Шлосс Йоханнисберг (Schloss Johannisberg)

Large_SchJohannisberg3

Хотя сегодня вряд ли кто отнесет их к выдающимся, на протяжении многих сотен лет вина замка Йоханнисберг не знали себе равных. Их ценили выше, чем лучшие бордоские. И по сей день в замок стекается множество людей, чтобы побывать в его подвалах и прикоснуться к его великой истории

 

Рейн можно назвать одной из мировых «винных» рек. На ее берегах расположены многочисленные замки, аббатства и приходы - место рождение немецкого романтического наследия и виноделия. Многим из них более тысячи лет...

Местные земли давно обратили на себя внимание различных религиозных орденов в Средние века. О монастыре Kloster Eberbach, основанном последователями цистерцианцев в районе Рейнгау (Rheingau) в 1136 году и ставшем крупнейшим винодельческим хозяйством в районе Рейна, мы уже рассказывали в материале «Kloster of Eberbach». Совсем недалеко, на том же берегу Рейна, но монахи другого ордена, бенедиктинского, организовали свой приход - Schloss Johannisberg.

Еще до расселения здесь бенедиктинцев Людовик I Благочестивый (Ludwig der Fromme), сын Карла Великого, в 817 году сделал 6 тыс литров вина из местного винограда. В период между 1096-1100 годы монахи ордена закончили строительство монастыря на возвышающейся над всей местностью горе, которая круто спускается прямо к реке. Спустя 30 лет, в 1130, там же они построили и освятили базилику в романском стиле в честь Святого Иоанна Крестителя (St.John the Baptist) или по-немецки Johannis. К названию прибавили слово «berg», что означает «гора» и слово «Schloss» - «замок». И получилось - Schloss Johannisberg - «замок Иоанна на горе». Этим же именем назвали и ближайшую деревню. Сама базилика была разрушена во время Крестьянской войны 1525 года. Тогда же монастырь был еще и разграблен - обычные последствия крестьянских бунтов. Похожая участь постигла и Клостер Эбербах цистерцианцев. В 1563 монастырь был распущен и перешел в частные руки, оставаясь при этом церковной собственностью, и с тех пор монахи уже больше не имели никакого отношения к производимому там вину.

В 1716 году принц-аббат из Фулды Константин фон Бутлар (Konstantin von Butlar) купил поместье и начал там строительство дворца в стиле барокко. По его приказу были снесены существующие постойки монастыря за исключением церкви и подвала, которому тогда было более 700 лет. Новый винный подвал был закончен в 1721. В нем создалась отличная атмосфера для выдержки вин благодаря наличию грибка cladosporium cellare, который хорошо развивается на потолках и стенах винных подвалов в атмосфере, богатой парами алкоголя, испаряющимися из винных бочек. Этим же плесневым грибком, например, покрыты стены винных погребов и в венгерском Токае. Данный грибок работает как мощный воздушный фильтр.

На протяжении более 600 лет с момента основания замка здесь делались в основном красные вина. Заслуга аббата из Фулды состоит в том, что он первым приказал разбить рядом с монастырем в 1720 году виноградник сорта рислинг, всего 294 тыс саженцев - старейший участок этого сорта в мире! Так началось производство в Schloss Johannisberg белых вин.

По традиции посланник из аббатства Фулда приносил весть, когда надо начинать сбор винограда. Указания обычно передавали через курьера. Говорят, что в 1775 году во время пути его остановили и ограбили разбойники. До места назначения он добрался с опозданием, когда все соседние хозяйства уже завершили сбор, а виноградник Johannisberg был полон гнилого винограда. Согласно учетной книге представителя аббата, «вино оказалось мутным, ферментация окончилась и в нем чувствовалась пряная сладость. Мы надеемся на что-то экстраординарное», - записал он. А тремя месяцами позже от восьми дегустаторов не было слышно иных оценок, кроме как «я никогда не держал во рту такого вина!». Так родилось Spätlese (виноград позднего сбора) как концепция. А в 1787 здесь же впервые было получено вино Auslese (отборный виноград позднего сбора). В 1858 пришел черед Eiswein. Многие аббаты Фулды были большими любителями и энтузиастами вина и, говорят, что один из них даже был хозяином специального погреба для лучших вин, который назывался «кабинетом» - отсюда современное слово Kabinett для определенной категории вин. Хотя большинство специалистов полагает, что авторство этого класса вин принадлежит хозяйству Kloster Eberbach. Притязания же Schloss Johannisberg на авторство, Хью Джонсон и Дженсис Робинсон рассматривают как борьбу вечных соперников - бенедиктинцев и цистерцианцев.

