Скандалы в мире вина. Коллекция Джефферсона

Large_jef_collection

Сладкий аромат обмана и жульничества пронизывает виноторговлю «с головы до ног». «Заправка» подлинной бутылки не тем вином, что указано на этикетке, наклейка поддельных этикеток, добавка неположенных ингредиентов… Так уж получилось, что на протяжении многих лет низкие скандалы и аферы сопутствуют прекрасному миру вина

 

Считается, что начиная с 1993 года порядка £150-200 млн было потрачено на нечестные проекты, предоплату несуществующего вина и поддельные покупки. Только вин Бордо знаменитого урожая 1945 года было продано значительно больше, чем их реально было произведено. И это не новый феномен. Еще Плиний-старший жаловался, что римская аристократия не была до конца уверена в том, что вино, которое им сервировали, было фалернским (см. материал «Фалернское»), а не дешевым напитком с ближайшего виноградника. В то же время в средневековой Германии тех, кого обвиняли в подделке вина, могли приговорить к клеймению, наказанию плетью и даже повешению. В наши дни, особенно в Китае, фальсификаторы остаются безнаказанными.

Эта серия материалов посвящена 10-ти самым громким скандалам в современном мире вина. О некоторых из них мы уже упоминали, но никогда не собирали все воедино. Итак, сегодня дело под №1. Пожалуй, самое громкое и запутанное, точка в котором не поставлена до сих пор.

 Коллекция Джефферсона

Началось все чуть более четверти века назад, когда уже известный в то время немецкий знаток и коллекционер вин, Харди Роденшток, в апреле 1985 года рассказал сначала нескольким своим друзьям, а после и средствам массовой информации, что он стал обладателем наиболее известных за всю историю бутылок вина. Якобы весной 1985 г. некто неизвестный позвонил ему и сообщил, что в Париже при сносе старого здания были найдены хорошо сохранившиеся бутылки вина. Они находились за замурованной стеной старого подвала и на них были указаны винтажи еще XVIII-го столетия! Уже это само по себе вызвало большой интерес среди коллекционеров, но на бутылках еще была и гравировка с инициалами «Th. J.», что указывало на их возможную принадлежность Томасу Джефферсону, послу молодого американского государства во Франции, а позже третьему президенту США.

Найденными бутылками заинтересовался известный британский винный эксперт Майкл Бродбент, бывший в то время главой винного департамента аукционного дома Кристис. Он и предложил Харди выставить пару из редчайших бутылок на торги. Остановились для начала на Шато Лафит 1787 года.

Чуть позже Роденшток передал эту бутылку Бродбенту, в лаборатории аукционного дома эксперты осмотрели ее и подозрений в ее подлинности не возникло. Торги состоялись 5 декабря 1985 года (если предположить, что это была подлинная бутылка, то на момент торгов ей было 198 лет!), а в качестве ведущего выступал сам Майкл. В конечном итоге бутылка досталась Кристоферу Форбсу, сыну Малькома Форбса, владельца одноименного журнала, за 105 тыс фунтов стерлингов или по тогдашнему курсу за $156450 - огромная сумма для того времени. Эта сумма долго была мировым аукционным рекордом - самой большой суммой, заплаченной за стандартную бутылку красного вина (хотя по форме она чуть отличалась от вида принятых сейчас бутылок). Дальнейшая участь этой бутылки была незавидной. Она была выставлена в частной коллекции Forbes, посвященной Томасу Джефферсону под мощным светом лампы. От ее тепла пробка в бутылке быстро пересохла и провалилась внутрь бутылки. Когда это обнаружили, то немедленно позвонили Бродбенту. Он сказал, что поскольку бутылка явно не предназначалась для того, чтобы ее выпили, то достаточно вставить новую пробку. Малькольм Форбс решил оставить все, как есть. Форбсы смирились с этим, хотя позже бутылку все-таки закрыли другой пробкой и залили сургучем. Все эти перепитии привлекли внимание буквально всего винного мира к «коллекции Джефферсона» и только подлили масла в огонь спора о том, являются ли найденные Роденштоком вина подлинными.

Этим ажиотажем не приминул воспользоваться все-тот же Бродбент, когда 4 декабря 1986 года (не хватило всего одного дня до первой годовщины аукциона Лафита 1787) он выставил на торги Кристис следующую бутылку «коллекции Джефферсона» - Шато д'Икем 1784. Бутылка ушла за 56 628 долларов, новый рекорд как самой дорогой бутылки белого вина (только недавно он был побит). Ее купил для Доди Аль-Файеда его представитель. Через 10 лет Доди вместе с принцессой Дианой погибнут в автокатастрофе в Парижcком туннеле Понт де'Альма. Через четыре месяца подошел черед аукциона следующей бутылки из той же коллекции - Марго 1784. Это был последний аукцион в котором участвовал Бродбент. У покупателей, плативших очень большие деньги за эти вина, как-то особенно и не возникало подозрений в том, что данные бутылки могут быть поддельными. Возможно происходило это от того, что здесь работал авторитет Майкла Бродбента. Его опыт, знания, многочисленные дегустации редких и старых вин, которые ему удалось попробовать, уважение со стороны коллег по цеху не вызывали сомнения: если Майкл заявил, что вино подлинное - значит это так.

