Отравления почти всегда осуществляются тайно и преднамеренно. Они не относятся к числу преступлений, совершаемых в порыве страсти, импульсивно. Такое преступление не может не быть заранее спланировано. В мире, в котором сильный всегда подавляет слабого, яд - средство, которое уравнивает шансы сторон.
Яды были открыты еще в древние времена и использовались примитивными племенами как средство для быстрой смерти животного, на которого они охотились, или врага. Со временем использование ядов становилось все более продвинутым и изощренным, и древние люди начали разрабатывать специальные отравы.
Во времена Римской империи отравления обрушились на знатных патрициев как эпидемия. Есть свидетельства, что еще в 331 году до н.э. яд использовался во время обеда или в напитках (винах). Так, по доносу рабыни дело поступило в Сенат: у патрицианок Корнелии и Сергии были обнаружены различные снадобья, но они уверяли, что это лекарства, а не яды. Однако, когда их заставили проверить и доказать это на себе, они погибли. При расследовании было казнено 100 женщин-отравительниц. Упоминание об этом случае встречается у Тита Ливия.
Во все времена пойманные отравители жестоко наказывались, но расправы при помощи ядов все равно оставались одним из самых эффективных и «безопасных» методов сведения счетов со своим недругом или недоброжелателем. Тем более что яды и методы отравления постоянно совершенствовались. Впрочем, совершенствовались и способы защиты.
Стекло, рог и камни
Древние авторы давали советы, как избежать отравления во время обеда в гостях. Многие из этих превентивных методов основывались на религиозных верованиях и народных мифах, о чем подробно написано в статьях Иды Гадаскиной «Яды - вчера и сегодня».
Как поступить, если вы в гостях, но избегаете кушать подаваемые блюда и пить предлагаемые вина, хотя понимаете, что это политически глупо и неудобно? Рекомендовалось пить вино из «венецианского» стекла, которое по существовавшему преданию лопается, если в него налито отравленное вино. Или пользоваться рогом носорога в качестве кубка. Рог якобы обладал магической силой: он не переносил ничего нечистого и порочного, в том числе - и на этом зиждилась его слава как панацеи от отравленного питья. В присутствии яда рог как бы «потел».
Крымский хан Менгли-Гирей как-то прислал Ивану III перстень с частицей рога диковинного зверя из «Индустанской земли». Считалось, что, если к перстню прикоснуться языком перед началом трапезы, он охраняет от отравления. Кубки и чаши, отделанные этим рогом, якобы издавали «шипение», если в них наливали отравленное вино.
В качестве рога использовался и зуб нарвала, морского млекопитающего. Есть даже упоминание о том, что папа Климент VII в 1533 году подарил своей внучатой племяннице Екатерине Медичи подобный «указатель ядов» длиною в два локтя к ее свадьбе с Генрихом II, будущим королем Франции. Золотую оправу для него должен был сделать знаменитый Бенвенуто Челлини, ваятель и ювелир, которому в то время покровительствовал Климент VII.
В Германии кубки делались из горного хрусталя тоже неслучайно. Этот минерал, по поверью, распознавал яд, темнея и покрываясь дымкой. Считалось также, что если бросить в отравленное вино янтарную бусинку, то она становится пепельно-белой. Широко были распространены и емкости для вина в виде рога из слоновьего бивня, которые оправлялись в литое золоченое серебро и украшались драгоценными камнями. Такой рог назывался ритоном.
Можно было использовать драгоценные, безоаровые или жабьи камни. Безоаровый камень (от арабского слова «безодар» - «ветер», то есть вещество, рассеивающее силу яда) извлекался из желудка жвачных животных: антилоп, коз, лошадей и др. Заглатываемый камешек, волосы, шерсть или другие неперевариваемые предметы в желудке обрастали холестерином и превращались в камень, типичный для желчекаменной болезни. Ценился такой камень на вес золота, а иногда и дороже золота, равного с ним по весу. Безоаровый камень, например, был у английской королевы Елизаветы I. А в начале XIX века персидский шах даже прислал безоаровый камень Наполеону, но император сказал, что это пустое суеверие, и велел бросить камень в огонь. Вера в лечебные свойства подобных камней была так сильна, что знаменитый анатом и медик, лейб-врач французского короля Карла IX Амбруаз Паре, получив безоар из Испании, решил проверить его действие на придворном поваре, осужденном за кражу к повешению. Повар получил яд и погиб.
Еще одним «верным» способом избежать отравления считалось использование жабьего камня (куска базальта миндалевидной формы). По преданию, если таким камнем, вделанным в оправу кольца, помахать над едой или погрузить его в бокал с вином, то будет нейтрализован любой яд. Эти же магические свойства приписывались изумруду и аметисту. Можно было также растереть любой из этих камней в порошок и понемногу добавлять его в еду и питье как средство профилактики против ядов.
Очень часто драгоценные камни крупных размеров заранее вделывались в кубки, из которых в дальнейшем пили вино, именно для того, чтобы спасти владельца от отравления.
Вино и яд
Во все времена бокал вина являлся идеальным способом «доставки» яда в организм человека. Пьющий вино не может разглядеть в вине отраву, равно как и заподозрить то, что вино, помимо радости, может причинить вред. Трудно поверить в то, что в бокале, наполненном желанным напитком, притаилось зло. Тем не менее именно такое отношение к вину и позволило отравителям часто использовать его в своих злых умыслах.
