Неунывающие виноделы

Large_africanvineyard

Правительство ЮАР объявило, что не станет помогать фермерам, потерявшим свой урожай во время наводнения, случившегося в винодельческом регионе Orange River в январе-феврале этого года

 

Сейчас вода уже ушла, но проблемы остались. По данным Ассоциации экспортеров вин ЮАР WOSA (Wine of South Africa), потери фермеров этого региона составили около 280 млн рэндов (около 41 млн долларов).

Самое сильное за последние 23 года наводнение стало еще одним ударом для и без того переживающей кризис винодельческой отрасли ЮАР. Хотя страна находится на 9 месте по объемам производства (см. материал «Любопытно, но факт!»), трудности различного рода преследуют ее уже добрый десяток лет.

Об общем положении дел в виноделии Южно-Африканской Республики WhyWhyWine рассказал консультант Ассоциации WOSA в России Владимир Городков.

«У региона существуют две основных проблемы. Первая - это малоизвестность. До сих пор многие совсем ничего не знают о южноафриканском вине и спрашивают: «А что, там виноград растет?». Вторая проблема состоит в том, что в конце 80-х - начале 90-х годов Южная Африка выходила на европейский рынок со старыми винами, сделанными в годы апартеида. То есть стиль и качество того вина совсем не те, что мы видим и пробуем сейчас. Это были не самые лучшие вина в очень низкой ценовой категории. Рэнд (местная валюта) тогда постоянно падал, и южноафриканцы от этого выигрывали, потому, что вино продавалось за доллары и евро. Соответственно, они были гибкие по ценам. В Европе цена на вино оставалась той же, а виноделы получали все больше местной валюты, что их отчасти разбаловало. Так, у южноафриканского вина сложился имидж дешевого коммерческого вина. Но к середине, ближе к концу 90-х, Южная Африка столкнулась в Европе с серьезными проблемами. Стало понятно, что конкурировать с такими винами как раньше невозможно.

Южноафриканцы очень живучие, жизнерадостные и приспосабливаемые люди. За вторую половину 90-х они успели практически полностью перестроиться, инвестировав в вино, поскольку прибыль от виноделия еще шла. Они начали объяснять, что пришло совсем другое вино».

Еще в самом начале 2000-х южноафриканские эксперты опасались плачевного развития событий и твердили о ребрендинге. Они понимали, что продолжать продвижение ЮАР на мировом рынке на спине пинотажа и шенен блана - гибельный путь. Ну, не потянут эти сорта индустрию целой страны! Отвергалось и движение исключительно в сторону международных сортов. Грег Шервуд (Greg Sherwood) MW, родившийся в Претории, предлагал третий путь - «модернизацию с условием сохранения души продукта». Он убеждал тогда: «Бренд «вина ЮАР» нуждается в признаке, подобном тому, который помог протолкнуть австралийские вина на рыночный небосклон Великобритании».

Об этом говорили в достаточно радужные для виноделия времена, когда местная валюта оставалась слабой, и на пресловутую модернизацию хватало средств. Затем запасы, накопленные в годы винной эйфории, стали иссякать, а вопрос ребрендинга остается открытым уже второй десяток лет.

«С дешевым имиджем приходится бороться и сейчас. На самом деле традиции виноделия Южной Африки насчитывают не один десяток лет, оно очень хорошо организовано. В основном, это мелкие винодельни, но они понимают, что составляют единый бренд, единую страну, единый дух нации, и готовы бороться. Они принципиально улучшили качество - появилось много культовых вин. Но имидж дешевого вина до сих пор остается серьезным препятствием для роста.

Ко всему добавляется то, что производство вовсе не дешевое. Топография региона такова, что здесь очень мало больших орошаемых долин. В основном, это изрезанный холмистый, гористый ландшафт. В ЮАР хорошие интересные древние почвы, но при этом они очень сложные, часто кислые. При обработке приходится что-то добавлять, что-то убирать.

