Винный регион Бордо часто описывают, как корпоративный мир, лишенный души и страсти, и движимый только жадностью и чувством наживы. В этом смысле эту часть винной Франции часто сравнивают с ремесленной Бургундией. Это не совсем правильное представление Бордо - великого, исторического винного региона, где производятся выдающиеся мировые вина
Бордо - не Бургундия
Недавно мне пришлось присутствовать на большом гала-обеде в Нью-Йорке, на котором были представлены лучшие бургундские вина. За столами среди присутствующих часто можно было услышать много нелестного в отношении Бордо и бордосцев. Про владельцев бордоских шато говорили, что они элитисты. Их шеи покрывают дорогие шелковые платки, на руках у них тонкие кожаные перчатки в отличие от бургундских фермеров, у которых толстый слой грязи, налипший на их ботинки, обветренное лицо и грубые руки в красных винных пятнах. Бордо - это утонченные аристократы, одетые в твид, нанимающие других, которые, в свою очередь, и производят их дорогой продукт класса роскоши. В то время как в Бургундии живут и трудятся «настоящие» виноделы, которые пребывают в постоянных заботах о своем терруаре и делают «аутентичные» вина.
Столь негативное отношение к Бордо мне и до этого вечера приходилось не раз слышать от сомелье, блоггеров, винных писателей и просто потребителей, особенно в Америке. Бордо критикуют за сумашедшие цены, за жадность, за рабское стремление потакать узкой группе винных критиков и полной зависимости от их баллов.
Бордо стало скучным? Что случилось с регионом, который всегда считался образцом и сутью мира тонких вин? Действительно ли этот регион с великой винной историей, с его необыкновенными винами, способными хранится многие десятилетия, нуждается в защите? Мне кажется, да!
Буду честной, порой и я критикую Бордо. Но я винный критик, я должна это делать. Но в то же время, я не колеблясь заявляю, что Бордо остается великим винным регионом, с качеством, традициями и великой историей. Бордо учит весь остальной мир, как делать великое вино, которое может храниться невероятно долго. Бордо для вин - все равно что Ближний Восток для мировой цивилизации.
Красные вина района остаются образцом, по которому остальной винный мир равняет свою продукцию. «Бордоские вина выгравировали свои инициалы в нашем мозгу», - как образно сказал винный писатель Майк Штайнбергер. В сути этих вин присутствует некий интеллектуальный элемент, которого нет нигде больше. Даже в более скромных винах региона легко прочувствовать баланс аромата и вкуса, фруктовости и глубины, танинов и кислотности, которые способствуют эволюции вина в бокале на столе или в бутылке, много лет хранящейся в подвале.
Бордо разлюбили?
Если в Азии интерес к бордоским винам растет все больше, то в Америке и Европе эти вина пьют все меньше. Одним из ярких примеров этому является ежегодный опрос владельцев ресторанов, который проводит американский журнал Wine and Spirits. Журнал просит опрашиваемых составить список десяти наиболее заказываемых у них в ресторане вин. В последнем таком за 2010 год из всех названных в опросе французских вин только 12% приходилось на вина Бордо. В 2006 они составляли 19%. И это при том, что в 2010 году средние ресторанные цены в Америке на вина Бордо были в пределах $100-$188 за бутылку, а ведь до начала экономического кризиса они были куда выше - $200-$700. В прошлом заказ дорого бордоского вина в ресторане был демонстрацией собственного успеха, благополучия, богатства. Сейчас все это уже в прошлом.
Движимые экономией, люди пытаются пробовать что-то незнакомое, более доступное по цене, но при этом они почему-то не ищут новые напитки среди более дешевого сегмента бордоских вин. Вместо этого они экспериментируют с напитками других районов. Правда, в очень дорогих американских ресторанах вина Бордо заказывают по-прежнему, но это делают, как правило, только посетители пожилого возраста. Регулярные потребители Бордо - это убеленные сединами клиенты.