Все это так и продолжалось до тех пор, когда в 1988 году Харди Роденшток частным порядком (не через аукцион, а через виноторговые компании) продал четыре «джефферсоновские» бутылки американскому коллекционеру Уильяму Коку (William Koch). Суммарно тот потратил на эти приобретения полмиллиона долларов. Кок поместил эти бутылки в свой огромный винный подвал с контролируемой температурой и на протяжении следующих 15-ти лет (!) периодически показывал своим друзьям, не открывая их. Будучи человеком очень тщеславным, он решил со временем показать свои разнообразные коллекции (у него широкий круг увлечений) широкой публике. Для этого в сентябре 2005 года была организована выставка в Бостонском музее изобразительного искусства, на которой предполагалось выставить экспонаты смешанной, достаточно разнородной коллекции Билла Кока, среди которых предусматривался и показ как минимум одной из 4-х бутылок из «Джефферсоновской» коллекции. Когда выставка открылась, посетители с удивлением обнаружили, что ни одной из этих бутылок выставлено не было. Что случилось? Бостонский музей попросил Кока предъявить документальные свидетельства подлинности представленных экспонатов, что и было сделано за исключением вин Джефферсона. Представитель Уильяма связался с мемориальным фондом Томаса Джефферсона в Монтичелло, штат Вирджиния, где находится усадьба бывшего президента и его мемориальный комплекс. Из фонда был получен ответ, что подлинность этих бутылок у специалистов фонда вызывает серьезные подозрения (между прочим, такой же ответ за 20 лет до этого получил и Майкл Бродбент на аналогичный запрос, но отрицательным мнением работников фонда он тогда пренебрег).

Отсутствие надежных исторических свидетельств подлинности «бутылок Джефферсона» заставило Кока отказаться от демонстрации их на выставке. Одновременно, он привлек большую группу специалистов и экспертов (благо, его финансовые возможности позволяли это), включая криминалистическую лабораторию ФБР, для проведения экспертизы гравировки на бутылках. Их заключение было единогласно. Сделать такого качества гравировку можно было только современным высоскоростным электрическим оборудованием с гибким валом набодобие машинки для сверления зубов. Во времена Джефферсона гравировочная машинка была с ножным приводом (электричества еще не знали) и ее скорости было явно недостаточно для такой тонкой работы.

30 августа 2006 года был подан иск в федеральный суд в Манхеттене «Кок против Роденштока». В нем утверждалось, что несмотря на то, что «Роденшток очарователен и жизнерадостен, он остается мошенником-виртуозом». Судебного решения по этому делу до сих пор не вынесено, прения адвокатов с обеих сторон продолжаются. Роденшток игнорирует этот иск, поскольку считает, что данный суд не имеет право заниматься данным делом и, кроме того, по его мнению, истек срок давности по такому роду исков. На сегодняшний день Билл Кок потратил на все это больше денег, чем он заплатил за четыре «джефферсоновские» бутылки. Немалые средства на судебные тяжбы уже ушли и у Роденштока. Многие задаются вопросом, а стоит ли продолжать дальше? «Да», - отвечает Кок.

Цель группы расследования, нанятой Биллом, кратко изложил один из ее участников: «Вы видели фильм с участием Леонардо Ди Каприо (в российском прокате он шел под названием «Поймай меня, если сможешь»)? Также как следователь в том фильме, которого играет Том Хэнкс, искавший лабораторию, где печатались поддельный чеки, мы хотим найти то место, где изготовлялись поддельные бутылки и печатный станок, на котором воспроизводились липовые этикетки». Кок добавляет, что не пожалеет никаких денег, пока не услышит судебный вердикт относительно Харди: «Этот парень - мошеник, и это будет для меня победа».

Истинная правда о «бутылках Джефферсона» пока полностью не раскрыта. Будет ли она вообще раскрыта - большой вопрос. С момента появления «коллекции» прошло четверть века, но так и не найдено абсолютно беспорных доказательств, что это истинные бутылки или что они на 100% поддельные (а может там и те, и другие?). Майкл Бродбент утверждает, что из тех бутылок, что ему удалось распробовать, шесть были аутентичными. Хотя у скептиков мнение Бродбента вызывает определенное недоверие, ведь он был втянут в эту историю достаточно серьезно, и имел определенный личный интерес, реализуя три бутылки через аукцион Кристис.

Заключение многих специалистов - если это были подделки, то выполнены они были очень опытным человеком (или группой людей), которые не были стеснены в средствах, материалах, инструментах, полиграфической и компьютерной технике.

В 2008 году Benjamin Wallace в американском издательстве Random House издает книгу «The Billionaire's Vinegar» («Уксус для миллионеров»), в которой косвенно обвиняет Бродбента в том, что своим авторитетом он покрывал подозрительные по происхождению бутылки и не провел более тщательной их экспертизы. Бордбент подал в суд иск о защите чести и достоинства на автора и издательство и выиграл его в Великобритании, хотя книга на Британских островах официально не распространялась, а попадала туда только благодаря интернет-торговле компании Amazon.com. Позже голливудский консорциум выкупил права на экранизацию книги и, похоже, в недалеком будущем фильм выдет на экраны. Если это произойдет, то судиться уже с Голливудом Бродбенту будет сложно - у того финансовые возможности на порядки выше, чем у британского винного эксперта. А кроме того, возможный скандал будет антирекламой Майклу, которая ему точно не нужна.

Если это и была большая афера, то есть шанс, что на смертном одре кто-то из ее участников раскается. Сколько осталось ждать? Знает только Провидение.

 

 

Материалы по теме:

Фалернское

Сутяга Кок

Дело Билла Кока

 

 


Автор: Михаил Бабинский

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.