Плиний писал, что одни из самых известных виноградников его времени расположены на восточном берегу реки Рона неподалеку от городка Seyssuel - это немного севернее современного города Vienne. Но в 1995 году все виноградные лозы в северной части долины Роны рядом с Côte-Rôtie были только на западном берегу реки. Никаких виноградников на холмах над Seyssuel не было со времен нашествия филлоксеры в 1880-х. После эпидемии виноградарством в этом районе больше не занимались. Более того, город Vienne, расположенный в 25 км от Лиона, в последнее время разросся именно благодаря тому, что люди, понимая ценность земель на противоположном берегу реки, кроме виноградарства и виноделия там ничем не занимались. А вся городская инфраструктура развивалась на восточном берегу.
Виноградник хозяйства Les Vins de Vienne на восточном берегу реки Рона
К счатью, большинство построек и все, что связано с жизнью крупного города, развивалось в низинной части местности, а на прилегающие холмы город не заползал, видимо ожидая очередного строительного бума. Может так бы все и осталось по сей день, если бы не любовь к истории одного человека по имени Пьер Гайяр (Pierre Gaillard).
Он был настолько впечатлен трудами Плиния, что решил провести анализ почвы тех мест, о которых когда-то говорил великий римский автор. К его удивлению местные грунты, представляющие собой темный, богатый железом сланец, напоминали почвы расположенного неподалеку знаменитого района Côte-Rôtie, являющегося одним из наиболее ценных терруаров в мире, подходящих для выращивания сорта сира. Кроме того, благодаря извилистости Роны в этих местах, склоны на восточном ее берегу по своему расположению относительно солнца очень похожи на Côte-Rôtie. Гайяр говорит, что это все равно, как если бы терруар Côte-Rôtie имел свою небольшую «колонию» на противоположной стороне реки.
Три друга и присоединившийся к ним в 2003 винодел Pierre-Jean Villa
С другой стороны он понимал, что покупать землю в зоне потенциального городского развития, на которой лоза не культивируется уже больше 100 лет и, естественно, не относится ни к какому апелясьону - достаточно большой финансовый риск. Самому ему заняться освоением этих земель было боязно и сложно и он обратился за помощью к двум своим друзьям-виноделам из северной Роны. Так Ив Кюйерон (Yves Cuilleron) и Франсуа Вийяр (François Villard) стали компаньонами в этом проекте.
Бизнес-партнерство - довольно распространенная форма ведения дел. Уникальность данного случая состояла в том, что три мужчины решили производить свое вино только посредством принятия общих решений, что, порой, бывает просто невозможно. Например, подобную форму ведения дел еще можно встретить в семейных хозяйствах, но даже там вопрос о том, кто принимает основные решения, часто является источником сильных трений и натянутых отношений. Виноделие по своей природе не является результатом работы некоего «комитета» или «собрания». Особенно в период сбора урожая, когда надо принимать быстрые решения, и любая задержка может стать фатальной. Это все равно, как если маленький ребенок закричит среди ночи и не важно кто из родителей должен быстро встать и предпринять какие-то действия, чтобы его успокоить. Понятно, что семейный совет в данном случае устраивать не следует.
У всех троих были несколько разные подходы к тому, как делать вино. Франсуа прежде чем стать виноделом работал сомелье. Ему нравятся вина с хорошим балансом всех компонентов. Пьер же любит элегантные вина с сильным фруктовым и мягким вкусом. Ив отдает предпочтение минимальному вмешательству человека в процесс винификации. Разные вкусы, разные представления о том, каким дожно быть их вино. Выработать в таких условиях какую-то общую стратегию работы не просто.
Несмотря на это трое друзей ударили по рукам: купили в 1996 году 11 га земель на пустующих склонах холмов, прилегающих к восточному берегу реки, и разбили здесь виноградники. Превалировал, естественно, сорт сира. А поскольку земли считались заброшенными, то цена на них была намного ниже, чем на противоположном берегу Роны. Друзья построили здесь маленькую винодельню и с тревогой стали ждать, как будут развиваться события.
Пожалуй, главной проблемой было то, что местные земли, а значит и вина на ни них произведенные не входят ни в какой аппелясьон. В долине Роны новые вина с неклассифицированных виноградников попадают под «крышу» Vin de Pays des Collines Rhodaniennes. Такое название даже выговорить сложно и оно не на слуху, поскольку еще не использовалось широко на практике.
Друзья-виноделы решили пойти по пути своих древнеримских предшественников и дать своим винам лирические названия вроде тех, что в свое время использовал Плиний-старший. Так на свет увидели два красных вина, сделанных на 100% из сира - Sotanum и Heluicum. Делают они еще и белое вино из сорта вионье, которое назвали Taburnum.
Надо отметить, что первый коммерческий урожай был получен в 1998 году. И хотя бутылка вина тогда стоила около $50, все запасы раскупили достаточно быстро. Столь высокая популярность новых вин привела к тому, что 13 других виноделов разбили свои виноградники на прилегающих холмах. И если в 1995 году на этом берегу Роны не было виноградников вообще, то сейчас их здесь уже 30 га, за что несомненно надо сказать «спасибо» Плинию-старшему.
Постепенно расширилась и винодельня Les Vins de Vienne: из маленького совместного проекта-сарая она разрослась до большого современного здания. Портфель производимых вин вырос до 30 наименований, а друзьям пришлось нанимать винодела, чтобы управлять своим уже большим хозяйством. И хотя принятие ежедневных общих решение ушло в прошлое, по серьезным и принципиальным вопросам по-прежнему необходим консенсус всех трех «отцов-основателей». Кстати, цена на вина хозяйства по-прежнему держится в районе $50 за бутылку.
Качество вин хозяйства Les Vins de Vienne только подтверждает тот факт, что терруар на восточной стороне реки такой же, как и на всемирно известной западной, и римляне времен Плиния-старшего знали об этом. Хотя затем судьба двух берегов одной реки с точки зрения виноделия сложилась по-разному. Только в наши дни историческая справедливость начала восстанавливаться.
|
11:42 17/05/2012 Знаменитый римский писатель и философ Плиний-старший был большим поклонником вин долины Роны, о которых он написал много лестного. То, что было описано почти 2000 лет назад, подтолкнуло винодела Pierre Gaillard, изучавшего историю вина, поискать что-то совсем невероятное сегодня: забытые терруары уровня Grand Cru >>
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.