Еn primeur

Кампания en primeur в знаменитом хозяйстве Chateau Margaux

Весной, в конце марта - начале апреля в Бордо съежаются винные эксперты, торговцы, критики, журналисты и частные инвесторы буквально со всего мира: от Америки и до Японии

 

Что влечет их сюда каждый год? Кампания еn primeur. Все они приезжают пробовать и оценивать молодые вина последнего урожая, несмотря на то, что этим винам чуть более полугода, они еще находятся в бочках, причем некоторые из них даже не успели пройти стадию малолактической ферментации.

Виноделы специально готовят образцы своих вин для этих дегустаций: сначала из бочек они отбирают наиболее раскрывшие вина, потом делают их ассамбляж, и далее проводят микрооксигенацию, чтобы смягчить молодые и незрелые танины. Пробовать такие вина непросто. Только очень опытные профессионалы могут понять и представить, что же в итоге может получиться в будущем из тех недавно родившихся вин, что им предлагают для дегустации. Они дают описания продегустированных вин, их возможный потенциал, а самое главное - оценку в баллах. И тут даже не главное, какой шкалой (20-ти или 100-балльной) пользуется эксперт. Важно то, что на основании выставленных баллов, владельцы шато, винные брокеры и торговцы определяют и объявляют отпускную цену своих вин.

Их продажа начинается уже в середине апреля, когда свою продукцию первыми выставят неклассифицированные хозяйства. Последними, к концу мая, цены объявляет первый эшелон производителей. Купленное вино будет доставлено потребителю через 1,5-2 года, когда оно закончит полный цикл своей выдержки в бочках и будет разлито по бутылкам. В какой-то степени это можно сравнить с заблаговременной покупкой билета на самолет. Вы платите деньги сегодня, а полетите через месяц. Причем, чем раньше вы купили билет, тем больше должна быть на него скидка (в теории).

Наибольшее распространение эта практика продажи молодых вин получила в Бордо. Пожалуй, первым хозяйством, которое применило похожую систему ранней реализации своей продукции было Chateau Palmer, которое таким образом продало весь свой урожай 1841 года. Но широкого распространения эта схема тогда не получила.

Первые продажи еn primeur в прошлом веке произошли по обе стороны Атлантики в 1966 году. А начиная с 1980-х годов, когда наблюдалась целая серия хороших урожаев, совпавшая с благоприятным состянием мировой экономики и резким ростом интереса к качественному вину, кампании еn primeur стали устраиваться ежегодно. Тогда же широкой публике стали доступны оценки молодых вин от представителей винной торговли и специализированной прессы, на основании которых возможные покупатели могли уже судить о потенциале этих напитков.

Сегодня примерно 700 шато предлагают свои вина по модели еn primeur, включая многие, но не все лучшие хозяйства района.

Официальные дегустации для прессы и винных критиков, которые проходят исключительно вслепую, проводят два крупных объединения Бордо - Union des Grand Crus и Cercle Rive Droite.

Почему эта практика прижилась? Да наверное потому, что она имеет целый ряд положительных сторон как для производителей, так и для покупателей. Давайте их рассмотрим:

Производители

Хозяйствам постоянно нужны наличные средства. А где их взять? В банке под процент - не всегда удобно и выгодно. А тут деньги приходят практически сразу - через полгода после того, как виноград был убран. Получается, что нет необходимости ждать два года, пока готовое вино можно будет продавать.

Сегодня, при огромном разнообразии вин на рынке, продажи еn рrimeur гарантируют реализацию продукции хозяйств в условиях жесточайшей конкуренции.

Возможность сгладить подъемы и падения цены и спроса на свою продукцию, которая относится к классу сельскохозяйственной и чье качество и количество, соответственно, подвержено изменениям, порой драматическим, в связи с погодными вариациями различных лет. Ведь шато продают свое вино негоциантам как в хорошие, так и в плохие годы.

 

Покупатели

Это дает возможность потребителям покупать вина по начальной отпускной цене, которая, как правило, но не всегда, наименьшая из возможных.

