История новозеландского Cовиньон Блана

Large_new_zealand_hystory

Винный экономист и публицист Майк Весет (Mike Veseth) вспоминает историю виноделия Новой Зеландии и рассказывает о том, каким образом получилось так, что новозеландский Совиньон Блан теперь можно купить и попробовать практически в любой стране мира

 

 

Сегодня вечером у меня в бокале Совиньон Блан из Новой Зеландии, из Marlborough. Это очень хорошее вино, ароматное, фруктовое, с приятной кислинкой и нельзя сказать, что оно чересчур редкое. А ведь между Южным островом и моим штатом Вашингтон не одна тысяча километров, другой конец земного шара. Сегодня новозеландские вина можно легко найти во многих супермаркетах, ресторанах и винных магазинах как Америки, так и Европы с Азией. Каким образом вино из этой далекой страны оказалось в моем бокале? По устоявшемуся стереотипу Новая Зеландия населена любящими удовольствия, пиво и регби людьми, совсем не являющимися большими поклонниками Совиньон Блана. Как же населению страны Киви удается делать такое вино, когда они сами не очень любят его?

Объемы производства вина в стране невелики – всего 0,3% от мирового объема, то есть капля в мировом винном «океане». Калифорниец Gallo один производит вина в восемь раз больше, чем вся Новая Зеландия. И тем не менее, винодельческая продукция этой страны не редкость в магазинах по всему миру. Что этому способствует? Ответ прост – глобализация: процесс, благодаря которому так много продуктов из неожиданных мест доставляется буквально к порогу вашего дома и на ваш обеденный стол каждый день. Но происходило это не легко и не сразу. Потребовалось удачное географическое положение страны и три волны глобализации. Давайте их и рассмотрим.

 Географический фактор

У обычного человека, попавшего в винный отдел крупного супермаркета, может создаться ложное впечатление, что вино делается везде, продается везде и потребляется везде. Глобализация покрывает весь земной шар. Это в равной степени относится к вину, гамбургерам, компьютерным программам или некоторым TV-передачам. Хотя в точном смысле слова это не совсем так. Даже McDonalds, этот синоним глобализации, имеет свои рестораны примерно в 120 странах из 200, признанных ООН. Эта сеть ресторанов быстрого обслуживания появляется только в тех местах, где выдерживаются некоторые средние жизненные стандарты населения, принят свод законов, защищающих частную собственность, и стимулируется рынок. Более 40% стран мира имеют недружественные в этом смысле экономику и политическое устройство. Биг-Маки в этих странах «не растут».

Вино больше зависит от природных условий, чем от политического устройства тех или иных государств, поскольку это все-таки сельскохозяйственный продукт. Сорта vitis vinifera, из которых делаются наиболее потребляемые человечеством вина, более придирчивы к окружающей обстановке, чем Ronald McDonald. Эти сорта лучше всего растут в двух достаточно узких полосках, которые опоясывают земной шар в границах 30° и 50° широты как в северном, так и в южном полушариях. Если брать северную часть глобуса, то 30° широты – это Марокко, Алжир и Израиль. Южнее выращивать виноград трудно, если только виноградник не расположен на достаточно высокой отметке, где понижение температуры компенсирует низкую широту. 50° - это район немецкого Мозеля. Есть виноградники, расположеные севернее, но там выращивание ягод связано со значительным риском. Опять же, это может быть хоть как-то оправдано на склонах холмов, когда за счет изменения угла падения солнечных лучей грунтам удается собрать больше тепла и отдать его лозе (см. материал «Виноградники на склонах»). В северном полушарии в этот же пояс попадают китайские и японские винные регионы. А в целом, в северном поясе виноделия производится 85% всего мирового вина. Почему так много? Сюда попадают такие страны, как Франция, Италия, Испания, США и Германия. А вот аналогичный южный винный пояс в основном приходится на океаны. Лишь небольшие территории Чили, Аргентины, Южной Африки, Новой Зеландии и Австралии покрываются им. Кроме того в северном винном поясе вино родилось. Оттуда винопотребляющие мигранты, сначала греки и финикийцы, привезли с собой умение делать и потреблять вино в Италию и Испанию, а потом римляне – во Францию и Германию. Позже завоеватели и конкистадоры из Португалии и Испании распространили виноделие и в южном полушарии. Как экономист, я нахожу северный винный пояс по-своему интересным. В этих местах не только производится больше всего вина, но и больше всего остального в мире, что нужно человеку. Это место, где сосредоточено больше всего богатства, полученного не за счет полезных ископаемых, данных природой, а благодаря труду людей. Здесь производится большая часть мирового валового продукта. Внутри этого пояса могут существовать бедные страны, а вот вне его стране трудно быть богатой, если только она не обладает залежами угдеводородов или другими полезными ископаемыми. Георгафия сильно определяет судьбу и участь государств. Некоторым странам и их гражданам просто повезло, что они оказались в этих благосклонных широтах. К ним можно отнести и Новую Зеландию.

