Салонный формат

Елена Порман, директор Московской международной выставки «ВИНО», о российском винном выставочном бизнесе, о планах на будущее и о том, как и почему в Москву пригласили Стивена Спурье…

Column-corner
Middle_elena_porman

 

Поскольку я в винном бизнесе уже фактически 15 лет, по мере того, как накапливался опыт работы, появлялось и понимание того, как выставочный бизнес устроен в других странах. Я посещала многие иностранные выставки, и в то же время была свидетелем того, как выставочное движение в нашей стране то возрождалось, то угасало.

Где-то пять лет назад пришло осознание того, что все попытки организовать какую-то устойчивую винную выставку в России ограничивались одним-двумя мероприятиями и благополучно исчезали в силу разных причин. Некоторые выставки позиционировали себя вместе с другими крупными и не выдерживали конкуренции. Некоторые не совсем правильно фокусировали свою цель и внимание. Винный рынок очень разнородный и нельзя объять необъятное. Надо четко разграничивать уровень качества той продукции, ради которой делаешь выставку.

Естественно надо использовать европейский и мировой опыт и смотреть, как это происходит у них. Не копировать его, а пробовать представить, что могло бы быть интересно здесь, потому что наш рынок находится на совершенно ином уровне развития. В силу совершенно объективных причин мы пока догоняем, и надо работать в том направлении, чтобы максимально приблизить наш рынок к европейскому.

В нашем конкретном случае мы заключили соглашение и сотрудничали с лондонской выставкой. Для нас она стала примером здорового интересного развития. Им 30 лет, они тоже начинали с 40 участников и выросли в одну из ведущих выставок. Как и многие другие бизнесы в Англии, эта выставка очень консервативна, ориентирована на собственный рынок и все, что там происходит, актуально именно для британского рынка. Тем не менее, этот рынок является одним из лидирующих в Европе - любая винодельческая страна и компания заинтересованы в том, чтобы заявить там о себе.

Однако я не могу сказать, что для России подходят выставки такого формата, как лондонская или аналогичные индустриальные (в хорошем значении этого слова) винные выставки вроде Vinexpo, Vinitaly и ProWein. Поначалу мы ориентировались на крупную площадку и хотели применить этот формат и в России, но потом на собственном опыте пришли к тому, что такой формат на сегодняшний момент существования рынка не востребован. Мы ушли от европейского международного формата к формату салона, что повлияло и на место проведения выставки - мы перебазировали ее из «Крокус Экспо» в «Лотте Отель».

Не стоит забывать и о тех обстоятельствах, в которых именно в этом году оказался винный рынок России, а именно проблемы с перелицензированием, из-за которых количество потенциальных участников было очень сильно лимитировано.

Сама идея выставки родилась осенью 2010 года, то есть где-то год ушел у нас на то, чтобы ее реализовать.

О программе и участниках

Мне кажется, что выставочная концепция должна быть посвящена не столько самой экспозиции, сколько программе мероприятий выставки. На мой взгляд, это не менее важная часть выставки, чем та выставочная площадь, где показывают и наливают. Тематическая выставка требует программы, требует экспертов, обсуждения, тематических дегустаций. Поэтому мы не хотели быть похожими, например, на Продэкспо, а стремились сделать так, чтобы наши экспоненты имели возможность не только себя показать, но и провести еще какие-то интерактивные мероприятия, пообщаться с посетителями и получить обратную связь.

Из российских участников сегмент импортеров премиальных вин для нас был основным, и именно их мы и привлекали в качестве экспонентов. Мы делали определенную ставку и на производителей качественных российских вин, но поскольку их пока немного, то не в плане объема экспозиции, а скорее в плане идеи. Российские экспозиции важны, они будут развиваться, но делать ставку только на них, мне кажется, в ближайшие пять лет вряд ли стоит.

Еще мы хотели показать, что винный бизнес это не только само вино, но и то, что его окружает. Мы сделали довольно серьезный акцент на том, чтобы продвигать вино не как индустриальный продукт, а как часть культуры, и значительное внимание уделили культурной составляющей.

Кроме того, создав выставку под названием «ВИНО», было просто необходимо, чтобы на фоне нашей антиалкогольной политики обязательно прозвучала тема умеренного потребления вина и ответственности. Мы всячески стремились пропагандировать то, что вино может и должно быть частью здорового образа жизни, в чем нам очень помогла европейская программа Wine in Moderation.

