Рыночная филлоксера

Large_phillox

Чтобы выжить в борьбе с винами Нового Света, национальная гордость Франции должна стать более рациональной, логичной и коммерчески эффективной. Грядущие изменения вызывают противоречивые чувства: ужаса у традиционалистов и радости у реформаторов

 

Сейчас много говорится о том, что французская винная индустрия сильно сдает свои позиции как внутри страны, так и на экспортных рынках (см. материал «Культура умирает»). С 1970 года потребление вина в стране упало более чем в два раза. Если в 1970-х оно составляло 120 л на человека в год, то в 2010 все идет к тому, что едва будет достигнут уровень порядка 55 л. Падение экспорта французских вин в Великобританию в прошлом году составило 12% и в 2010 вряд ли позиции Франции улучшатся. Нет оснований полагать, что пятое место, которое Франция занимает, например, на британском рынке, в этом году станет хотя бы третьим, не говоря уже о более высоком. Естественно, все это не может не тревожить французcкое руководство, c подачи которого была организована группа ANIVIN DE FRANCE. Основная задача группы - создание и продвижение новой категории вин VINS DE FRANCE, а также позиционирование французских вин на международном рынке. В Anivin планируют, взяв за основу модель продвижения на рынке известного бренда Coca-Cola, посоревноваться с винами Нового Света и вернуть Франции былое могущество на мировом винном рынке.

Чтобы понять, что эти нововведения означают для французских производителей, представьте себе ситуацию, будто бы Ватикан поставил под вопрос непорочность зачатия Христа. Надо ли говорить, что реакция на заявление руководительницы Anvin во французской винной индустрии была поначалу безмолвной, а потом последовали отклики. Что удивительно, в большинстве своем позитивные.

«Еретическое» сравнение французских вин с Coca-Cola привела Valérie Pajotin, директор компании Anivin. По ее мнению, в ближайшем будущем много, а возможно и большинство, французских вин из дешевого и среднего ценового диапазона станут производиться массово и обладать похожим и предсказуемым вкусом, как это происходит с большинством вин Нового Света. Огромное количество наименований шато и апелясьонов на этикетках вин, реализуемых через сети супермаркетов, будет выступать под общим брендом «Vins de France». Но при этом на рынке лучших вин и для части вин среднего ценового диапазона местные наименования и традиции выживут - никто не посягает на то, чтобы, например, этикетка Château Lafite Rothschild менялась вместе с остальными. С другой стороны, тысячи французских виноделов, которые сейчас делают свои собственные вина или отдают их в деревенские кооперативы, будут заинтересованы (иногда подгоняемые страхом) продавать свой виноград крупным винодельням или «винным фабрикам». В этом случае вино будет делаться с учетом вкусов большинства потребителей, например, из стран северной Европы и особенно из Британии, которая остается крупнейшим внешним рынком сбыта французских вин. На этикетках в этом случае должен будет указываться сортовой состав, а не имя производителя вина или место его происхождения. Название брендов будет легким и запоминающимся, этикетки станут проще, подобно оным на австралийских винах. Некоторые вина будут продуктом крупных регионов, другие - из винограда, выращенного по всей Франции. Группируя вина таким образом, можно будет обеспечить постоянство качества и стабильность вкусовых характеристик с 1 января по 31 декабря. Чем не Coca-Cola?

Назвать революцинными эти предложения вряд ли повернется язык. Французские вина уже часто содержат на своих этикетках указание сортового состава, а некоторые из них «спроектированы» «летающими» австралийскими виноделами и предназначены для экспортных рынков. Что действительно новое, так это отказ (некоторые даже употребляют более крепкий эпитет «разрушение») от французских винных традиций. Как пояснила президент Anivin, цель всего этого - упростить многообразие французских вин, свести их к небольшому числу брендов, к характерному вкусу и понятному происхождению, а также сделать единообразным качество, подобно тому, как это происходит с винами Нового Света.

