозяйствах, являющихся наиболее лакомыми для иммитаторов. И при этом выявленные возможные подделки составляют только1-2% от его 40-тысячной коллекции. Еще он обвиняет аукционные дома в небрежности, в желании продать побольше и подороже, не уделяя должного внимания проверке подлинности происхождения и хранения вина.

«Аукционные дома выпускают многочисленные яркие каталоги, в которых очень красочно описываются лоты, выставляемые на продажу. Если, например, они выставят на ацукцион бутылку вина, принадлежащую Иисусу, вы ее купите, проинспектируйте, она окажется фальшивой, и вы ее принесете обратно в аукционную компанию, они вам ответят - вот, посмотрите что написано в конце каталога меленькими буквочками. А говорится там, что вы не можете полностью полагаться на все то, что написано в брошюре. Все у них продается с оговоркой «возможно». Я нахожу это предельно оскорбительным», - заявляет Кок. Однако в суде по одному из исков ему было заявлено, что раз он участвовал в торгах, значит он принял эту оговорку и согласился с правилами аукциона. Однако, это не смущает Билла. Он продолжает «бомбить» суды разных стран всевозможными исками. Вот некоторые из них, выставленные за последнее время:

 

Кок против Харди Роденштока от 31 августа 2006 года

Кок обвиняет немецкого винного брокера в подделке. Дело находится на разбирательстве в суде Манхеттена

Кок против Эрика Гринберга и компании Zachys Wine Auctions от 26 октября 2007

Кок утверждает, что 19 бутылок, купленных им на двух аукционах Zachys в 2004-05 годах на общую сумму в $370 тысяч являются поддельными.

Кок против Chicago Wine Company от 28 марта 2008

Кок обвиняет компанию в том, что она ему продала 15 бутылок поддельного вина на сумму $150 тысяч

Кок против аукционного дома Acker Merrall & Condit

Обвинения в продаже подделок на сумму $77925 и т.д.

 

И вот новый иск, поданный им в Манхеттенский федеральный суд против аукционного дома Кристис. В свое время, проводя собственное расследование подлинности принадлежащих ему «бутылок Джефферсона», он обратил внимание на гравировку, которая имелась на всех четырех бутылках в виде надписи «Th.J.», что якобы подтверждает их принадлежность Thomas Jefferson. Уже тогда специалисты высказывали предположение, что стиль, в каком сделана эта надпись, говорит о том, что использовался электрический граверный инструмент с гибким валом, которого попросту не существовало в конце XVIII века, когда человечество еще не знало электричества. С этими же сомнениями столкнулся и Броадбент, но как уже указывалось выше, он решил «не раскапывать» глубже эту нестыковку. А вот Билл решил идти до конца. В данном иске он утверждает, что два немецких гравера, имена которых пока не разглашаются, заявили, что в свое время Роденшток нанял их для гравировки нескольких бутылок, включая и те, где ими было написаны инициалы Томаса Джефферсона «Th.J.». В иске также сказано, что «...аукционный дом Кристис на протяжении десятилетий является ведущим источником редких и коллекционных вин...Кристис и Роденшток были вовлечены в общую схему по продаже поддельных вин»

Кок обвиняет тогдашнего директора винного департамента аукционного дома Майкла Броадбента в том, что «он знал о сомнительном провенансе бутылок из этой коллекции и тем не менее дал свое добро на их продажу. И более того, даже был аукционистом на нескольких подобных мероприятиях».

Билл также утверждает, что он купил 32 поддельные бутылки на различных аукционах, устроенных этим же домом Кристис, заплатив в общей сложности за них $33700.

«У меня не вызывает никакого сомнения, что простейшим решением этой проблемы будет то, что Кристис признает, что его винный департамент действовал как независимое подразделение, которое занималось мошенничеством. В этом случае проблема со мной будет быстро урегулирована, а репутация Кристис в глазах коллекционеров всего мира как аукционного дома, который всячески борется с любого рода подделками, только усилится», - заявляет Билл. Но если Кристис пойдет на это, то значит признает и неправомерную деятельность своего бывшего руководителя винного отдела Броадбента.

Представитель Кристис заявил, что «...мы уважаем м-ра Кока, но считаем, что его обвинения некорректны. Мы ищем возможность доказать нашу позицию в суде». Никаких комментариев со стороны Броадбента и Роденштока не последовало.

Надо сказать, что если бы не Билл Кок, то об этой скандальной «джефферсоновской коллекции» уже давно забыли бы и стрались бы больше не вспоминать, поскольку слишком много известных имен в ней замешано. Но Билл не дает спустить это дело «на тормозах». Он сейчас, пожалуй, единственный, кто способен бороться с крупнейшими аукционными домами за чистоту лотов. Его состояние позволяет ему спокойно нести значительные судебные издержки, содержать адвокатов и специалистов из самых разных областей знаний и техники.

Декабрьский номер за прошлый год американского журнала «Wine Spectator» в основном был посвящен проблеме подделок на рынке редких вин и вовлеченность в это в той или ной мере различных аукционных домов и частных коллекционеров. На обложке этого номера помещена фотография Билла Кока, держащего в руках магнум Chateau Petrus великого урожая 1921 года и с бросающимся заголовком «Крестовый поход против подделок». Непосредственно в самом материале много внимания уделено Биллу. Возможно из-за того, что главный редактор и издатель данного журнала, Марвин Шанкен (Marvin R. Shanken), в свое время также приобрел через аукцион Кристис полубутылку вина шато Марго урожая 1784 года из «коллекции Джефферсона» не без помощи все того же Броадбента.

Вот что писал на своем блоге сам Марвин еще в августе 2007 года: «Была ли эта бутылка на самом деле связана с Джефферсоном? Я никогда не буду уверен в этом. Сказать по правде - для меня это не имеет большого значения. Главное, что у меня есть часть винной истории. Даже если это просто отличная подделка». Как бы то ни было, эта бутылка по-прежнему красуется в приемной его журнала в застекленной витрине. Возможно, это «хорошая мина при плохой игре». Как-никак, за эту бутылку сомнительного происхождения он заплатил $30 тысяч из своего кармана.

 

Благодаря Коку, аукционные дома стали намного более осторожными и внимательными. Любые сомнения в провенансе лота толкуются в сторону его подделки, и он не выставляется на торги. Это начало работать в Европе и Америке. Но сейчас открывются огромные перспективы перед аукционами в Азии. Там мало специалистов, экспертов, мало знатоков, но много людей с большими  деньгами. Не переместится ли мир подделок в эту часть земного шара? Не всплывет ли там в скором времени еще одна «коллекция» какого-нибудь давно умершего знаменитого деятеля?

 

 

Материалы по теме:

Дело Билла Кока


Автор: Михаил Бабинский

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.