Удача Бордо

Небывалый спрос на лучшие вина Бордо - результат маркетинговых усилий или чистое везение? Обозреватель журнала Decanter Эндрю Джеффорд (Andrew Jefford) полагает, что это всего лишь удачное стечение обстоятельств

Column-corner
Middle_andrew_jefford

 

«Бордо? Да они одни из лучших в мире маркетологов», - вскричал Рик. Это я болтаю с одним австралийским виноделом и очень неглупым человеком, Риком Кинцбрюнером (Rick Kinzbrunner) из Giaconda. Рик и я, мы нашли много точек соприкосновения, но по одному вопросу наши мнения серьезно разошлись. Цены во время компаний en primeur 2009 и 2010 для вин лучших бордоских шато оказывают странное воздействия на глаза, они делают их размером с блюдце, но может ли это быть исключительно маркетинговым достижением?

«Да», - сказал Рик. «1200 австралийских долларов за бутылку вина хозяйства Первой группы - результат исключительно грамотного маркетинга, только так можно взвинтить цены. Ведь они производят вина достаточно большие количества, но при этом никогда не наводняют рынок своей продукцией. И они при этом очень умело генерируют ажиотаж, заставляя людей еще долго говорить о своих винах». Я продолжал слушать, но собеседник не мог убедить меня.

По моему мнению, процветание бордоской элиты, подобно другим вещам в жизни, дело удачи, случая. В настоящее время три счастливых условия сошлись вместе для бордосцев. Во-первых, они бордосцы, то есть другими словами люди, которым посчастливилось жить на одних из лучших в мире терруарах, где получаются хорошо структуированные, средне- и полнотельные красные вина, способные выдерживаться и развиваться примерно так же, как развивается и человек за время своей жизни, и приобретать при этом новые вкусовые характеристики. Это чем-то похоже на нефтяные поля Саудовской Аравии. Разве кто-то утверждает, что богатство саудитов - это хорошая маркетинговая стратегия?

Вторая составляющая удачи - потепление климата или что бы это ни было, что вызывает регулярное получение отличных урожаев. Пример тому, практически всеобщий консенсус относительно исключительных урожаев 2005, 2009 и 2010 годов - величайшее трио в истории региона. И эта череда может быть еще не закончилась, возможно впереди еще много подобных лет.

Ну и третья составляющая удачи - это то, что наиболее многочисленная нация в мире, чья культура уже на протяжении многих столетий (по крайней мере в литературе) приветствует и поощряет потребление алкоголя и чья чайная культура помогает пониманию таких понятий, как терруар и утонченность вкуса (см. материал «Неразрывная пара»), в последнее время испытывает резкий рост благосостояния. Это логично и даже предсказуемо, что тонкие французские вина, с учетом этого историко-культурного фона, стали очень модным товаром среди быстрорастущей прослойки богатых китайцев. По многим причинам у этой азиатской нации вина Бордо начали ассоциироваться с предметами культа, роскоши и успеха.

Даже неподходящий, неправильный маркетинг не могут навредить имеющейся у бордосцев удаче. Разрушить ее могут только увеличение объемов производства, индустриальный подход к виноделию или ценовая жадность.

Перепроизводство и полное вмешательство в винификационный процесс уже были в истории Бордо в прошлом, но от этого всего отказались. На сегодня самая большая угроза - жадность. Особенно сейчас, когда сами шато умышленно удерживают у себя значительные запасы вина. Думаю, что все в Бордо понимают, что за рынком будет последнее слово, и рынок может оставаться спекулятивным ровно до той минуты, пока пробка не вытащена из бутылки и вино не выпито.

Наиболее успешные хозяйства в Бордо едва ли занимаются хоть каким-то маркетингом. Они производят одни из лучших вин в мире и полностью уверены, что пока данное качество присутствует в их винах, покупатели всегда будут выстраиваться в очередь за их продуктом. Продолжение существования нынешней системы виноторговли в Бордо (Bordeaux place, см. материал «Виноторговая кухня Бордо») говорит о том, что у владельцев хозяйств по-прежнему нет стратегии продаж своей продукции за исключением, может быть, желания летать по миру в бизнес-классе, открывать свои бутылки по самым разным светским поводам, говорить о последнем урожае с виноторговцами и журналистами или встречаться с богатыми коллекционерами в дорогих ресторанах. Я думаю, что для них это тяжелая работа, но о такой работе мечтают многие.

Является ли это уроком для виноделов остального мира? Наверное, нет, поскольку «быть удачливым» - значит вызывать зависть. Если фортуна улыбается вам, надо помнить, что начиная с этого момента только качество продукта ваша основная забота. И если вам трудно, но вы боретесь, качество продукта также дает лучший шанс на спасение. А что же есть качество в вине? Если кратко: оптимизировать все то, что дает природа, но никогда не разрушать естественные свойства продукта.

 

 


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.