Десять лет назад такие речи рассматривались бы как энологическая ересь. Но когда французская доля в мировой винной торговле снизилась на 30% за последние три десятилетия, многие виноторговцы и производители готовы принять столь жесткие перемены. Во Франции понимают, что пришел конец их продолжительного доминирования на мировом винном рынке, которое происходило без особых усилий. Качественные вина Нового Света привлекают все большее число потребителей, которые хотят приобретать недорогие вина и при этом знать, что ждет их в бутылке.

Что касается премиальных вин, произведенных в хозяйствах с мировыми именами, то здесь все относительно спокойно. Они по-прежнему продаются хорошо, как дома, так и за границей, несмотря на их высокие цены. Пример тому - нынешняя компания en primeur.

А вот разнообразие этикеток вин среднего и более дешевых ценовых сегментов ставит в тупик. Часть из них несет информацию об использованых сортах винограда, другие - имена производителей, третьи - названия региона производства. Во Франции на сегодняшний день имеется 466 официальных апелясьонов, это помимо тысяч шато и десятков тысяч имен производителей, а также вин классификации vins de pays. Качество при этом может варьироваться даже между бутылками, этикетки которых внешне могут казаться одинаковыми.

В соответствии с официальной «религией» французского виноделия, вкус создается местом, где был выращен виноград. Он не может быть создан на винодельне людьми в белых халатах. Это непереводимое на другие языки слово «терруар», которое в упрощенном виде означает условия созревания и развития винограда, которые зависят от конкретного участка. Это еще одно мистическое понятие, такое как «cépage» - сорт или смесь сортов винограда, которые в результате многовекового опыта французских виноделов оптимально подобраны к каждому участку и закреплены правилами конкретных апелясьонов. Зачем искать что-то новое и лучшее, когда уже все найдено? С другой стороны, столь строгая регламентация мешает французским виноделам экспериментировать с сортами, с их урожайностью и другими параметрами. Ведь именно благодаря поискам, пробам и ошибкам в Италии была создана новая категория вин - супертосканские. Во Франции такое пока невозможно. Как сказал французский писатель Jacques Puisais, настоящее вино обладает «лицом места своего рождения и характером человека, который сделал его».

Многие французские виноторговцы и некоторые производители, утверждают, что мистическое понятие «терруар» часто используется, чтобы скрыть за ним плохое виноделие. Если малые производители хотят выжить в нынешних условиях, они должны делать вина, которые французские и иностранные потребители хотят пить, а не те, которые они привыкли делать. Традиционалисты же указывают на то, что Францию заставляют похоронить одну из своих национальных традиций, ее гордость и славу, чтобы только угодить невежественным вкусам иностранцев. Они называют философию виноделия Нового Света, где вкус однороден, одинаков, а не генерируется местом производства винограда или терруаром, коммерческой формой «филлоксеры», которая разрушила большинство французских виноградников в конце XIX века. Такое вот потакание неразвитым вкусам винных аборигенов...

Традиционалисты заявляют, что коммерчески бессмысленно перенимать методы Нового Света, когда, например, 80% австралийского вина контролируется всего пятью компаниями. Разве во Франции такое возможно? Они также опасаются, что несмотря на заверения официальных властей, «сортовая» концепция предлагаемого нового бренда «Vins de France» постепенно разрушит какое-то количество апелясьонов во Франции. Самые ярые из них говорят, что новые предложения не только еретичны по своей сути, но и безусловно обречены на провал.

Как нам кажется, ответ надо искать не в противостоянии рыночной логики и вековых традиций, а в некотором сосуществовании и того и другого. Это спор того же порядка, что и какое кино лучше, коммерческое или авторское и т.д. Каждый сам решает, что ему больше нравится, каждый сам решает, что и как ему производить.

 

 

Материалы по теме:

Культура умирает

 


Автор: Михаил Бабинский

От редакции
По материалам The Independent
  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.