В 1802 году Johannisberg был отобран у церкви и передан Prince of Orange. Четырьмя годами позже им завладел Наполеон, который подарил хозяйство маршалу Франсуа-Кристофу Келлерману, герцогу де Вальми (François-Christophe Kellermann, duc de Valmy) который оставался его владельцем до 1813. Следующие два года (1813-15) поместье управлялось совместно Россией, Пруссией и Австрией - союзниками по борьбе с Наполеоном - и потом было передано императору Австрии Францу I Австрийскому (Francis I) из династии Габсбургов по решению Венского Конгресса. Наконец, 1 июля 1816 года австрийский император подарил Schloss Johannisberg своему Государственному Канцлеру Клеменсу Венцеслаусу (Clemens Wenzeslaus), принцу Меттерних-Виннебургскому, в знак признания его заслуг для европейского мира. Дарение предусматривало обязательство Меттерниха платить 1/10 (десятину) сделанного вина Габсбургам или их законным наследникам.

В 1811 году Арнольд Мумм (Arnold Mumm, скорее всего только однофамилец известного производителя шампанских вин), успешный банкир и виноторговец, купил весь урожай Schloss Johannisberg за 32 тыс флоринов. Он получил хорошую прибыль и после этого решил инвестировать в хозяйство. С этого момента начинается тесное партнерство между негоциантом и владельцем Johannisberg. Этот тандем существует и до сих пор. Причем вино от обоих хозяйств производится на оборудовании подвалов Mumm, а администрация расположена в Schloss Johannisberg.

13 августа 1942 года во время бомбовых ударов союзной авиации по недалеко расположенному городу Майнц строения Schloss Johannisberg были полностью разрушены. Почти двадцать лет ушло у Пауля Альфонса фон Меттерних-Виннебурга (Paul Alfons Fürst von Metternich, правнук канцлера Меттерниха), чтобы полностью реконструировать поместье.

Надо отметить, что когда в 1971 году разрабатывалось новое немецкое винное законодательство, то принятая градация уровня зрелости винограда базировалась на классификации, используемой уже много лет в Schloss Johannisberg.

19 декабря 1914 (по старому стилю) в Санкт-Петербурге родилась Татьяна Илларионовна Васильчикова (урожденная княгиня Васильчикова-Вяземская). Предки Татьяны служили России под родовым девизом «Жизнь - царю, честь - никому». Многие из них были выдающимися военными и государственными деятелями. Ее отец, князь Илларион Сергеевич Васильчиков (1881-1969), был камергером, сотрудничал со Столыпиным в разработке земельной реформы, а в 1914-1918 годах служил в Генеральном штабе. Мать Лидия Леонидовна, урожденная княжна Вяземская, воспитала пятерых детей в лучших традициях русской аристократии.

В 1919, когда Татьяне было четыре года, ее родители покинули Россию и перебрались сначала в Константинополь, потом на Мальту, потом в Марсель, Литву и Чехию. Позднее, в Германии, в 1941, она становится женой князя Павла Меттерниха (1917-1992), правнука известного канцлера Австрийской Империи Клеменса фон Меттерниха (1773-1859). После смерти мужа в 1992 она остается прямой и единственной наследницей и владелицей Schloss Johannisberg. Она очень много занималась благотворительной деятельностью, часто посещала Санкт-Петербург. С начала 1990-х годов, она помогала восстанавливать дворец Строгановых, закупала медицинское оборудование для Педиатрической академии, больницы Святой Ольги, открыла детский приют, носящий ее имя. В 2003 году Татьяна фон Меттерних-Виннебург была удостоена благодарности президента России за заслуги в укреплении российско-германских отношений и активную благотворительную деятельность. За эту же деятельность она получила в Германии Федеральный крест.