Первая волна глобализации

Библия и виноградная лоза на протяжении многих веков шли рука об руку. Так случилось и в Новой Зеландии, когда в 1816 году британский миссионер преподобный Samuel Marsden посадил первые лозы на Северном острове. Этот факт служит еще одним напоминанием, что корни сегодняшней глобальной экономики зародились из семян, посаженных миссионерами, которые очень часто были наибольшими энтузиастами и целеустремленными глобалистами своего времени. Французские миссионеры, священники из Лиона, вместе со своей верой привезли виноградные лозы в другие новозеландские районы – Poverty Bay и Hawkes Bay.

Коммерческое же производство вина в стране началось в 1830-х, когда James Busby сделал первое вино для местного британского гарнизона. Однако потребовалось немало времени, прежде чем винный бизнес в стране получил серьезное развитие, поскольку британские солдаты, поселенцы и моряки с приплывавших судов больше интересовались пивом и крепким алкоголем. Кроме того, в стране под влиянием церкви зародилось мощное движение за трезвость (как это не похоже на деятельность миссионеров, принадлежащих той же церкви). Да и «винным поставщиком» Британии в то время стала соседняя Австралия. В географическом смысле Новая Зеландия расположена благоприятно для выращивания винограда, природные условия здесь способствуют этому, а вот рыночные отношения в стране в те времена для виноделия еще не сложились. Винная индустрия еще не достигла «критической массы».

Вторая волна глобализации

Коммерческое производство вина в Новой Зеландии не начиналось вплоть до второй волны глобализации, когда на рубеже XIX и XX веков в страну не устремились иммигранты из Центральной и Восточной Европы в поисках лучшей жизни. Они привезли с собой среди прочего и жажду к вину, и знание методов его производства: спрос и предложение. Причем большинство новозеландских Gallos и Mondavis были не британцами, как можно было бы ожидать, и даже не французами, хотя Франция оказывала значительное влияние на Южную часть Тихого океана, а были это ливанцы и хорваты. Ливанец Assid Abrahan Corban со своими сыновьями построил винодельню Corban, став доминирующим производителем вина в стране в 1960-х. Далматинцы (выходцы из южной части Хорватии) Josip и Stipan Babic создали вино, которое до сих пор носит их имя; Zuva и Nikola Nobilo сделали то же. Ivan Yukich был наиболее удачным в винном отношении хорватом из всех, правда его бренд Montana поглотила компания Corban, которая в свое время вошла в состав канадского Seagrams, оказавшегося в свою очередь «под крылом» французского конгломерата алкогольных напитков Pernod Ricard. Недорогое и простое вино примерно сто лет назад в Новой Зеландии называлось «dally plonk», поскольку его производителями и потребителями были в основном далматинские иммигранты. В тот же период на рубеже веков появились первые новозеландские «летающие» виноделы, которых правильнее было бы назвать «плавающими». Так наиболее известного тогда винного консультанта звали Romeo Bragato. Он родился в Хорватии, получил энологическое образование в Италии и в 1889 году приплыл в Австралию, где по заданию правительства работал винным консультантом. А через 13 лет он перебрался в Новую Зеландию, где быстро оценил огромный винодельческий потенциал этой страны. Интересно то, что он четко определил зоны, наиболее подходящие для конкретных сортов винограда, за исключением района Marlborough. Можно считать, что мне сегодня повезло, что в моем бокале плещется Совиньон Блан именно из этого района, когда-то недооцененного Romeo Bragato.

Третья волна глобализации

И все-таки в то время в стране преобладали сладкие, крепленые вина. Потребовалась следующая волна глобализации, что бы местное вино стало таким, какое оно у меня сегодня в бокале. Сначала компания Seagrams вложила значительные средства в развитие виноделия в стране в 1970-х. Тогда же по совету калифорнийских специалистов широко начал высаживаться сорт совиньон блан в Marlborough на Южном острове в Brancott Estate, на то время еще нетронутой территории.

В 1985 году винодел из Marlborough Ernie Hunter привез свой Совиньон Блан на лондонский ежегодный винный фестиваль, где он неожиданно занял первое место. На следующий год тот же производитель привез уже свое Шардоне, также получившее широкое признание. Такой успех вин Hunter из далекой страны открыл для новозеландцев огромный британский рынок с его сетями супермаркетов Tesco и Sainsburys.

Сегодня винодельческая продукция Новой Зеландия хорошо известна далеко за пределами этой страны. 2/3 вин идет на экспорт. Британия остается крупнейшим рынком. Следом идет Австралия, где белые новозеландские вина продаются лучше, чем местные австралийские.

Британские миссионеры, далматинские иммигранты, канадские инвесторы, калифорнийские консультанты, британские сети супермаркетов, французская мультинациональная компания и три волны глобализации – все это предпосылки того, почему сегодня у себя дома на западном побережье Америки я наслаждаюсь Совиньон Бланом из далекой Новой Зеландии.

 

 

Материалы по теме:

Виноградники на склонах

 

 


Автор: Михаил Бабинский

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.