То, что древние греки и римляне совершали по наитию, средневековые ученые мужи укоренили как надежный и проверенный метод. Так, согласно рекомендациям врача XII века Мозеса Маймонида простейшим способом было добавить яд в чистом виде или в форме соединения в сильно пряную, перченую пищу или в бокал с вином. Сильный аромат и вкус вина, а также его текстура прекрасно маскируют горький вкус и консистенцию яда.
В 1590 году был опубликован трактат Neopoliani Magioe Naturalis, где детально описывалось искусство использования ядов и эффективные методы отравления при совершении самоубийства. Согласно этому труду, наилучший способ убить кого-то с помощью яда - это добавить его в чашу с вином, поскольку в нем он хорошо ассимилируется, растворяется и его трудно разглядеть, особенно если вино красное.
Вкус и аромат вина перебивают и маскируют характеристики ядов. Вино также способствует максимально быстрому проникновению отравы к наиболее важным жизненным органам - сердцу, легким, мозгу. Предлагался даже рецепт смеси под названием Veninum Lupinum, в которую входили аконит из семейства лютиковых, тис ягодный, негашеная известь, мышьяк, горький миндаль и порошкообразное стекло, смешанное с медом, - конечный продукт представлял таблетку размером с орех.
В книге Питера Малкинниса «Тихие убийцы» рассказывается о том, что среди эллинистических государств Малой Азии известность приобрело Понтийское царство, расположенное на южном берегу Черного моря (Понта Эвксинского). Его царем был Митридат VI Эвпатор, 114-63 годы до н.э. Даже после кончины история его жизни сохраняла свое особое очарование для граждан Древнего Рима, особенно для Плиния.
Митридат испытывал различные яды на преступниках, осужденных на смертную казнь, и он же проверял и противоядие от этих ядов, причем приказывал употреблять противоядие либо до приема яда, либо сразу же после этого. Митридат и сам, чтобы избежать участи своего отравленного отца, систематически принимал растительные яды маленькими дозами, дабы развить в организме «привыкание» к их действию. Кстати, до сих пор привыкание к ядам токсикологи называют митридатизмом, а рецепт противоядия получил название «митридатум».
Царь ревностно охранял его тайну, пока римский полководец Помпей, вторгшись в Понт и захватив дворец Митридата, не обнаружил там исписанные рукой царя листочки, которые и увез с собой в Рим. Позже Плиний обнародовал этот рецепт Митридата: в нем 54 вида ядовитых ингредиентов. Предание гласит, что, когда Помпей вошел в пределы царства и стал одерживать победу за победой, Митридат попытался покончить с собой, приняв яд. Однако он не подействовал, возможно, благодаря противоядию, которое царь принимал долгие годы. И тогда Митридат приказал своему телохранителю заколоть себя мечом.
Чудовищная волна отравлений, захлестнувшая Европу во время позднего Средневековья, привела к тому, что люди, не доверявшие друг другу, искали всевозможные средства для предупреждения отравления. Древним правилом было иметь в хозяйстве дегустатора пищи и вина. В эту эпоху такие «пробователи» были при дворах всех европейских светских и церковных владык.
В Русском государстве до XVIII века должностным лицом, ведающим винными погребами, разливающим и подносящим напитки на пиру, был виночерпий или чашник. Прежде чем вина доходили до царского стола, они попадали на питейный поставец, и их отливали и пробовали ровно столько раз, в скольких руках они побывали. Последним, на глазах царя, пробовал вино чашник, отливая себе из государева кубка в специальный ковш.
Обычаи и советы
Примерно в VI веке до н.э. в Древней Греции возник обычай при потреблении вина произносить тосты за здоровье присутствующих гостей и чокаться бокалами. Такая практика имела сугубо практический смысл: когда хозяин наливал вино своим гостям из общей емкости, то при чокании оно выплескивалось из одного кубка в другой, показывая, что в нем нет яда. Со временем это стало символом дружбы, но изначально...
Рекомендовалось принимать вино и еду только от надежных людей, пить и есть только там и то, в чем вы совершенно уверены, а также пользоваться амулетами и талисманами. Кстати, начиная с древних иудеев, они широко использовались как защита от многих бед, в том числе и от ядов. Помогали также, по мнению древних авторов, заклинания и молитвы.
Как известно, Римско-католическая церковь 27 декабря отмечает праздник святого апостола Иоанна Богослова. Согласно легенде, на Последней Вечере ему была протянута чаша с отравленным вином, которую он благословил, после чего яд поднялся из чаши в форме змеи, а вино очистилось.
У ядов долгая история, не имеющая ничего общего с благородством и честью. Ядом могут воспользоваться опасные преступники, циничные политики или оголтелые безумцы, чтобы убрать со своего пути собратьев, таких же людей, как они сами. Увы, такова природа человека. К сожалению, история оставила немало свидетельств известных отравлений с использованием вина.
Материалы по теме:
|
17:33 01/02/2010 Если вино на протяжении веков сопутствовало радости, открытости, веселью, то яд, наоборот, являлся символом коварства, подлости, злого умысла, преступления. В этой серии материалов я расскажу о том, что может быть общего у вина и яда и как они сосуществовали на протяжении человеческой истории >>
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.