Это картина русского художника Михаила Врубеля. Такая репутация Сальери в значительной степени основана на его образе в художественных произведениях: драме Пушкина «Моцарт и Сальери» (1831), поставленной по ней опере Римского-Корсакова (1898), пьесе Питера Шеффера «Амадей» (1979) и основанному на ней американскому фильму Милоша Формана «Амадеус» (1984).
Взаимоотношения Моцарта и Сальери были неровными, и известно несколько резких высказываний о Сальери, принадлежащих самому Моцарту и его отцу. Однако высказывания эти по большей части относятся к началу 1780-х годов и не отличаются от обычных отзывов темпераментного Моцарта о музыкантахконкурентах. В то же время в последнем письме Моцарта жене (14 октября 1791 года) он уделяет большое внимание посещению Сальери представления «Волшебной флейты», описывая восторженную реакцию Сальери как нечто весьма важное для себя. Однако надо отметить, что все, что касается взаимоотношений Моцарта и Сальери, основано на слухах, а именно - что Сальери завидовал Моцарту, что он публично освистал его «Дон Жуана», что Сальери якобы сам признался в отравлении Моцарта.
Некоторые газеты и журналы писали, что Сальери, когда он находился в больнице для умалишенных, сам кому-то признался в своем злодеянии. Однако до сих пор никому не удалось установить, кому собственно Сальери признался. Санитары больницы, где он находился в конце жизни, отрицали этот эпизод. В целом нет оснований полагать, что между Моцартом и Сальери существовала какая-либо особая вражда. Происхождение легенды о Моцарте и Сальери имеет, по-видимому, национально-политический подтекст: на рубеже XVIII-XIX веков музыкальным критикам и первым биографам Моцарта было важно подчеркнуть верность музыки Моцарта своей, австро-немецкой традиции, противопоставив ее итальянскому влиянию. Олицетворять итальянский уклон в венской музыке был избран Сальери как наиболее авторитетный композитор итальянского происхождения, что вряд ли можно считать правомерным: Сальери жил в Вене с 16-летнего возраста и в музыкальном отношении был гораздо ближе к немцам, чем к итальянцам. Тем не менее имя Сальери во многом стало нарицательным для обозначения зависти неталантливого человека к несомненно талантливому.
Некоторые историки музыки считают, что если до Пушкина имелись лишь сплетни, то сама легенда об отравлении Моцарта могла возникнуть только благодаря великому русскому поэту. Как эта легенда создавалась?
Известно, что первые сведения о пьесе Александра Сергеевича стали появляться в 1826 году, когда Пушкин, вернувшись из михайловской ссылки в Москву, установил контакт с группой молодых литераторов, художников и эстетов и упомянул в разговоре с ними, что у него есть сюжет о Моцарте и Сальери. Были это первоначальные наброски произведения или нет, неизвестно. Точно установлено, что окончательный свой вид пьеса, ставшая памятником мировой литературы, приобрела в Болдине, когда Пушкин почти одновременно с ней создал несколько других произведений, которые сейчас называются «Маленькими трагедиями» (сам Пушкин предпочитал название «Опыт драматических изучений»).
Многое Пушкин добавил сам. Например, по пьесе Сальери держал яд при себе целых 18 лет. Даже сейчас трудно сказать, отравление Моцарта - это правда или миф. Но то, что Моцарт отдавал предпочтение вину, а не прочим алкогольным напиткам, и довольно часто излишествовал - известно совершенно точно. Но, как известно, гениев не судят.
|
18:31 19/02/2010 За столом в темном венском трактире – Моцарт и Сальери. Отвернувшись, Моцарт начинает правой рукой что-то играть на фортепиано. Левой рукой Моцарт тянется к бокалу с вином, в который Сальери подливает яд. На лице коварство, ненависть и зависть >>
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.