Бордо - это разнообразие
Руководство Винного совета Бордо (CIVB) не устает повторять, что главная сила района лежит в его разнообразии. Здесь порядка 60 апелясьонов, 117,5 тыс га виноградников, 8650 виноделен, 661 млн бутылок вина ежегодно и ценовое разнообразие вин от $10 до $1000 за бутылку. Большинство обзоров, заголовков в медиа и просто информации в специализированных изданиях сфокусировано на 30-50 самых известных именах шато из семи апелясьонов, которые представляют лишь очень маленькую часть общего производства вина в регионе. Фотографии величественных зданий гран-шато вместе с прилегающими к ним ухоженными парками кочуют от одного издания в другое, создавая впечатление, что весь район - это очень разбогатевшие буржуа, живущие в каком-то ином мире. Этот внешний аристократический лоск негативно влияет на то, как молодое поколение в разных странах воспринимает бордоские вина. Им надо попробовать вина из менее известных апелясьонов, таких как Cotes de Castillon, Lalande de Pomerol или Moulis, цена которых не превышает $15 и их мнение относительно бордоских вин сразу изменится к лучшему. И эти районы уж никак не ассоциируются с роскошью и элитарностью.
Разрыв между стоимостью наиболее дорогих бордоских брендов и теми, кто находится на противоположном конце ценового спектра, все увеличивается. Все меньше вин остается в центре. За одну бутылку Шато Лафит можно купить 1200 бутылок (100 ящиков!) базового Бордо. Как говорят владельцы шато, даже при неплохом качестве невозможно прожить виноделием, если вино покидает хозяйство при цене 2-3 евро за бутылку.
Почему Бордо так дорого?
Заоблачные цены на горстку хозяйств вызваны несколькими факторами. Один из них - экономический закон спроса и предложения. Конкретного вина делается примерно одинаковое количество из года в год, а при растущем спросе на него одновременно начинает расти и цена. Быстро растущий интерес в Азии к лучшим винам этого района несомненно тоже толкает цены вверх. Выросшее по всему миру число миллиардеров означает появление все большего числа людей, желающих покупать предметы роскоши, к которым относятся и самые лучшие вина, по любой цене. Дженсис Робинсон называет наше время «максимальным коммерческим оппортунизмом».
Вопрос еще в том, а что мы ожидаем от владельцев лучших бордоских шато? Если есть покупатели, готовые выложить по $1000 и более за бутылку вина шато Лафит-Ротшильд после кампании en primeur, то можно ли ожидать от барона Эрика де Ротшильда, что он начнет продавать свои вина дешевле? Он ведь не ведет свой бизнес на благотворительных началах с целью удовлетворить финансово малообеспеченных любителей вина?!
Еще одна причина роста цен на бордоские вина - система виноторговли Бордо (см. материал «Виноторговая кухня Бордо»), подогреваемая баллами ведущих критиков.
Есть и другие причины. За последние 15 лет хозяйства существенно уменьшили объемы вина, которые отбираются для производства первых и лучших напитков хозяйств - grand vin. Высокие цены на первые вина позволяют владельцам шато идти на это без больших потерь. Также оказывает свое влияние и рост за последнее время инвестиционных фондов. Лучшие бордоские вина - это инвестиционные вина по той причине, что они изготавливаются в значительных количествах, ими часто торгуют, они имеют структуру и баланс, которые позволяют им храниться десятилетиями и при этом они только улучшаются. Все это делает лучшие вина региона в большей мере инвестиционным и торговым инструментом, чем напитком для удовольствия.
Эти вина стоят своих денег?
