Ценность Бордо

Эрик Азимов, обозреватель газеты New York Times, ниспровергает Бордо с пьедестала почета и призывает пересмотреть отношения к винам этого региона, в то время как Джеймс Саклинг, обозреватель журнала Wine Spectator полагает, что рано списывать Бордо со счетов - великий регион остается великим и, может быть, мы просто его не знаем?


Эрик Азимов

Вина Бордо все больше интересуют только коллекционеров, инвесторов, «звездные» рестораны, чьих клиентов не особенно заботят цены в винных меню, и все меньше обычных потребителей вина

 

Кажется странным, что столько времени и места посвящается винам, которые потребляет так мало людей. Что случилось? Причин этому много. Некоторые видят в Бордо символ степенности, корпоративных институтов, которые многие не любят в целом, и не только в мире вина. Конкуренция со стороны рынка дешевых вин. Изменения в демографии среди любителей вина этого региона Франции. Для молодых людей Бордо стало немодным, списанным напитком. Они были практически отучены от него. Появились новые интересы, вина других регионов - Бургундия, Луара, Италия, Испания. О винах Бордо говорят как о скучных, тяжеловесных и непривлекательных. Они приобретаются для статусности, как атрибут роскоши, а само содержимое бокала уходит на второй план. Но отсутствие интереса это не отражение слабой экономики, которая «потопила» продажи наиболее дорогих вин в последние два года. Вина Бордо потеряли лояльность и интереса к ним со стороны соммелье и владельцев винных магазинов, которые в основном и создают винную аудиторию. Дорогие вина хозяйств, тех что на слуху, всегда имели свой рынок, своих приверженцев среди представителей более старшего поколения. Без поддержки этих посредников к винам Бордо трудно будет обратить внимание молодого поколения. Восприятие Бордо современной молодежью - это что-то сравнимое с Rolex или Rolls-Royce. Менее дорогие, менее знакомые имена стали естественными точками интересов для молодых винных любителей. Трудно разыскать молодого соммелье, являющегося фанатом Бордо. В лучших барах Манхеттена, где одновременно разливают по бокалам 50 и более вин, чаще всего нет ни одного из Бордо. Для многих молодых соммелье и любителей вина новым стандартом и интересом стала Бургундия.

В отличие от Бордо, где многие самые известные хозяйства принадлежат крупным корпорациям или богатым, но постоянно отсутствующим владельцам, Бургундия полна хозяйств, включая и ведущие, представляющие собой небольшие бизнесы. Имея дело с Бордо, часто приходится работать с руководством среднего звена и специалистами по маркетингу. Вы никогда не можете быть уверены в том, кто делает вино. Намного легче посетить хозяйство в Бургундии и встретиться там всего с одним человеком, у которого на ботинках комья земли, пятна вина на руках и имя на этикетке.

Молодые люди склонны верить производителям, а в Бордо наблюдается обратное. В отношении Бордо пропала страсть, огонек, персональная связь. Как говорит один специалист, который занимается закупками вин для 15 ресторанов Нью-Йорка, 30 лет назад винная карта серьезного ресторана всегда предлагала большой выбор вин Бордо. Сейчас картина сильно поменялась, исключая, пожалуй, стейк-хаузы и очень дорогие рестораны. Хорошее Бордо может начинаться с $35-50 за бутылку в рознице, $85-100 в ресторане и дальше резко вверх. Это все значительно дороже, чем красные вина Луары или Альто Адидже из Италии.

Еще одним барьером между молодым поколением и винами Бордо является отсутствие харизматического защитника и популяризатора этих вин. Аудитория Роберта Паркера и других ведущих винных критиков стареет, она уже сформирована. Герои своего времени не стали кумирами молодежи.

В Бордо практически нет по-настоящему хороших вин. Я не говорю об очень дорогих винах, которые просто недосягаемы не только для рядовых, но даже для продвинутых любителей вина. Большинство вин Бордо - для любителей на самых ранних стадиях знакомства.

Как сказал один из владельцев бара в Манхеттенскои ресторане: «Если кто-то придет ко мне и попросит бокал хорошего Бордо, я для него открою бутылку и обслужу клиента, даже если мы и не продаем вина Бордо на розлив по бокалам. Но никто не просит меня об этом. Никто! И это печально!»

 

Джеймс Саклинг

Несмотря на то, что вина Бордо сильно растеряли свою загадочность, обаяние и шарм, они все еще имеют много сторонников

 

И хотя вина этого района и чересчур дорогие, их подлинное высокое качество и классическая привлекательность делают их незаменимыми. Они по-прежнему доминируют на рынке тонких вин. Имена лучших шато известны всем, они почитаемы и уважаемы. Как заметил Майкл Броадбент, на сегодня лучший специалист по этому региону: «Красное Бордо или кларет остается лучшим из всех напитков. Он помогает пищеварению, поддерживает чистоту наших артерий, успокаивает душу, стимулирует общение. Кларет работает на многих уровнях, от интеллектуального до чувственного».

Говорят, что Бордо потеряло престиж, но здесь есть целый новый мир недорогих и интересных вин. Мне жаль, что многие любители не могут их оценить. Более того, большинство этих вин делаются именно людьми с грязью на ботинках и пятнами вина на руках. Они одеты не в костюмы, а в джинсы и футболки.

Я понимаю, что у многих сложилось впечатление, что если вино из Бордо - значит оно дорогое. Это происходит, потому что средства массовой информации в первую очередь фокусируются на лучших хозяйствах района, на первом «эшелоне» производителей. Да, многие из них продают свои вина просто по астрономическим ценам, и лишь единицы могут позволить их себе. Но надо помнить, что лучшие хозяйства района были теми «локомотивами», которые тащили остальные вагоны. Они сделали престижными вина всего региона, позволив менее качественным образцам также быть проданными.

Я согласен, что топ-вина сказались на репутации Бордо, создав неверное представление о том, что все вина здесь дорогие. Возможно, лучшие хозяйства Бордо больше не продвигают весь район в целом, а только маленький его сегмент, около 2-3%. Продолжая образное сравнение, можно сказать, что «локомотивы» отцепили и они уехали дальше, а остальные вагоны уже давно оставили на станции стоять неподвижно. Но не надо забывать при этом следующее: первые хозяйства Бордо представляют собой лучших виноградарей и виноделов в мире. У них достаточно знаний и ресурсов, чтобы доводить вина практически до совершенства. Они являются примером для всех остальных виноделов в мире. Но это очень маленькая часть сегодняшнего Бордо.

А есть и другое Бордо, где большинство производителей района борются за то, чтобы сделать и продать свои вина, где цены на их простые красные и белые вина постоянно низкие. 50% всех вин Бордо продается у производителя в диапазоне $6 за бутылку и меньше. Балк-вино еще дешевле - $1-1,5 за литр. Бутылка минеральной воды из Франции стоит больше. Это сумасшествие!

Надо стараться ближе знакомиться с семейными винодельнями, с теми, кто постоянно работает на земле, в грязи и большинство их вин находится в пределах $20-40 за бутылку. Да, они расположены в менее престижных апелясьонах, таких как спутники St.-Emilion, - Côte de Blaye и Côte de Bourg, но их вина стоит знать и стоит пить. Это целый мир, где делают исключительные вина, которые приносят радость, вызывают интерес, и они не будут стоить вам целого состояния.

 

27 10