«Я ожидала увидеть на столах большое количество винных бутылок и бокалов. Ничего этого не было. Из емкостей для вина имелись только маленькие флаконы-пробирки. Наверное, это будет еще интереснее подумала я про себя.
Человек, сидевший за столом, был Александр Шмит (Alexandre Schmitt). Про него нельзя сказать, что он только винодел или энолог. Он еще и парфюмер. Сам себя он называет Создателем Парфюмерии и Экспертом по Винным Ароматам. Его задача - помогать людям, работающим в винной индустрии, уметь выразить то, что они нюхают, когда опускают свой нос глубоко в винный бокал. Все пробирки, которые он принес с собой, содержали эссенции различных масел.
«Это все реальные ароматы, которые можно почувствовать. Это не тот случай, когда можно сказать, что это субъективный аромат, который чувствую так только я, а другие его могут и не заметить», - говорит он.
Вот уже несколько лет Александр периодически наезжает в долину Напа, чтобы провести практические занятия по винным ароматам. Спрос на его семинары растет, и все больше времени он проводит в США.
Путь Александра как эксперта по винным ароматам начался около 15 лет назад. Родился он в Бордо и поначалу выбрал изучение точных наук, а совсем не энологии. Но к своей учебе всегда подходил креативно, нестандартно и в итоге сумел закончить престижный Institut Supérieur International du Parfum (ISIP) в Версале.
«Мне очень нравилась учеба. Еще молодым человеком я старался всячески развивать свою способность определять и фиксировать окружающие меня запахи».
По окончанию института Александр пошел работать в большую парфюмерную компанию в Париже. А на вопрос, какие духи или одеколоны ему удалось создать, последовал довольно обескураживающий ответ: «Я трудился над менее гламурными продуктами, такими как шампуни или моющие средства. После нескольких лет подобной работы я стал ее даже немного ненавидеть. Это чисто техническая работа, когда приходится выполнять функции простого химика. Минимум творчества и интереса. Правда, надо сказать, что в парфюмерной индустрии только 5% бизнеса занимается непосредственно созданием духов. Остальные 95% ищут ароматы для туалетных принадлежностей, шампуней, косметики или губной помады».
Разочарованный тем, что он не может заниматься креативной работой, о которой он так мечтал, Шмит вернулся в родное Бордо, но совсем не для того, чтобы помогать создавать вино, а писать книги. Но в Бордо все так или иначе связано с вином.
«В одном из шато меня попросили поработать вместе с ними, поскольку, как создателю парфюмерных ароматов, мне приходилось запоминать большое количество различных запахов, всего около 1500, а обычный винодел как рядовой человек может различить их не более 50. Так началось мое вовлечение в мир вина. Чуть позже одним из моих заказчиков стало знаменитое помрольское хозяйство Petrus. Правда, там меня сразу предупредили, что за мою работу деньги они платить не будут. Но я мог брать несколько бутылок их вина и работать с ними дома. Меня это вполне устроило. Это было не самое плохое место, чтобы познакомится с вином». Все это было порядка 20 лет назад.
Александр единственный в мире на сегодня, кто дает уроки ароматики для виноделов и винных профессионалов. Сейчас он консультирует хозяйства по всему миру, помогая виноделам создавать их смеси. «Я часто повторяю им, что я не винодел и не собираюсь вмешиваться в их работу. Я просто оцениваю исходные вина по аромату и текстуре, смешиваю их небольшие порции, как делал это когда-то, создавая новые ароматы в парфюмерной индустрии».
«Нюхательные» способности Шмита, его участие в создании финальных винных смесей нигде не указывается за исключением одной испанской винодельни Ysios, которая упомянула имя Александра на этикетке своего вина Ysios 2007 Esencia de Ysios Alexandre Schmitt, сделанного из сорта темпранильо в Риохе.
Я спросила Александра, что общего находит он между вином и парфюмерией? Он ответил, что между этими двумя субстанциями есть серьезные отличия. Например, уровень алкоголя: в парфюмерии работают с алкоголем крепостью 95%, в то время как в обычном вине его содержание редко превышает 15%. Именно поэтому в парфюмерии легче чувствовать ароматы, чем в вине. Пытаться идентифицировать отдельные винные ароматы - это все равно что выделить игру отдельных инструментов в большом оркестре.
«Но есть и сходства: и виноделие, и парфюмерия развиваются со временем. Если вино развивается в бутылке, то духи - на вашей коже», - добавляет он.
Для Шмита лучшее вино - это не то, которое изобилует ароматами, а то, где все они находятся в гармонии, подчеркивая и усиливая свойства других компонентов.
Но давайте вернемся к его уроку в калифорнийской винодельне. Александр погружает несколько бумажных полосок во флакончики и раздает их с просьбой попытаться присутствующим описать запахи, которые они чувствуют. Затем каждый говорит на что, по его мнению, похож аромат полоски. Задача Александра научить людей как можно точнее идентифицировать аромат, и что не менее важно, попытаться кратко его описать простым и понятным языком.
В общем, он совсем не похож на отрицательного героя «летучего царства запахов» Жана-Батиста Гренуя из знаменитого романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», по которому в дальнейшем был создал известный фильм.
|
10:27 02/05/2012 В дегустационной комнате калифорнийской винодельни Niner Wine Estates, что в районе Paso Robles, периодически проводятся лекции и практические занятия по знакомству с винными ароматами. Обозреватель huffingtonpost.com Мэри Орлин (Mary Orlin) решила посетить одно из таких занятий… >>
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.