Спасение порта

Large_porto3

С начала этого века продажи порта постепенно падают, усложняя судьбу тысяч людей, живущих в долине Дору, и связанных с производством знаменитого вина. Производители ищут пути преодоления падения интереса к своей продукции: осваивают новые экспортные рынки и применяют иные меры

 

Когда Доминик Симингтон (Dominic Symington) посматривает со своего поместья на расположенные на противоположном берегу португальской реки Дору виноградники, перед его взглядом наверняка проходят столетия истории его семьи, да и всей Европы. Британские семьи подобные Симингтонам, были в эпицентре винной торговли портом в этом северном португальском регионе в течение нескольких поколений. Доминик - это седьмое поколение семьи, работающий в винном бизнесе. Его предком был Уолтер Мейнард (Walter Maynard), который начал поставлять порт в Великобританию еще в 1652 году. «Порт - это способ жизни моей семьи и десятков тысяч фермеров в долине Дору», - говорит Доминик на безукоризненном английском.

Густое послеобеденное португальское питье долгое время было признанным европейским продуктом, таким же как ветчина из Пармы, греческий сыр фета или французское шампанское. Винный бизнес выстоял во время внутренних и международных войн, экономической депрессии и нашествия в конце XIX века филлоксеры, уничтожившей почти все местные виноградники.

XXI век принес местным виноделам не меньшие испытания. Изменчивая мода и финансовый кризис в тех странах, где порт исторически пользовался наибольшим спросом, бросают серьезную тень на будущее знаменитого вина. Это заставляет производителей прилагать дополнительные усилия в поисках новых рынков сбыта своей традиционной продукции.

Последнее десятилетие шло медленное, но постоянное снижение объемов продаж. В прошлом году доход от продажи порта всем регионом был на 44 млн евро меньше, чем в 2000-ом и составил 370 млн евро. По данным Association of Port Wine Companies, в объемных показателях было продано на 12 млн бутылок вина меньше, чем за тот же 2000-ый год.

«Торговля сейчас испытывает нелегкие времена», - считает 55-летний Симингтон, который говорит про себя, что он португалец «по рождению и воспитанию». Производители порта всеми силами пытаются «затормозить падение». В чем они видят решение своих проблем?

В доках Gaia, где река Дору впадает в Атлантический океан, и где когда-то парусные суда отчаливали в другие страны, доверху груженные винными бочками, два десятка бразильских туристов с южноамериканским темпераментом восхищенно обсуждают дегустируемые ими образцы порта. У них только что закончилась экскурсия по винным хранилищам, где на специальных лежнях установлены огромные бочки из дуба, красного дерева и каштана, в которых медленно созревает знаменитое вино. Еще недавно бурно развивавшийся средний класс Бразилии вдохнул некоторые надежды на будущее португальского вина у его производителей из-за огромного интереса к местному вину со стороны латиноамериканцев.

Букингемский дворец обычно сервирует порт на банкетах государственного уровня и он, например, был в меню, когда в мае этого года президент Барак Обама был принят королевой Елизаветой II. (см. материалы «Английское для президента» и «Вино к обеду»). Такое внимание к этому вину со стороны британской королевской семьи создает вокруг него некий ореол. Это сложный, утонченный напиток. Это своего рода шик в мире вина.

Часть сегодняшних проблем порта заключается в том, что 80% продукции традиционно выпивалось на пяти основных рынках: Франции, Голландии, Португалии, Бельгии и США. Британия, которая исторически была крупнейшим рынком для этого вина, сегодня только на шестом месте. Современный финансовый кризис сократил потребление порта в этих странах. Многие потребители там считают, что порт относится к товарам роскоши и без него в тяжелые времена можно и обойтись. Свое негавное влияние оказала и мода на здоровый образ жизни. Порт среди вин относится к высококаллорийным напиткам - а это сейчас не в моде среди тех, кто следит за своей талией.

В прошлом веке семья Symington экспортировала порт в 20 стран, сейчас - в 80. Новые направления включают богатые на деньги зародившиеся рынки - бразильский, российский, китайский и ангольский. Производители порта с надеждой смотрят на эти страны. Продажи в Бразилии за первую половину этого года выросли на 31% и составили 2,4 млн евро. Хотя этого, конечно, недостаточно, чтобы вытянуть всю винодельческую индустрию Дору из кризиса.