Сейчас вина Бордо стоят куда больше, чем могут себе позволить большинство любителей вина. Но не нужно забывать, что во многих винных регионах мира тоже есть вина, которые очень дороги: это и Каберне из долины Напа, и Бароло из Пьемонта или гран крю из Бургундии. С другой стороны, лучшие хозяйства, получая значительные доходы, могут больше вкладываться в производство, всячески улучшая качество своей продукции. Как сказал Пол Понталье, управляющий директор шато Марго: «Покупатели вин Первой группы сейчас ожидают от них только полного совершенства». Стоимость производства великого вина также неуклонно растет. Новый трактор сегодня стоит 300 тыс евро, страховка против града - 20 тыс евро в год. Но с другой стороны, расчеты показывают, что себестоимость бутылки вина лучших хозяйств Бордо лежит в пределах $20-$50. Французский специализированный винный журнал La Revue du Vin de France указывал, что в 2008 году себестоимость бутылки вина в знаменитом хозяйстве Petrus составляла не более $42 при продажной цене более $2500. Тратя все больше денег на производство своих вин, лучшие хозяйства получают все больше денег за конечный продукт за счет более высокого качества, плюс имидж, сопутствующий этим винам. Больший приток денег в хозяйство стимулирует тратить на производство вин еще больше для улучшения виноградников, закупку нового оборудования, улучшения подвалов и т.д. Больше денег хозяйства могут вкладывать и в маркетинг, а это приносит новые деньги. И так по кругу, пока не будет достигнут некий ценовой «потолок».
Вкус и стиль
Стало модным говорить, что за последние 15 лет стиль бордоских вин поменялся, что многие вина чересчур «манипулированы», что у них нет былой, традиционной «аутентичности». Они потеряли свою свежесть, утонченность, то, что отличало вина региона на протяжении пары столетий. Эти обвинения набрали особенную силу на пике популярности движения «гаражистов», начавшегося в середине 1990-х на Правом берегу, когда горстка виноделов попыталась компенсировать свой не очень «гранд»-терруар путем уборки супер зрелых ягод, используя горячую ферментацию и 200% новых бочек. Получались супер экстрагированные вина в очень небольших количествах. Они продавались по невероятно высоким ценам, благодаря высоким баллам, которые им регулярно ставил Роберт Паркер. Некоторые из таких хозяйств и поныне продолжают производить супер зрелые вина с сильным влиянием дубовых бочек, предпочитая мощь элегантности.
Сейчас я с удовлетворением замечаю все меньшее использование концентраторов и машин для обратного осмоса. Винодельни все больше обращают внимание на работу на виноградниках, тщательное исследование своих терруаров и использование органических и биодинамических практик.
Больше нет романтики и души?
Существуют тысячи историй в мире вина, но только некоторые из них пересказываются помногу раз. Одна из них о том, как некий скромный, страстный владелец небольшого семейного хозяйства делает отличное вино наиболее натуральным способом. Он хочет, чтобы люди получали удовольствие от его напитка, и старается продавать его дешевле, чтобы оно было доступным. Мне нравятся подобные истории, особенно их последняя часть. Порой просто приятнее думать об увлеченных и преданных своему делу фермерах, чем о богатых индустриалистах, лишенных всяких эмоций банкиров или корпорациях, которые владеют шато.
Сегодня в Бордо можно отметить два направления развития. Некоторые шато неукоснительно следуют своему историческому наследию. Другие делают роскошные, супер дорогие cuvee, напоминающие винные Ламборджини.
Многие из тех, кто сегодня обвиняет Бордо во всех смертных грехах, видят в Бургундии здоровую альтернативу: их вина антиснобисткие, движимые только понятием терруара.
Качественные вина сейчас становится все менее доступными среднему классу, и это в равной степени касается как Бордо, так и Бургундии. Эти вина все больше становятся международными товарами класса роскоши, добычей инвестиционных фондов.
Но есть еще достаточно много хорошо сделанного Бордо, которое можно купить за умеренные деньги, даже среди crus classes. Проблема заключается в том, как найти такие вина на рынке, который продолжает игнорировать их?
Материалы по теме:
|
12:18 12/07/2011 Элин Маккой (Elin McCoy), обозреватель и автор книг о вине, выступает в защиту великого винного региона и призывает не судить о нем, основываясь только на внешнем лоске и ценах на продукцию нескольких десятков шато >>
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.