Глобализация буквально перекраивает существующие границы винной карты мира, прорываясь из Старого Света, где по-прежнему производится 2/3 всего мирового вина, в страны Нового, где и производство вина и его потребление находятся на подъеме
Вино стало глобальным феноменом. Винный рынок невероятно расширился и качество вина без сомнения значительно улучшилось. Его производят во все большем количестве стран и оно широко потребляется по всему миру. Исключение, пожалуй, составляют только страны, где по религиозным канонам оно запрещено.
«Наши небольшие локальные хозяйства превратились в мировых производителей товаров класса роскоши», - говорит Майкл Мондави, сын ныне покойного известного калифорнийского винодела Роберта Мондави.
Естественно, что больше всего вина потреблялось в стране производства и эти страны были в большинстве европейскими. Но начиная с 1980-х, когда резко упали транспортные и коммуникационные расходы, винная индустрия начала интернационализироваться. Началось поглощение и слияние транснациональных компаний, появились «летающие» виноделы и витикультуристы.
По иронии судьбы большинство глобальных брендов вин сегодня расположились по двум краям винного спектра или виртуального «винного прилавка». Верхнюю полку без сомнения занимают шампанское, топовые хозяйства и производители Бордо, Бургундии и Калифорнии. Их вина могут продаваться за сотни и тысячи долларов. Эти вина путешествуют по всему миру, добираясь до подвалов коллекционеров, хранилищ инвесторов, ценителей и прочих любителей вина в какой бы точке земного шара они не находились.
На нижних полках расположились дешевые и обычные (генерик) вина, которые в США могут стоить два доллара за бутылку, а в странах ЕС их можно купить еще дешевле - один евро за литр. Некоторые из этих вин разлиты в стандартные стеклянные бутылки, но для большинства используется другая тара: 1,5-литровые бутылки и картонные коробки различного объема.
Если статусные и дорогие вина поставляются во все уголки планеты, сколь дорого бы это ни стоило, то для генерик-вин вопросы стоимости доставки выходят на первый план. В последнее время были разработаны эффективные и дешевые технологии перевозки балк-вин в огромных контейнерах, что способствовало их доставке по всему миру с последующей расфасовкой в выбранную тару уже по месту прибытия. Дешевые вина в Китае (некоторые из них маркируются как «Китайское вино») проделывают долгий путь из Чили, в Канаде еще совсем недавно широко продавались вина с надписью «Cellared in Canada», которые на самом деле представляли собой иностранный балк. Даже калифорнийское Пино Нуар может быть родом из Лангедока во Франции, с севера Италии, или опять же Чили.
Большинство же вин, производимых сегодня, не относятся ни к верхней виртуальной торговой полке с премиальными напитками, ни к нижней с балк-винами. Они расположены где-то посередине и в основном потребляются рядом с местом их производства. Про такие вина не скажешь, что они глобальны, что сети их поставок опутали весь земной шар. Исключение составляет, пожалуй, только Британия, где своего вина производится мало и основа винного потребления в этой стране во всех ценовых категориях приходится на импорт. Вторым импортным винным рынком можно считать США. На условное третье место как крупный винный международный рынок можно поставить Германию. Но в этой стране все-таки предпочитают местное дешевое вино по евро за литр.
Когда говорят о винной глобализации мира, то в первую очередь имеют в виду силу денег и власти. Люди делают вино и этим зарабатывают себе на жизнь. Да, они при этом могут получать удовольствие от своего труда, но им надо оплачивать счета, растить детей и развиваться. Так что глобализация - не абстрактное понятие для виноделов, а кусок их хлеба. Появление новых потребителей вина, новых рынков с неизбежностью порождает все более жесткое соперничество между производителями.
Ну с деньгами все понятно. А как же власть? Борьба за будущее вина идет и во власти. Чья концепция вина будет доминировать в мире? Чьи вкусы и интересы будут диктовать моду и как следствие устанавливать цены?
Идет политическая борьба за то, чья «идея вина» будет главенствующей. Пример тому две страны - Франция и США, расположенные на противоположных краях винного спектра. С одной стороны Франция, удерживающая уже долгое время первенство по количеству потребляемого вина как в целом по стране, так и в первую очередь на душу населения (лишь в прошлом году в США было выпито в целом по стране вина немного больше). Сейчас в этой стране в год в среднем выпивается 75 стандартных бутылок на человека, хотя любой французский производитель скажет вам, что в его государстве катастрофически падает потребление вина в последние десятилетия, практически в два раза с 1965 года. Но в то же время пропорция вин уровня качества АОС за этот же период выросла в три раза. В стране говорят: «Les Francais boivent moins mais boinvent mieux» (Француз пьет меньше, да лучше).
С другой стороны США, где сейчас подушное потребление только 11 бутылок в год. США наоборот медленно, но верно становятся страной, где потребление с того же 1965 года выросло в три раза. Весь этот период происходил переход с низкокачественных, сладковатых, крепленых вин, сделанных непонятно из какого винограда, к сухим, изготовленным из европейских сортов. Падение потребления во Франции показывает, что в этой стране перестают относиться к вину, как к обычному дешевому напитку, большая часть которого в виде низкосортных вин выпивалось работниками на их пути на службу и обратно, в сторону качественной продукции. И в то же время в США рост потребления вина свидетельствует о том, что вино можно воспринимать как выбор стиля жизни.
Глобализация вызвала и изменение спроса на вино. Появились винные отделы в сетях супермаркетов, которые стали напрямую конкурировать с обычными магазинами, торгующими только алкоголем. Именно супермаркеты приучили потребителей предпочитать сильные и крепкие, сочно окрашенные вина с ярко выраженным фруктовым вкусом и красивой этикеткой, готовые к немедленному потреблению, старым добрым и тонким напиткам. Это вызвало создание новых брендов, а также способствовало выпуску большого количества однородного, очень похожего друг на друга вина год за годом. Производители Нового Света быстрее своих европейских коллег подстроились под новые вкусы потребителей и спрос на их вина начал резко расти. Доля винопроизводящих стран Нового Света выросла с 3% в 1980-х до 30% в 2009.
Чьи вкусы будут превалировать в мире вина в будущем? Французские вина географического происхождения или брендовые сортовые напитки Нового Света, как, например, Yellow Tail Shiraz или Mondavi Woodbridge Chardonnay? Выбирать нам, потребителям, но необходимо помнить, что на кону «душа» вина, его смысл.
|
Комментарии
Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.
Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.