Стивен Спурье

Еще со времен работы для калифорнийского института вин я была наслышана о том мероприятии, которое Стивен Спурье в 1976 году провел в Париже. Кроме того, я познакомилась с организаторами выставки в Сан-Франциско, на которой основной идеей была та же знаменитая дегустация. Любопытно, что у них «Парижская Дегустация» была представлена как Тайная вечеря. Естественно, упоминался и сам Стивен Спурье. Вот такое стечение нескольких обстоятельств и привело к мысли, что Стивен нужен в Москве. Мы с ним встретились в Лондоне и договорились обо всем буквально за две минуты. Его заинтересовало мое предложение, и он сразу же сказал, сколько это должно занимать времени, какие должны быть вина, в какой ценовой категории... Я просто записала за ним несколько основных идей и мыслей и потом, уже в переписке, мы решили, как отбираем вина. Я направила предложение практически всем российским импортерам стать партнерами мероприятия. Откликнулось порядка десяти компаний, которые прислали по заданным критериям списки вин, и уже из этого списка Стивен выбрал 10 Шардоне и 10 Каберне. То есть кроме меня и Стивена полный список не был известен никому, и только те компании, которые предоставляли вина, знали, что такие-то вина от них, в то время как полного списка у них не было.

Я уверена, что явление Стивена в Москве - это не только важное событие для России, но и для всего мира. И к Москве и к российскому рынку в целом будет приковано пристальное внимание, особенно после того, как выйдет материал по итогам его поездки. Ему очень понравилось в России и, как мне показалось, реальность превзошла все его ожидания. Он человек очень неравнодушный к культуре, к местным традициям. Он побывал в Третьяковке, где ознакомился с русским искусством, с иконами. Он из тех людей, которые ценят атмосферу местности. Он сказал, что обязательно еще раз посетит Москву и Питер с женой, и я считаю, что его следующая поездка может иметь ознакомительный характер применительно к российским винам.

Когда ему задали вопрос о глобальных винных трендах, он ответил, что Россия - один из таких винных трендов. Он оценил русские вина как имеющие потенциал и... по крайней мере для человека, который никогда не был в России и русских вин не пробовал, они стали для него настоящим открытием.

Настоящее и будущее

Мы получили и продолжаем получать совершенно разные отклики о выставке. Всего было зарегистрировано почти 1100 человек, из которых 300-350 человек пришли и во второй день. То есть в сумме мы можем говорить о том, что за два дня выставки ее посетили 1400-1500 человек. Мы понимаем, что у каждого есть свое видение, поэтому обязаны взвесить все мнения и учитывать те, которые для нас имеют большее значение. Мы получили много хороших откликов и главное для нас то, что позитивно был оценен новый для России выставочный формат.

Конечно, были и негативные моменты. У нас, например, был всем очевидный организационный сбой в плане времени. В первый день график сдвинулся с самого утра, и в результате многие люди не смогли посетить вечернее мероприятие со Стивеном. Организационные накладки были и во второй день. Мы не совсем верно оценили, сколько времени требует подготовка того или иного мероприятия.

Еще посетители говорили, что хотели бы получить больше общения со Стивеном. Наверное, стоило бы провести какое-то отдельное мероприятие только со Спурье, но поскольку дегустации с ним заняли два дня и были довольно сложными в плане подготовки, проводить еще одно отдельное мероприятие, честно говоря, не представлялось возможным.

Мы создали выставку «ВИНО», чтобы развивать винный рынок. И в том или ином виде будем стараться эту деятельность продолжать. Сейчас у нас заканчивается этап оценки, как организационной, так и финансовой. С учетом полученных данных будут вноситься некоторые поправки и в формат, и в идеи. Я думаю, что в начале года, в январе, мы уже сможем объявить о том, что именно готовится на 2012 год. Впрочем, уже сейчас могу сказать, что будущие выставки будут проходить, скорее всего, в таком же салонном формате. Мне кажется, что этот формат дает более качественную аудиторию, дает более качественную возможность проведения программы.

Нельзя сказать, что в ближайшие годы винный выставочный бизнес будет благодарным занятием. Но он точно принесет удовлетворение тем, кто стремится к общению с интересными людьми, осознанию того, что делает какие-то вещи во благо идеи и для того, чтобы развивать российский винный рынок и привлекать к нему внимание.

 


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.