Эволюция аукционного бизнеса

Large_EU_wine

Менее чем через три года после начала мировых экономических потрясений, ставших причиной резкого замедления роста мирового винного рынка, продажи на аукционах резко выросли

 

Произошло это частично благодаря интернету, который помог организовать участие самых разных людей в аукционах, даже если физически они на них не присутствуют, а также в связи с экономическим бумом в азиатских странах, где жаждут лучшие мировые вина. Мировые продажи вина на аукционах в 2010 достигли $408 млн. Для сравнения в 2009 эта цифра составляла только $233 млн. Особенно быстро взлетел спрос на так называемые «голубые фишки» - вина лучших хозяйств Бордо. По этому показателю годовой рост составил 15% - рекорд за все время наблюдений по данным Wine Spectator Auction Index.

В 2010 году Топ-5 наиболее часто встречающихся на мировых аукционах красных вин Бордо составили:

1. Мутон-Ротшильд 1982

2. Мутон-Ротшильд 1986

3. Лафит 1996

4. Лафит 1982

5. Мутон-Ротшильд 1995

Несмотря на огромный интерес азиатских покупателей к винам шато Лафит, первые два места по объемам торгов достались Шато Мутон-Ротшильд. Другой вопрос, что Лафит держит рекорды по ценам, предлагаемым за вина этого хозяйства. Так в прошедшем году один из каждых пяти долларов, потраченных во всем мире на аукционных торгах, пришелся на вина Шато Лафит разных урожаев. Причем 57% всего Лафита было продано в Гонконге.

Если попытаться посмотреть, на красные вина Бордо каких урожаев спрос в прошедшем году был наибольшим, то в порядке убывания они составляют:

2000, 2003, 1982, 1996, 1995, 2005, 1998, 1990, 1989, 1986

Будет ли мировой винный аукционный бизнес продолжать расти прежними темпами? Торги первого квартала этого года показали пеструю картину. С одной стороны, гонконгские торги по-прежнему впечатляют, но Гонконг - это еще не весь мир. На торгах Кристис, например, несколько лотов с лучшими винами Бордо остались непроданными. Многие обвиняют в этом явно завышенные начальные цены, установленные винными нвестиционными компаниями, которые стараются придерживать вина до того момента, когда цены на них достигнут предела, который бы удовлетворил аукционеров этих компаний. Каковы бы не были причины, это говорит о том, что местами достигнут некий ценовой предел на сегодняшний день, даже в Гонконге (см. материал «Великолепная Пятерка»).

Сегодня многие говорят о том, что если для вин Первой группы Классификации 1855 года и достигнут условный стоимостный «потолок», то для вин других престижных винных регионов мира это далеко не так. Так знаменитый испанский производитель Marqués de Riscal из Риохи планирует провести аукцион в Пекине. Есть надежды и у производителей лучших калифорнийских каберне, что интерес к их винам, который с началом кризиса пошел на снижение, начнет снова расти.

Современные аукционные торги проходят не только непосредственно в зале, но одновременно транслируются в интернете, и казалось бы, что цена лотов в таком случае должна мало зависеть от места проведения подобного мероприятия. Но нет, место проведения важно и оказывает влияние на цены, что видно из следующей таблицы:

Как видно из таблицы, самые высокие цены были на аукционах в Гонконге, затем идут нью-йорские аукционы, затем лондонские.

Однако, как говорят владельцы ведущих мировых аукционных домов, занятых винным бизнесом, даже при столь стремительном росте цен на лучшие вина, пока на них тратят несравненно меньше того, что платят на подобных аукционах за предметы художественного искусства. И хотя в материале «Авто, вино, искусство» мы приводили график изменения цен на предметы искусства из газеты Financial Times, который показывает, что до докризисных высот им еще далеко, однако отдельные произведения продаются очень дорого. Так картина Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст» была продана в 2010 на аукционе в Нью-Йорке за $106482500 в течение 8 минут. Для сравнения лучшие аукционные показатели в 2010 году имела компания Acker Merrall & Condit, наторговавшая за весь год вина порядка $99 млн, что на $7,5 млн меньше, чем стоила одна картина Пабло Пикассо. Хотя, конечно, здесь можно спорить, что картина великого мастера вечная, а вино - это все-таки продукт питания: его можно в любой момент выпить, оно подвержено порче и срок его жизни, так или иначе, ограничен.

Один из ставящих в тупик вопрос - почему пока не растут продажи на аукционах, расчитанных только на интернет? На таких аукционах гораздо больший выбор, начиная от $11 тыс за бутылку Domaine de la Romanee-Conti 1990 и до $9 за достаточно обычное вино. Такие торги интересны для тех, кто хочет купить одну бутылку конкретного вина, что невозможно на больших живых аукционах, где в первую очередь заинтересованы в тех, кто покупает большие партии. Отсутствие роста продаж владельцы интернет-аукционов объясняют тем, что маленькими партиями невыгодно заниматься, а ведь именно этим интернет-торги и привлекают. И все-таки специалисты считают, что у таких интернет-аукционов большое будущее.

 

 

Справочная информация:

Вот несколько «мировых рекордов» аукционных торгов, установленных в разное время и в разных местах:

Самой дорогой стандартной бутылкой вина (750 мл), проданной когда-либо на аукционных торгах, было вино Chateau Lafite 1869. В октябре прошлого года на аукционе Сотбис в Гонконге некий китайский винолюб заплатил за нее $232692.

Самой дорогой бутылкой любого формата оказался иеровоам (jeroboam - для красных вин Бордо это бутылка вместимостью в 4,5 л или 6 стандартных бутылок), Chateau Mouton-Rothschild 1945, за который на аукционе Сотбис в феврале 2007 в Нью-Йорке уплатили $310700.

Самим дорогим винным лотом за всю историю считается комплект из 50 ящиков (600 бутылок) Chateau Mouton-Rothschild 1982, который на аукционе Сотбис в январе 2006 ушел за $1051600.

Здесь стоит отметить, что на благотворительных аукционах за вино платят более крупные суммы. Но если на коммерческих торгах цена как правило определяется соотношением спроса и предложения на данный момент, то ценовая политика на благотворительных аукционах строится на других, более благородных принципах.

 

 

Материалы по теме:

Великолепная Пятерка

Авто, вино, искусство

 


Автор: Игорь Бондаренко

От редакции
По материалам Wine Spectator
  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.