Утекай или web 2:0

Александр Шумский рассуждает о проблемах на рынке винной периодики в мире и в России, а также надеется на появление качественных сетевых СМИ новой волны. Но как и раньше, преодолевать придется все те же преграды: нежелание импортеров работать на будущее, нетерпимость знатоков к новым поколениям и погоню бизнеса за сиюминутной выгодой

Column-corner
Middle_1264611950Shumskiy

 

Еженедельная колонка знаменитого британского винного журналиста Тима Аткина в воскресной газете Тhe Observer, посвященная вину, сокращена, хотя Тим ведет эту популярную рубрику с 1993 года. Аткин - один из самых известных британских винных журналистов, получивший за свои статьи множество престижных наград в области винной журналистики.

Другие британские печатные издания в последнее время либо уменьшили место, выделяемое под колонки винных авторов, либо вообще отказались от них, либо были совсем закрыты целые издания.

В марте 2009 Джоанна Симон перестала писать для газеты Тhe Sunday Times. Аналогичная участь постигла воскресную колонку Ричарда Эрлиха из газеты Тhe Independent. Знаменитые винные колумнисты, муж и жена Джон Бречер (John Brecher) и Дороти Гейтнер (Dorothy Gaiter), перед Рождеством вышли со своей последней 579 колонкой, посвящённой вину в знаменитой газете Тhe Wall Street Journal.

Только недавно пришло сообщение о закрытии испанского винного журнала Sibaritas, редактором которого был Хосе Пенин (José Peñin), знаменитый испанский винный журналист. Журнал издавался на протяжении 18 лет. В лучшие свои времена на его страницах выступали такие «мэтры», как Дженсис Робинсон, Мишель Беттан и др. Он считался лучшим испанским изданием о вине. Существованию журнала помешал нынешний экономический кризис и нарастающее влияние интернет-изданий.

Подписка на журнал резко сократилась в 2009 году. «Чтобы оставаться на плаву, мы должны бы были уменьшить число выпусков в течение года, урезать содержание, отказаться от услуг некоторых давно сотрудничающих с изданием авторов. Мы этого делать не захотели и приняли очень болезненной решение», - сказал Пенин. «Новые технологии, читательские тенденции и предпочтения, новые способы коммуникации с аудиторией подтолкнули нас к решению уйти в интернет», - добавил он.

В конце прошлого года закрылся еще один знаменитый журнал Gourmet, издававшийся в США с 1940 года, который был средоточием кулинарного журнализма. Много внимания в нем уделялось и вину. Для многих он стал членом семьи. Его тираж на момент закрытия был 950 тысяч экземпляров. Главная причина - резкое падение доходов от рекламы.

Газетно-журнальные статьи о вине начинают уподобляться вымирающим видам животных и птиц. Растущее число блогов и винных сайтов означает, что традиционные винные колонки в газетах постепенно сходят на нет. Однако, ставить крест на винной колумнистике, наверное, еще рано, хотя, как образно выразился один обозреватель, «сегодня винные писатели подобны дорогим проституткам в обществе свободной любви».

В России ситуация еще хуже. Те печатные издания, кому удалось выжить, влачат столь жалкое существование, что скорее напоминают бьющегося в агонии смертельно больного. Журнал «Виномания», когда-то считавшийся единственным профессиональным изданием о вине, мертв. И это хорошо, потому как уровень текстов, подача материала, а также редакционный контроль г-на Шапиро, - все это убило журнал уже давно. Нельзя делать издание, концепция которого заключается в том, чтобы угодить хозяину-издателю, который почему-то уверен, что «в журнале должны быть тексты на темы, которые ему интересно обсудить на досуге с друзьями, а все остальное - гавно».

Magnum умер. «Империя вкуса» и еще несколько подобных корпоративно-рекламных изданий - какие-то жалкие попытки рассказать о вине людей, которые мало что о нем знают и учиться не хотят. Единственное, что вполне успешно существует на рынке - корпоратив компании Simple. Журнал классный и сделан действительно качественно. Я даже уверен, что с тем ресурсом, который существует у компании и теми деньгами, которые тратятся на содержание журнала, можно было выпустить не корпоративное, а федеральное издание. Но, простите, вино - это только то, что завозит эта компания, пусть сегодня она и самый значительный игрок на рынке?

Почему есть несколько изданий о яхтах и вполне себе качественных, изданий о часах - еще больше, даже о сигарах и тех не один журнал. Когда я прихожу в магазин, я вижу, что на полке стоят разные вина. Мне на самом деле не очень важно, что Marques de Caceres завозится одним импортером, Pesquera - другим, а Petrus, Château Cheval-Blanc и Chateau Lafit - третьим, четвертым и пятым. Мне, и не только мне, хочется, чтобы были и эти и другие вина.-Было из чего выбрать. Винный бутик - это рынок. Так почему подобное же не происходит и на рынке изданий о вине? Закрыть все винные магазины и оставить исключительно винотеки Grand Cru?

Игроки на нашем винном рынке предпочитают действовать каждый сам по себе и некоторые компании уже от этого пострадали. Да, можно кричать, что винная культура в России находится в зачаточном состоянии, добиваться отмены ЕГАИС и разговаривать с лозой, даже рапортовать о выросших объемах производства-импорта великорусских шато, но все это блеф и сиюминутные достижения. Мы - жалкое подобие мирового винного рынка, и если там все плохо, то у нас никак не может быть все хорошо. А люди как не имели возможности узнать о вине в печатных изданиях, научиться понимать его, чувствовать, судить о его особенностях, так и не имеют.

Где нормальный интересующийся человек может узнать-прочитать о вине? Откуда он может получить эти знания? Только в сети, только из интернета. И хорошо, что даже сегодня в России уже существует несколько площадок, на которых человек может получить интересующую его информацию.

Основная тенденция сегодняшнего дня - от печатного формата к электронному. «Винные» писатели двигаются в сторону сети, поскольку сами газеты двигаются в том же направлении. Электронные издания лишены многих недостатков обычных газет и журналов. Высокая оперативность, практически ежедневное обновление информации, чего просто не может быть в привычных бумажных изданиях, отсутствие ограничения в объеме и интерактивность материалов, мгновенная доставка информации в любой уголок мира 24 часа в сутки.

Винные журналы будут существовать до тех пор, пока их будут поддерживать рекламные или корпоративные деньги. Иссякнет этот ручеек - прощайте периодические издания. Интернет? Хочется верить, что хотя бы здесь удастся создать здоровую конкуренцию и избавиться от журнальной корпоративности, ведь вино... оно выше компаний-импортеров и усилий отделов PR и маркетинга.

 


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.