26 июля 2006 года в замке Johannisberg княгиня Татьяна скончалась в возрасте 91 года от тяжелой болезни. Похоронена она в Германии на семейном кладбище в своем винодельческом поместье на берегу Рейна. С ее смертью прервался род Меттерних-Виннебург. Незадолго до своей смерти она продала виноградник немецкой семье Оеткер (Oetker), владельцам продуктового бренда Dr. Oetker.

 

Какие основные причины привели к тому, что в этом поместье производились исключительные вина? Во-первых, первые виноделы хозяйства, монахи, всегда придерживались известной немецкой пословцы: «Mann macht den Menschen gewund; der Wein macht den Menschen gesund» («Человек может причинить боль другим людям, но вино всегда их вылечит»). Искусство монахов-виноделов было исключительным.

Во-вторых, преобладание кристаллических сланцев и кварцита в местных грунтах, многообразие клонов сорта Рислинг, огромный винный подвал, датируемый 1721 годом, длиной 250 м и расчитанный на 750 тыс литров вина, в котором поддерживаются идеальные условия для хранения вин, и конечно же, особая забота и тщательность при производстве вина и выдержке.

На протяжении многих сотен лет вина замка Йоханнисберг не знали себе равных. Вино урожая 1862 года в те времена продавалось за сумму, в четыре раза превосходящую тогдашние цены на Шато Марго и Шато Лафит, а ведь это было уже после знаменитой Классификации вин Бордо 1855 года! Теплые слова об этом поместье нашлись у Гейне, Гете, Бисмарка, Томаса Джефферсона и даже у Фенимора Купера. Как свидетельство того, какое значительное влияние оказало вино этого хозяйства на винную историю, говорит тот факт, что калифорнийские виноделы в 1960-х дали своим винам, сделанным из сорта рислинг, название Johannisberg Riesling. Они до сих пор продаются в Америке под этим названием.

В настоящее время площадь виноградников хозяйства занимает 35 га и они полностью засажены рислингом. Сейчас вина порядком растеряли былую славу. Причин тому много и неизвестно, какая из них основная. Это и падение интереса к Рислингам, и ухудшение качества вин в 1990-ые, и конкуренция со стороны других производителей. Хозяйство не лидирует по качеству вин в Германии, но вот его история одна из самых прославленных.

Именно она привлекает в Schloss Johannisberg туристов со всего мира - около 200 тыс посетителей ежегодно знакомятся с этой винной достопримечательностью Рейна. Кроме того, сейчас это важный культурный центр. В год здесь устраивается до 50-ти различных концертов в самых разных жанрах. Кстати, вид из дегустационных помещений хозяйства вниз на Rheingau и Рейн просто восхитительный. Самая интересная часть экскурсии - это винный подвал хозяйства начала XVIII века. Освещение в нем только свечное, отчего здесь круглые сутки царят сумерки. Свет отражается от гравия, которым посыпаны все дорожки, а стены и потолки подвалов покрыты одеялом особой натуральной плесени. Тур завершается дегустацией, на которой представлены три вида местного вина - сухое, полусухое и сладкое. Экскурсия также предусматривает посещение «винной библиотеки» хозяйства, где старейшее вино датируется 1748 годом, а начиная с урожая 1801 и до сегодняшнего дня представлены все урожаи без пропуска. Пробки в этих бутылках заменяются каждые 25 лет.

Знали и любили эти вина и в дореволюционной России. Вот как описывает рейнвейн (именно так назвались в России вина, произведенные в районе Рейнгау), подаваемый к стерляди, русский гастроном и современник Пушкина В. С. Филимонов в своей поэме «Обед»:

На блюде стерлядь: ни в цветах,

Ни в опрысках воды душистой

Речной красотке нужды нет...

Шекснинской гостье - цвет надежды!

Зеленых рюмок двинут строй.

Из стран, где Рейн вдохновенный

Бушует грозною волной,

Вот он, веками освященный, 

Йоганнисбергер золотой!

 

 


25 августа | 01:05

Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.