Китайский мираж

Large_china_future_wine

Сегодня не проходит буквально ни одного дня, чтобы в информационном потоке не появлялись какие-то новости, комментарии и оценки так или иначе связанные с интересом к вину в Китае

 

Огромная страна, невероятных размеров рынок потенциальных потребителей, пока относительное экономическое благополучие, политическая стабильность при коммунистическом правительстве, все большая открытость внешнему миру - основные тому причины. Вот и на прошедшей неделе сразу два известных винных эксперта, Дженсис Робинсон и Майк Штайнбергер, откликнулись материалами на китайскую тематику на своих сайтах. В чем-то их мнения на винные тенденции в Китае совпадают, где-то есть расхождения. Каждый видит эту огромную страну по-своему. Дадим слово обоим специалистам.

По мнению Штайнбергера, недавняя конференция WineFuture в Гонконге собрала вместе на несколько дней известных людей из мира вина для общения, выступлений, дегустаций и «перемывания костей» своих конкурентов. Итог этого мероприятия можно подвести цитатой одного из главных его организаторов, Панчо Кампо (Pancho Campo): «Одна из проблем винной индустрии заключается в том, что все мы можем хорошо мыслить, но при этом являемся ужасными ораторами». Кампо заслуживает дополнительные баллы за искренность. Если это было последнее мероприятие WineFuture, то данное высказывание Кампо можно рассматривать как его эпитафию.

Несомненно, Гонконг был выбран местом проведения данной конференции как некое «окно в Китай», а эта страна сейчас в глобальном винном мире рассматривается как «земля обетованная». Практически каждый винный регион ныне связывает свои надежды с Китаем. На состоявшейся там же в Гонконге незадолго до конференции WineFuture винной ярмарке, была представлена продукция не только таких «винных гигантов», как Франция, Италия, Австралия и Испания, но и менее знаменитых в винном отношении государств - Израиля, Грузии, Латвии и Мальты. Нынешние ставки на Китай вполне объяснимы: США все еще страдает от высокой безработицы и кризиса в области недвижимости; Европа все больше приближается к краю, за которым начинается Армагеддон. На фоне этих нерадостных реалий Китай со своим значительным ростом выглядит как огромный спасательный круг.

Производители вина едва ли не первые иностранные торговцы в этой стране, которые захотели «подсесть» на китайских потребителей. «Я жил в Гонконге в середине 1990-х, то есть времени, когда отдельные западные мультинациональные компании стали делать первые робкие попытки обосноваться на местном рынке, а Пекин и Шанхай начали наводнять американцы и европейцы с широко открытыми глазами смотрящие на те перемены, которые происходили тогда в Поднебесной. У всех появилось желание как можно быстрее заключить торговые сделки и выйти на рынок с населением 1,5 миллиарда человек. Один американский бизнес-консультант, который к тому времени уже давно жил в Гонконге, очень точно описал мне тогдашний оптимизм западных бизнесменов, искавших новые рынки сбыта: «Это можно назвать теорией «двух таблеток аспирина». Если каждому жителю этой страны, мужчинам, женщинам и детям, продать по две таблетки аспирина, то на этом можно сделать огромный бизнес. А если две таблетки аспирина заменить двумя бутылками вина, то даже если из этого уравнения убрать детей, все равно получится столько, что мало не покажется». Вот почему сейчас все так много говорят о Китае».

А если рассуждать серьезно, то сколько каберне, пино нуара или сира может «проглотить» этот рынок? Да, постоянно идут сообщения о рекордных аукционах в Гонконге вин лучших мировых хозяйств. Но эти торги вращаются вокруг очень узкого круга суперпрестижных этикеток - Лафит, Латур и т.д. Продукция Бордо популярна в Китае, и это пока приносит хорошие дивиденты владельцам хозяйств этого района Франции. Сейчас наметилась тенденция роста интереса к лучшим винам Бургундии (белым и красным). Австралийцы очень серьезно занялись китайским рынком, и это начинает давать свои плоды. А вот калифорнийские производители пока достаточно прохладно относятся к этому рынку. Как говорит один из известных калифорнийских виноделов, если кто-то в Калифорнии думает, что Китай будет их палочкой-выручалочкой, то он явно живет в мире голых надежд. Если это справедливо для продукции Напы и Сономы, то для менее знаменитых винодельческих регионов США это еще более жесткая правда.

Ну и, конечно, весь оптимизм относительно растущей «винной жажды» в Китае строится на предположении, что экономический рост в этой стране будет продолжаться и дальше. Но этого точно не знает никто. Китайская политическая стабильность держится на высоких темпах роста экономики. Ну а если период экономического бума пройдет? Тогда вполне можно ожидать в этой стране определенной социальной нестабильности. А в таких условиях интерес к вину у местного населения вряд ли получит значительное распространение.

«Я не хочу отрицать того факта, что на сегодня Китай действительно является очень обещающим рынком посреди мировой экономической неразберихи. Но с другой стороны, экономисты предупреждают: «Китайский рынок может оставаться в зародышевом состоянии дольше, чем сохранится платежеспособность его участников», - говорит Штайнбергер.

А вот мнение Дженсис Робинсон:

«Наиболее знаменитые бордоские шато готовы объявить о значительных инвестициях в Китай», - такими словами закончилась огромная презентация, которая состоялась в рамках конференции WineFuture в Гонконге. Возможно, это было связано с распространившимися слухами, что Пьер Люртон (Pierre Lurton), управляющий двух известных хозяйств, Châteaux Cheval Blanc и d'Yquem, занят поисками подходящих участков под виноградники рядом с тибетской границей?

