В то время Френсис Дрейк (1540-1596) уже был знаменит как мореплаватель, корсар, вице-адмирал времен королевы Елизаветы I. Он стал первым англичанином, совершившим кругосветное плавание в 1577-1580 годах. За эти и другие заслуги королева удостоила его рыцарского титула и в 1581 году перед его именем появилась приставка «сэр». А временами он был простым пиратом, которому нравилось грабить чужие корабли. Не гнушался он ничем: золото, шелк, парча, хлопок, рабы и вино. Так в 1578 году он захватил судно, которое перевозило из Чили в Перу 1770 бурдюков из козлиной шкуры с вином - хорошая репетиция перед более крупной добычей в Андалусии.
Хью Джонсон в своей книге «История вина» ссылается на один источник, в котором говорится о том, что «в городке Jerez жил уважаемый моряк Дрейк, который любил Испанию и имел там свой достаточно успешный бизнес. Однажды он поссорился с местным жителем, который прилюдно ударил Дрейка в лицо. Это взбесило Френсиса так, что он сразу покинул город, и дальнейшая его ненависть к Испании уже не знала границ. Если бы не случилось этого инцидента, возможно Дрейк никогда бы не покинул Испанию, и его имя так и не вошло бы в историю». Но это случилось, и трудно представить себе, зная нрав Дрейка, что он не ответит ударом на удар, только многократно сильнее. У него представилась такая возможность.
Отношения между Англией и Испанией во второй половине XVI века становились все напряженне. Испанский «бык» все больнее кусал английского «бульдога», к тому же стало известно, что испанский король Филипп II начал готовиться к вторжению на Британские острова. В то время Cadiz был крупнейшей военно-морской верфью в мире и почти все корабли Великой армады строились именно там. Дрейк хорошо знал местное побережье. Говорят, что испанские матери часто говорили своим детям в качестве присказки: «Mira que viene el Draque» («Будь осторожен, Дрейк где-то рядом»).
29 апреля 1587 года английская эскадра незаметно вошла в залив города Кадис. Ее моряки высадились на 32 испанских корабля, многие из которых были еще не достроены, выкинули в море то, что на них было, а затем подожгли. Среди сожженых испанских галеонов был 1400-тонный флагманский корабль адмирала Marques de Santa Cruz, который вскоре после этого умер, как говорят от разрыва сердца. Эту акцию сам Дрейк потом назвал «подпалить бороду королю Испании». Имелось в виду, что борода все равно отрастет. Так произошло и с испанским флотом. Его вторжение в Англию из-за налета Дрейка только отложилось на год, но не отменилось совсем.
После удачно проведенной операции Дрейк со своей командой уже готовы были отплыть домой, но тут ему стало известно, что в доках порта находится 2900 бочек вина, готового для отправки в Южную Америку. В разных источниках информация относительно размеров бочек не совпадает. Одни указывают, что это были бочки butt вместимостью 600-650 л каждая. А Дженсис Робинсон полагает, что это были бочки типа pipes на 550 л. Но это не столь важно, главное, что каждая полная бочка весила как минимум 800-850 кг. А всего вина в них было по самим скромным подсчетам 1,6 млн литров!
Дрейк знал, что на подходе находятся крупные силы испанского короля, которые двигались на помощь гарнизону Кадиса со стороны Севильи, но решил не отказываться от плана погрузить все вино на суда и забрать его в качестве трофея. На всю эту операцию ушло три дня.
Затем Дрейк благополучно вернулся в Англию, где захваченное вино было продано прямо в лондонских доках по высоким ценам. Френсис на этом сильно разбогател, но еще больше заработала его «спонсор», английская Королева Елизавета I. Потери от этой операции для виноделия Испании были значительными - похищенное представляло собой 10% годового производства вина всей страны, что больно ударило по казне испанского короля Филиппа II. Но зато на десятилетия резко подняло интерес к испанскому вину на Британских островах.
Что же за вино было в бочках? Его тогда называли «sack», от испанского глагола «sacar», означающего что-то «вывозимое», отправляющееся на экспорт. Это было крепленое сладковатое белое вино, производимое как внутри самой Испании, так и на Канарских островах. Основные объемы его производства приходились на район Jerez de la Frontera. С конца XVII века в Англии слово sack начало постепенно заменяться на Jerez, которое в английском трансформировалось в «шерри». Однако и в XVIII веке еще можно было услышать sack. В современных терминах то вино сравнимо с нынешней версией среднего Oloroso Sherry.
После рейда Дрейка и захвата испанского шерри едва ли в Лондоне осталась хоть одна таверна, которая бы не рекламировала в течение еще многих лет свое вино, как «настоящий Cadiz». Вино пользовалось большим спросом. Так известно, что когда Кромвель совершил официальный визит в Бристоль, ему подарили бочку шерри.
Не мог пройти мимо этого вина и Уильям Шекспир, который жил в эпоху Дрейка и был в Лондоне, когда туда прибыли суда с захваченным вином. В его произведении «Генрих IV» фигурирует персонаж Сэр Джон Фальстаф, устами которого было сказано, что если бы у него было тысяча сыновей, то первый человеческий принцип, которому бы он научил их, был бы отказаться от обычного пьянства и переключиться на sack. В любом случае, Френсис Дрейк наводнил английский рынок этим вином, с ним познакомились многие жители, которые до этого его не пробовали, и, таким образом, вырос долговременный спрос на шерри у англичан. Так что в определенной степени, испанцы должны быть ему благодарны.
|
13:36 26/08/2011 В 1587 году английский капитан сэр Френсис Дрейк (Francis Drake) во главе эскадры, состоящей из 24 кораблей, вошел в испанский порт Кадис (Cadiz). Его целью было разгромить и уничтожить вражеский флот, «Великую Армаду», которая заканчивала свою подготовку к нападению на Британию. Тогда то и произошел величайший грабеж вина за всю историю человечества >>
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.