«Трудно предсказывать будущее, но я попытаюсь. Сразу хочу заметить, что история любит повторяться, поэтому сначала стоит посмотреть немного назад, тогда будущее будет легче понять.
1970-1980...
Когда я был подростком и юношей, то у нас в семье пили, как правило, розовый португальский Mateus, Lancers Sparkling Rosé или Chianti в соломенной оплетке. По особым случаям покупалось что-то подороже из Бордо или Бургундии. Сегодня я вполне могу отличить Бургундское от Шардоне, сделанного в любой другой точке мира. Люблю ли я французские вина больше всего? Они хорошие, по крайней мере, я рос на представлении, что это так. Но с тех пор появилось много вин из других регионов, которые нравятся мне не меньше французских.
Производство: тогда и сейчас
Общее производство вина по миру падает с 1980 года. В соответствии с данными FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) производство вина с 1980 упало на 31% до 26 млн тонн в 2010 году (FAO измеряет производство вина в тоннах). В Италии за этот период падение составило 50%, во Франции - 35%.
Импорт: тогда и сейчас
С 1980 года Германия остается крупнейшим в мире импортером вина, хотя ее доля в мировом импорте опустилась с 23% до 17%. А вот такие страны как Британия и США, наоборот увеличили свою долю в мировом импорте вин. Доля Франции упала в два раза.
Экспорт: тогда и сейчас
С 1980 года экспорт вина почти удвоился. В 1980-ом доминировал экспорт из стран Старого Света - 87%. В 2009 его доля опустилась до 62%. За этот же период времени доля винного экспорта стран Нового Света выросла с 1% до 27%.
Значение перемен
Резкий рост экспорта вина из стран Нового Света очень важен: в Старом Свете продолжают производить хорошие вина, но их все больше теснит продукция стран Нового, в первую очередь за счет цены. Правда и цена сейчас не является точным индикатором качества. По большей части европейские вина качественные, но они дороги, хотя многие из них могут посоревноваться с Новым Светом в соотношении цена/качество.
Если сравнить число вин из разных стран, цена которых была $15 и меньше за стандартную бутылку, и которые получили как минимум 89 баллов у журнала Wine Spectator (WS) за период 2005-2011, то на европейские вина при таких критериях приходится 52% красных и 33% белых вин. И это несмотря на то, что данный журнал в первую очередь ориентирован на американский рынок, а значит и на местных производителей. Другими словами, в Европе производится еще достаточно качественных вин по приемлемым ценам».
Взаимосвязь цены и вкуса вина
Дальше Elliott Morss несколько отходит от заявленной темы доклада и рассматривает вопрос, существует ли взаимосвязь между ценой вина и его характеристиками? Вот его мнение:
«В имеющихся исследованиях, где были обработаны результаты до 6000 слепых дегустаций, сделаны следующие выводы о взаимоотношении цены бутылки вина и его вкусовых характеристик: «Непрофессионалы в мире вина, которые заранее не знают цену дегустируемого ими напитка, не ощущают бóльшего удовольствия от потребления более дорогих вин... Корреляция между ценой и общей оценкой очень мала или вообще носит негативный характер. Когда неэксперты участвуют в слепой дегустации, то среди них наблюдается тенденция предпочтения даже более дешевых вин... Вкусы обычных людей имеют мало общего с ценой вина, если только она заранее неизвестна тестируемым. Сенсорные чувства без знания этикетки уравнивают всех производителей».
Винный рынок. А потребители-то кто?
Докладчик разбил винный рынок на пять категорий. Эти категории в первую очередь относятся к американскому рынку, но их можно легко перенести и на винные рынки других стран:
1. Алкоголики: в США ежегодно от алкоголизма умирает в два раза меньше людей (2,5 млн), чем от курения. Однако ВОЗ утверждает, что алкоголизм обходится государствам дороже, чем последствия курения. В России и других странах Восточной Европы среднее потребление алкоголя на душу населения в пересчете на вино составляет одну стандартную бутылку в 750 мл в день. И покупается здесь, в основном, дешевое вино в больших емкостях.
2. Информированные потребители вина, ищущие лучшее соотношение цена/качество: сейчас покупатели становятся все более информированными о том, что им нравится, чего они хотят от вина и что можно получить за конкретную цену.
3. Вино как подарок: люди, пытающиеся впечатлить других - это всегда проблема для плохо информированных покупателей. Они стараются купить вино подороже, плохо представляя насколько цена соответствует качеству содержимого бутылки. Как правило, подарочные вина не дешевле $20 за бутылку. Принимающие такие подарки, будучи также неискушенными в мире вина, порой бывают расстроенными, если узнают, что подарок оказался дешевле $20.
4. Рынок тщеславных: только Бордо или Бургундия от $25 и без верхнего предела.
5. Остальные: их предпочтения трудно категоризировать.
Перспективы? Консолидация!
В мире вина, как и прочих алкогольных напитков, наблюдается объединение и поглощение более мелких игроков. Появляются мощные транснациональные компании, владеющие крупными рынками и сетями дистрибуции. Тенденция на консолидацию будет продолжаться и дальше. На сегодня крупнейшая в мире винная компания - Constellation, у которой в портфеле около 90 брендов вин, а общая годовая реализация по всему миру составляет 102 млн 9-литровых ящиков вина. Компания E&J Gallo продает в год 80 млн ящиков и владеет примерно 50-тью брендами.
Специализация: виноградарь - винодел - виноторговец
Фермеры стоят в самом начале цепочки и это актуально для большинства с/х культур. Продукцию фермеров покупает значительное число различных посредников, прежде чем она достигнет конкретного потребителя. Выращивание винного винограда стоит несколько особняком, поскольку такой виноград должен быть превращен в вино. Довольно частое явление, когда фермер выращивает виноград, потом сам делает из него вино, а затем пытается сам его продать.
«Мне кажется, что в будущем подобная ситуация будет встречаться все реже. Французская система негоциантов будет распространяться по всему миру. А виноделы все больше будут покупать виноград на стороне», - полагает Эллиот.
Инновации
На рынке появятся новые игроки с инновационными стратегиями. Пример тому американская Bronco Wine Company (см. материал «Two Buck Chuck»), Casella (см. материал «Желтый хвост») и др.
Заключение
Все более образованный и продвинутый потребитель будет искать качественные вина по разумным ценам. Консолидация будет продолжаться, что должно понизить цены, но приведет к единообразию конечного продукта. Продолжаться будут и инновации. И все это будет делать мир вина все более интересным.
Материалы по теме:
Мировые тенденции. Прогнозы Робинсон
|
Куда движется винная индустрия?
16:00 18/06/2012 С докладом с таким интригующим названием Эллиот Морс (Elliott Morss), консультант по экономическим вопросам, автор нескольких книг и большого числа научных публикаций, выступил в начале июня перед Американской Ассоциацией Винных Экономистов (American Association of Wine Economists (AAWE) >>
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.