Но китайский рынок сегодня это куда больше, чем только небольшая сумма инвестиций, как например, со стороны Château Lafite, хозяйства, цены на вина которого еще недавно были невероятно высокими на местном рынке, а сейчас пошедшие на спад, и которое вовлечено в совместное предприятие для производства вина в провинции Shandong на востоке этой огромной страны.

Подушное потребление вина в Китае пока еще микроскопическое, но винный рынок в целом растет невероятными темпами. Видимо поэтому так много производителей вина собрались на этот раз в Гонконге на конференции и на торговой ярмарке, предшествующей ей».

Взаимосвязь между винными рынками Гонконга и материковой части Китая весьма тесная, хотя и не всегда законная. Гонконг отменил все ввозные пошлины на вино в феврале 2008 и достиг своей цели стать крупнейшим азиатским винным центром. Местные винные аукционы приносят больше денег, чем их аналоги в Лондоне и Нью-Йорке. По подсчетам одного из трех Masters of Wine (MW), ныне постоянно проживающих в Гонконге, Дебры Майбург (Debra Meiburg), сейчас в этом малюсеньком по площади административном районе Китая работает не менее 350 импортеров вина, 79 из которых имеют штат менее 10 человек, а многие обходятся только двумя. Практически все основные британские виноторговые компании представлены здесь, но от того, что Гонконг бывшая английская колония, это совсем не облегчает им жизнь в этих местах.

Ввозные пошлины на вино в Китай по-прежнему слишком высокие, поэтому неудивительно, что рост уровня котрабанды вина из Гонконга в Китай выражается двузначными цифрами. Известный импортер вина в Китай, Don St Pierre Jr, призывает местные власти строго проверять все грузовики, идущие на север из Гонконга в сторону Китая. Сегодня нельзя полагаться на официальную китайскую статистику относительно производства, потребления и поставок вина из других стран. Она представляет собой лишь часть айсберга. По официальным цифрам импорт вина в Китай за период 2007-2010 годы вырос в пять раз и достиг отметки 15 млн ящиков. Китайское правительство частично упростило винный бизнес, что несколько тревожит «старожилов» местного рынка, таких как Don St Pierre. Сейчас число лицензированных импортеров и дистрибьютеров вина в Китай выросло с одной тысячи до 20 тысяч, что в десятки раз больше, чем, например, в России. Хотя по мнению специалистов, из всего этого количества не более 200 компаний серьезно занято законным виноторговым бизнесом. Остальные пытаются сделать «быстрые» деньги на нынешней быстрорастущей любви китайцев к виноградному вину.

«Еще недавно на китайском рынке безраздельно доминировали французы, а если сказать точнее - бордосцы. Сейчас местные вкусы начали меняться. Все больший интерес вызывают бургундские вина лучших производителей. Для любителей вин этого французского региона это достаточно неприятная тенденция, поскольку вина в Бургундии производится в разы меньше, чем в Бордо, и богатым новым китайцам ничего не стоит просто скупать все урожаи, например, хозяйства Domaine de la Romanée-Conti. А ведь еще два года назад совладелец этого хозяйства Обер де Вилен (Aubert de Villaine) привозил на бесплатную презентацию в Пекин и Шанхай свои вина прекрасного урожая 2005 года, и тогда их посетило не более 20 интересующихся. То есть не было занято и половины поставленных в зале стульев. Китайский винный рынок пока еще чересчур изменчив и непредсказуем. Кроме того, он буквально наводнен подделками».

Что касается других известнейших винодельческих районов мира, тосканские вина продавать в Китае легче, чем пьемонтские, поскольку «потребители любят немного сладости в вине». Непросто обстоят дела с реализацией шампанского, но ситуация может поменяться буквально за ночь. Все больший интерес у местных жителей начинают вызывать белые вина, хотя в Китае их стоит лучше называть «бледными», «слабо окрашенными» или «золотистыми», чтобы дистанцировать их от белого цвета, который в китайской культуре ассоциируется со смертью.

Сейчас в Китае под виноградную лозу занято примерно 400 тыс гектаров, из которых только десятая часть идет на производство вина. В стране функционирует 900 виноделен, более половины из которых расположены в провинции Shandong, где влияние морского климата сдерживает сильные зимние морозы, но одновременно несет с собой и риск высокой влажности летом и развитие гнили на ягодах. Из новых винодельческих районов в Китае выделяется Ningxia, примерно на трети пути из Пекина в Непал. Но здесь очень суровые зимы, что заставляет каждый год перед ее наступлением закапывать лозу в землю и выкапывать каждую следующую весну. Кроме того, слишком много молодых китайцев покидает сельскую местность и стремится в крупные города с их развитой инфраструктурой, так что, даже несмотря на 1,5 миллиардное население, в сельской местности, и в частности в виноградарстве и виноделии, наблюдается нехватка рук.

По официальной статистике в 2010 году в Китае было произведено 10,9 млн гектолитров вина (20% от французского производства), включая 1,37 млн гектолитров импортируемого вина наливом (в основном чилийского) и проданного как китайское. В последнее время значительные инвестиции были потрачены китайскими винными компаниями для создания роскошных китайских винных брендов, но большинство этих средств пошло не на улучшение виноградников или закупку современного оборудования, а на создание броской и привлекательной упаковки и маркетинговые расходы по продвижению вин на рынке. Само вино остается очень похожим на то, которое продают эти же компании по цене в десять раз дешевле, но не в «красивой коробочке».

«Стоит отметить, что винный курс при шанхайском университете, входящем в пятерку лучших в стране, набирает в год не более 50 человек, а число желающих - 700. Вот эту область деятельности, винное образование и обучение местного населения, могут широко использовать западные специалисты и эксперты на растущем как огромный гриб китайском винном рынке», - заключает Дженсис Робинсон.

 


Автор: Алексей Михайлов

От редакции
По материалам winediarist.com и jancisrobinson.com
  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.