И плюс к этому - социальные проблемы. От них в Южно-Африканской Республике никуда не убежишь: апартеид рухнул, а проблемы остались. Поскольку финансово ЮАР очень стабильна (последний кризис она прошла очень хорошо), валюта теперь наоборот начала расти. И если к середине 2000-х годов продавая бутылку условно за 1 доллар, фермер получал за нее 12 местных рэндов, то сейчас, продавая ее за тот же доллар (поднимать цены в Европе сейчас очень сложно), он получает всего 7 рэндов. Внутренняя инфляция составляет 7-8%, и все затраты идут во внутренней валюте. Сейчас многие подошли к очень тяжелому моменту: виноделие перестает быть прибыльным. Многие фирмы, несмотря на то, что виноделие очень модно, просто выкорчевывают свои виноградники, так как больше не могут работать в убыток. Они уже работали так несколько лет, а сейчас говорят, что хватит. Единственный выход, как мне кажется, это поднимать цены, что в условиях жесткой конкуренции и экономического кризиса сложно. И еще, несомненно, все-таки проводить ребрендинг и избавляться от тяжелого наследия - имиджа дешевого вина», - говорит Владимир Городков.

Невзирая на сложившуюся ситуацию, южноафриканцы не отчаиваются и демонстрируют прямо таки спортивную злость. Почувствовав интерес к стране в период проведения Чемпионата мира по футболу в 2010 году, виноделы теперь делают ставки на нетрадиционные для страны рынки. Они устремили свои взоры на Китай и Канаду, и ждут взаимности. При этом, согласно подсчетам агентства Bloomberg, доля экспорта в Великобританию, основной рынок сбыта винодельческой продукции ЮАР, сокращается весьма существенно - с 50% в 2003 году до 31% в 2010-м. Однако общий объем продаж остается достаточно большим - в середине прошлого года англичане импортировали больше южноафриканских, чем французских вин.

Россия находится в числе стран, куда поступает все больше бутилированного южноафриканского вина. Однако, как считает Владимир Городков, пока его не так много, как хотелось бы.

«ЮАР экспортировала в Россию на достаточно хорошем уровне в 2008 году. В подавляющем большинстве это было вино наливом, которое шло на производство российского «шампанского». А если говорить про бутилированное вино, то объем его поставок поднялся в России до 2 млн, а потом снова начал падать. Сейчас мы импортируем примерно 1,3 млн бутылок, что занимает меньше 2% рынка. Это, конечно, не количество. Оно незаслуженно, и нужно претендовать на гораздо большее.

Несмотря на все эти проблемы, южноафриканское виноделие делает очень большие успехи, и экспорт вина можно назвать значительным. Так, например, с начала 90-х по 2009 год экспорт вырос в 40 раз. Это превзошло все самые смелые ожидания. Сейчас ЮАР экспортирует порядка 400 млн литров, а производители мечтали к 2010 году экспортировать 300 млн. Достигнув таких цифр, они стали пересматривать стратегию, принятую в 2000 году, смещая акцент с количества на качество.

Качество вин ЮАР постоянно улучшается. Виноделы путешествуют по миру, понимают, на какие вина растет спрос. В стране была проведена очень большая работа по постройке брендов. И появилось много марок, которые завоевали мировое признание. Например, Kaapzicht Steytler Pinotage признано лучшим красным сортовым вином 2009 года в мире по версии «Decanter». Это вино пришло и в Россию, найдя импортера на одном из «Продэкспо», и в этом году на выставке оно стояло уже на стенде виноторговой компании, которая привозит его в Россию (см. материал «Продэкспо-2011. Часть вторая»)».

Что ж, возможно неунывающие виноделы ЮАР вскоре смогут покорить столь привлекательный Китай, расширят свое представительство в России и все-таки завершат смену амплуа. И тогда мы все узнаем, какое оно, настоящее качественное южноафриканское.

 

 

Материалы по теме:

Любопытно, но факт!

Продэкспо-2011. Часть вторая

 


Автор: Наталья Время

От редакции
По материалам wineindustryinsight.com, bloomberg.com, wosa.co.za/blog/, wineanorak.com
  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.