Такая покупка гарантирует получение определенного вина, которое в будущем возможно будет сложно приобрести из-за небольших объемов производства или высокой цены.

Покупатель становится владельцем вина сразу после производителя, то есть точно известна история производства и хранения данного напитка (провенанс) от подвала производителя и до бокала покупателя.

Это позволяет покупателю выбрать размер бутылки, который указывается при размещении заказа, в которой вино будет доставлено. Особенно это важно для нестандартных бутылок.

Это хорошая модель для инвестирования, если правильно угадать с хозяйством и урожаем. Цена в этом случае значительно ниже той, по которой это вино появится позже на прилавках магазинов. В любом случае это выгоднее, чем ждать, когда это вино купит посредник и накрутит свой интерес.

Однако, система еn primeur не идеальна и у нее есть свои недостатки. Вот некоторые из них:

Производители

В хороший год цены на вино могут резко пойти вверх уже после того, как шато продали свое вино негоциантам, и те могут получить больше прибыли, чем хозяева поместий. Чтобы свести недополученную прибыль к минимуму, шато сейчас продают вино партиями, или траншами. Причем цена каждого последующего будет зависеть от того, насколько успешно продавался предыдущий.

Если шато начало продавать свое вино по модели еn primeur, оно уже в той или иной мере завязано на этой системе. А если шато захочет перейти к варианту продажи уже бутилированного вина, то оно лишается притока наличности как минимум на два года.

Покупатели

Для потребителей вин по системе еn рrimeur это мероприятие столь же привлекательно и авантюрно, как и поездка в Лас-Вегас. И здесь и там можно выиграть, а можно и нет... Покупая молодое вино потребитель не получает гарантии того, что образец вина из бочки будет таким же, как вино в бутылке, полученное впоследствии. Между этими событиями очень сильно влияние винодела на конечный результат.

Аналогичная непредсказуемость и с точки зрения инвестиций. Совсем не обязательно, что вино через два года станет дороже, чем была его цена в момент кампании еn рrimeur. Непредсказуемость экономики может влиять и на флуктуации цен на вина, хотя наблюдения подсказывают, что в последнее время топовые хозяйства Бордо стабильно растут со временем в цене и приносят хорошую прибыль.

Сколько вина продают хозяйства в кампании еn рrimeur? Если урожай средний по качеству, то владельцы хозяйств пытаются продать таким образом побольше, влоть до 95% всего вина данного года. В хорошие винтажи в кампанию еn рrimeur может реализовываться порядка 70% урожая. Здесь также важно, насколько владелец шато нуждается в наличных деньгах.

Как организуется кампания еn рrimeur? Приехавшие эксперты, инвесторы и критики останавливаются как в шато, так и в ближайших гостиницах. Не все винные критики оценивают напитки в местах «общей» дегустации. Есть особо привилегированные товарищи. Так Роберт Паркер в основном работает в лаборатории Мишеля Роллана в Либурне, иногда перемещаясь в некоторые хозяйства. Джеймс Саклинг, когда приезжал в Бордо как европейский шеф-редактор журнала Wine Spectator, предпочитал оставаться один на один со своими впечатлениями и оценивает образцы в гостинице.

Каждый вечер в каком-нибудь шато устраивается торжественный обед при свечах и смокингах. Имея за спиной несколько веков опыта винного маркетинга, бордосцы стали большими мастерами по части организации подобных шоу, призванных произвести впечатление на гостей мероприятия.

Поскольку сами покупатели не могут попробовать вина из бочек, то успех кампании зависит в первую очередь от того, насколько убедительными были рекомендации экспертов. В этом случае повышается важность винных критиков.

Что интересно, если в Бордо эта система работает уже очень давно и успешно, то в других винных регионах она как-то не привилась. Хотя очень может быть, что если и в других регионах эта модель начала бы функционировать, нашлось бы много любителей вина, которые захотели бы переключиться с вин Бордо на что-нибудь другое.

 


Материалы по теме:

Порочная практика

 


Автор: Михаил Бабинский

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.