Порочная практика

4-8 апреля в Бордо пройдет ежегодное мероприятие en primeur, когда в этот винодельческий район Франции съедутся винные критики и эксперты со всего мира, чтобы продегустировать из бочек вина последнего урожая 2010 и дать им первую оценку

 

Однако еще до начала этого события начали появляться первые дегустационные оценки нового урожая - см. материалы «Бордо 2010: Первые впечатления» и «Кто на Паркера?»

В преддверии кампании en primeur известный британский винный критик Дженсис Робинсон на своем сайте jancisrobinson.com высказала свое отношение к данному мероприятию. У нее, что называется, «накипело». Дженсис предлагает отказаться от существующей порочной практики, когда сначала эксперты и критики выставляют свои оценки продегустированным молодым винам, а уже потом владельцы хозяйств объявляют о своих отпускных ценах на них. Робинсон обоснованно полагает, что, зная о высоких баллах, полученных их винами, шато устанавливают и высокие отпускные цены на них. Дженсис настаивает на том, что не стоит ставить «телегу впереди лошади». Пусть сначала будут объявлены цены, а потом уже и специалисты выскажут свое мнение о молодых винах. От такой ситуации прежде всего выиграют потребители, а нынешняя ситуация на руку производителям вина.

«Раньше я и мои помощники старались как можно быстрее опубликовать свои оценки нового урожая, поскольку мы полагали, что они могут быть полезны для обычных любителей вина. Но у этой «медали» есть и обратная сторона. Этой информацией умело манипулируют владельцы хозяйств, посредники (courtiers) и виноторговцы, формируя цены на вина», - говорит Робинсон. В качестве примера она приводит Бургундию.

«Когда я недавно опубликовала мои оценки вин нового урожая для бургундских вин, цены на них уже были объявлены, не ожидая моих и баллов других специалистов. Значит так может быть! Почему не в Бордо? По винам Бордо мы публикуем свои оценки за недели, а порой и месяцы до того, как владельцы хозяйств решат, так по каким же ценам они будут реализовывать свою продукцию. Я чувствую себя участником игры, цель которой выманить как можно больше денег из карманов потребителей», - продолжает она.

Ее предложение сразу прокомментировали многие. Конечно, владельцы хозяйств Бордо в первую очередь ориентируются на оценки Роберта Паркера. Его влияние в районе наибольшее и безоговорочное. Он обычно публикует свои оценки ближе к концу апреля. Уже доказано и даже приблизительно подсчитано, насколько каждый дополнительный балл Паркера влияет на рост цены и будущего спроса протестированного им вина. Правда, это не в полной мере относится к азиатским покупателям, для которых пока имя бренда важнее баллов Паркера (см. материал «Бренды против Паркера»).

Паркер заявил, что осуществить предложение Робинсон в этом году уже невозможно. Кроме того, он считает, что заставлять всех критиков действовать одновременно и согласовано - пойти на некий «тайный сговор». Впрочем при этом он не исключает, что в нем в данном случае говорит его юридическое образование. «Я предпочитаю оставаться независимым как от производителей вина, так и от винных журналистов», - такими словами винный гуру заканчивает свой ответ.

Гай Вудвард (Guy Woodward), редактор журнала Decanter, так прореагировал на предложение Робинсон:

«Трудно будет сделать одинаковый для всех подход. Каждое издание, каждый критик всегда преследуют свои цели, которые им ближе. Предложение Дженсис возможно будет реально осуществить уже в следующем году. Правда всегда найдется кто-то, кто захочет опередить коллег по цеху и «выстрелить» первым. Но если наиболее известные имена в винной области прийдут к соглашению - это вполне возможно. Для меня раннее выставление оценок винам кажется меньшим злом, чем то, что эти вина тестируются чересчур рано, еще до того, как будет принято решение о составе окончательной смеси. Это оставляет возможность для манипуляций в дальнейшем. Молодые вина со временем могут продолжать развиваться в ту или иную сторону, и баллы, которые были ими получены во время кампании en primeur, могут не отвечать качеству вин, когда они достигнут винных полок магазинов. Образцы из бочек весной этого года могут быть совсем не тем вином по качеству через 1,5-2 года, когда оно окажется в бутылке».