Вкладываются значительные средства в рекламу по использованию порта как ингредиента для приготовлении коктейлей, как например, смесь белого Порта с тоником, с добавлением лемона и кубиков льда. Это в первую очередь расчитано на молодое поколение. Предки нынешних производителей порта нашли бы такое применение своему вину кощунством. Но времена меняются...

Нынешний представитель Symington говорит, что это неизбежное направление развития. «Слава порта всегда базировалась на его престиже и налете аристократизма. Это вино всегда придерживали для официальных обедов и торжеств. Сейчас порту нужен новый демократичный имидж. Надо сделать это вино менее официальным, чопорным, более обыденным и привычным», - говорит Доминик Симингтон.

Британцы впервые познакомились с портом, когда начали войну с Францией в 1678 и потеряли доступ к французским винам. Тогда британские виноторговцы начали искать новые источники вина в других странах. Хорошо известно, что они начали добавлять бренди в местное вино из долины Дору, чтобы предотвратит его порчу во время плавания бочек с вином по морю из Португалии в Британию. Крепость вина поднималась до 20%, почти в два раза больше, чем у тогдашнего обычного столового вина. Кроме того, вино становилось слаще, поскольку добавка спирта останавливала жизнедеятельность винных бактерий и часть несброженного природного сахара оставалась в конечном вине вместе с его фруктовым вкусом.

Порт всегда отличался достаточно высокой ценой. Низкие категории этого вина, называемые ruby, tawny и late-bottled vintage имеют в Европе и Америке ценники на уровне 10-25 евро за бутылку. Винтажный порт, сделанный из винограда одного урожая, оценивается дороже. Продукция лучших производителей достигает цен до 100 евро за бутылку. С возрастом порт становится лучше, и его цена растет с прожитыми им годами. Порт легендарного урожая 1963 года, который сервировался во время визита президента Обамы, стоит порядка 300 евро. Тейлоровский порт Scion урожая 1855 года тянет уже на 2500 евро за бутылку.

Долина реки Дору - один из интереснейших маршрутов для винного туризама и зона старейшей демаркации винодельческого региона, датируемой законом 1756 года маркиза Pombal, согласно которому вино имело право называться портом, если оно было произведено только внутри установленных границ. Крутые склоны, сланцевые грунты и жаркое, обильное на солнце лето создают идеальные условия для созревания уникальных местных португальских сортов винограда - touriga nacional, tinta roriz и vinha velha. Винодельческие хозяйства, называемые «quintas», разбросаны по холмам вдоль русла реки Дору, третьей по длине на Иберийском полуострове, которая берет свое начало в Испании, где называется Duero.

Осенью, во время уборочной кампании, местные сборщики винограда медленно двигаются вдоль рядов с лозой, которые круто спускаются к воде. Начиная свой день еще до восхода солнца над высокими гребнями холмов, сборщики погружают свои руки в листья лозы, которые к тому времени становятся красновато-коричневыми, и срывают тяжелые грозди винограда, сладкие как джем.

30 тыс фермеров, живущих вдоль долины Дору, на протяжении поколений занимаются производством вина, которое стало неотъемлемой частью местной истории. Единовременные суммы, которые они получают за собранный виноград, необходимо растянуть на весь год. Вино - это их «хлеб насущный». Нынешние времена для местных виноградарей легкими не назовешь. Португальское правительство поднимает налоги и урезает социальные программы, чтобы сэкономить деньги для погашения 78 млрд, которые ЕС предоставило Португалии в этом году, чтобы та избежала банкротства. В то же время власти снизили объем разрешенного производства вина на 20%. Это, по их мнению, должно уменьшить запасы нераспроданного вина предыдущих урожаев, которые тянут розничные цены вниз.

Производители порта также ищут пути сокращения издержек. Что выражается, например, во все большей механизации, вместо использования дорогого ручного труда, хотя на крутых склонах местных холмов применение техники ограничено.

Официальные представители заявляют, что нет быстрых решений существующих проблем. Но пока еще никто вроде бы не пребывает в полном отчаянии. Винодельческий бизнес в этих местах не раз преодолевал трудные времена с тех пор, как римляне посадили первую лозу в той части своей империи, которую они называли Lusitania.

«Порт прошел через многие тяжелые кризисы», - говорит Isabel Marrana, исполнительный директор Association of Port Wine Companies. «Он быстро оправляющийся, имеющий запас жизненных сил, выживающий в сложных условиях. Мы должны поступать также, как делали наши предки и ...упорно продолжать свое дело».

 

 


Автор: Роман Носов

От редакции
В материале использована информация boston.com
  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.