Исполнительный редактор журнала Wine Spectator Томас Меттью (Thomas Matthews) говорит:

«У меня нет такой уверенности, что критики столь значительно влияют на спрос и ценообразование в Бордо. Бордосцы сами склоняют, порой силой, винную торговлю и, в конечном счете, потребителей покупать их вина en primeur, пока они еще в бочках и относительно доступны большинству потребителей. Вы беспокоитесь, что поставленные критиками высокие баллы являются соблазном для производителей ставить более высокие отпускные цены на свои вина, чем они планировали до этого? Возможно. Но высокое качество заслуживает соответствующей цены. Более важно то, чтобы критик был независимым и объективным, чтобы дегустации проводились «вслепую», когда имя производителя и цена вина были бы неизвестны дегустатору. В какой-то степени низкие оценки могут удержать хозяйства от роста цен, но как много подобных случаев было в последние годы? Возьмем в качестве примера урожай Бордо 2007. Низкие баллы того года мало повлияли на винные цены - они оставались высокими. И только экономический кризис 2008 стимулировал падение цен. Баллы и цены не связаны напрямую, хотя некоторое влияние, возможно, существует».

А вот справедливое замечание одного из пользователей сети:

«Надежда на то, что невысокие баллы экспертов снизят цены на вина наивна. Это все равно, что ожидать, что если какой-то критик поставит низкие оценки блюдам в каком-то ресторане, то его владельцы сразу уменьшат их цену. Или если отзыв о новом фильме оказался не очень лестным, то кинотеатры сделают дешевле билеты на сеансы».

Пришло также предложение сначала публиковать только дегустационные описания вин без выставления численных оценок в баллах. Но тут уже Робинсон говорит, что технически это сделать сложно.

Кто поддерживает Робинсон в ее начинании? Ну, например, Anthony Hanson MW:

«Знаете ли вы другие области деятельности в мире искусства или бизнеса, где производители, торговцы или артисты могли бы так манипулировать медиа, чтобы накачивать цены на свою продукцию еще до того, как она появилась на рынке? Если Twitter спровоцировал революцию в Египте, неужели он бессилен против района Chartrons в Бордо, где сосредоточены винные склады негоциантов?».

Чтобы предложение Робинсон заработало, надо чтобы ее поддержали основные винные критики, кто так или иначе причастен к оценке вин Бордо.

Это возможно? На сегодняшний день нет. У каждого специалиста своя «правда». Мир винной критики раздираем страстями, завистью, алчностью и другими не лучшими чертами человеческой натуры. Время покажет, будет ли Робинсон «белой» вороной в «черной» стае винной критики или за ней, как за вожаком, потянутся все заинтересованные стороны?

Сможет ли быть реализовано предложение Робинсон по задержке с публикацией оценок экспертов до того, как будут объявлены цены на вино нового урожая в следующем году - сказать сложно. Даже если это произойдет, бордоские шато уже давно практикуют систему продажи своих вин отдельными партиями - траншами. Сначала выпускается на рынок небольшая партия вина нового урожая по некоторой цене. Если владельцы хозяйства видят, что вино быстро раскупается, то уже второй и последующие транши будут реализовываться по более высокой цене. Кроме того, надо принимать во внимание и силу винных торговцев Бордо, которые по-прежнему хотят контролировать весь процесс, чтобы получать наибольшую выручку.

 

 

Справочная информация:

«Еn рrimeur» - французское слово, означающее «в молодости» и описывающее процесс покупки вина, прежде чем оно будет разлито по бутылкам, непосредственно у шато весной следующего года после урожая.. Каждую весну журналисты, брокеры и виноторговцы собираются в Бордо, чтобы попробовать молодое вино из бочек. На основе этих дегустаций владельцы шато, брокеры и торговцы назначают цену винам. Затем эти вина будут разлиты по бутылкам и доставлены потребителям через 18-24 месяца, когда они закончат свой цикл выдержки на винодельне. После получения оценок рынок замирает в ожидании первых траншей, когда шато выставят на продажу свои вина и определят цены на них. Первыми, в середине апреля, свои продукты выставят неклассифицированные виноделы, а последними, к концу мая, цены объявит первый эшелон. Mолодое вино нового урожая, находящееся еще в бочках. - достаточно хорошее средство для финансовых инвестиций. Хотя бы потому, что купить его выгоднее, чем тогда, когда это вино купит посредник и накрутит свой процент.

 

 

Материалы по теме:

Кто на Паркера?

Бордо 2010: Первые впечатления

Бренды против Паркера

En primeur

 


Автор: Михаил Бабинский

От редакции
По материалам jancisrobinson.com, winediarist.com и erobertparker.com
  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.